Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/9/subject/1


Гонцы эпох

Мы продолжаем публиковать выдержки из текстов великих авторов разных эпох и стран. Написав свои послания и отдав их неизвестным гонцам, они ушли из этой жизни. Они могли бы читать «Со-Общение», как и вы, уважаемый читатель, но получилось так, что они стали нашими авторами. Как если бы «Со-Общение» было перемычкой сообщающихся сосудов, один из которых наполнен авторами, а другой — читателями.

НАМ НУЖНА ВЕЛИКАЯ РОССИЯ

Послание от российского дворянина

Этот человек был убеждённым сторонником и строителем политической стабильности, человеком государственным не на словах, но в любом своём деле, бесстрашным реформатором и политическим борцом, которого не заставили дрогнуть ни покушения, ни гибель близких, ни ненависть радикальной прессы. Павший от руки террориста, он оставил нам куда больше, чем благодарную память и знаменитые афоризмы — стал образцом служения. Пётр Столыпин, граф, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи.

Я исхожу из того положения,.. что все русские люди, жаждущие успокоения своей страны, желают скорейшего разрешения вопроса, который, несомненно, хотя бы отчасти, питает смуту...

Господа, собственность имела всегда своим основанием силу, за которою стояло и нравственное право. Ведь и раздача земли при Екатерине Великой оправдывалась необходимостью заселения незаселённых громадных пространств, и тут была государственная мысль. Точно так же право способного, право даровитого создало и право собственности на Западе.

Цель у правительства вполне определенна: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная.

Начатое дело надо улучшать. Остановитесь, господа, на том соображении, что государство есть один целый организм и что если между частями организма, частями государства начнется борьба, то государство неминуемо погибнет и превратится в «царство, разделившееся на ся».

Господа, нельзя укрепить больное тело, питая его вырезанными из него самого кусками мяса; надо дать толчок организму, создать прилив питательных соков к больному месту, и тогда организм осилит болезнь; в этом должно, несомненно, участвовать все государство, все части государства должны прийти на помощь той его части, которая в настоящее время является слабейшей. В этом смысл государственности, в этом оправдание государства как одного социального целого.

Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма. Им нужны великие потрясения. Нам нужна Великая Россия.

Отправлено 23 мая 1907 года

ТОТАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

Письмо философа

Воодушевлённый романтическими заклятиями воли и героизма, верой в возвращение Воина, этот человек, прошедший через страсть искренних заблуждений и пустыню жестоких разочарований, стал для многих примером не только верности собственному творчеству и таланту, но и своим глубоким убеждениям, которые не смогли поколебать ни недоверие отвергнутых кумиров, ни остракизм идейных противников. Эрнст Юнгер, немецкий писатель и европейский мыслитель.

Искать образ войны на том уровне, где всё может определяться человеческим действием, противоречит героическому духу. Но, пожалуй, в разнообразных сменах декораций и масок, сопровождающих чистый гештальт войны в череде человеческих времён и пространств, этому духу предстает пленительное зрелище. Это зрелище напоминает вулканы, в которых прорывается наружу внутренний огонь земли... где прорывается собственно страсть, то есть прежде всего в голой, не посредственной борьбе не на жизнь, а на смерть.

В войне решающую роль должно было играть отношение, в котором находились к прогрессу отдельные её участники. И в самом деле, здесь следует искать собственно моральный фактор времени, тонкое, неуловимое воздействие которого превосходило даже самые сильные армии, оснащённые последними орудиями уничтожения машинной эпохи, и который, более того, мог набирать себе войска даже в военных лагерях противника. Чтобы наглядно представить данный процесс, введём понятие Тотальной мобилизации.

Теперь попробуем проследить, как растущее превращение жизни в энергию... становящееся всё легче, придаёт всё более резкий характер акту мобилизации, распоряжаться которой во многих странах... было исключительным правом короны... Так, со стиранием сословий и урезанием привилегий одновременно исчезает и понятие касты воинов; представлять свою страну оружием не является отныне обязанностью и преимуществом одних только профессиональных солдат —  это становится задачей вообще всех способных носить оружие.

В этом абсолютном охвате потенциальной энергии, преобразуемой воюющими державами... наверное, наиболее очевидно проглядывает наступление эпохи работы —  она обращает мировую войну в историческое явление, превосходящее по значению Французскую революцию. Для разворачивания энергий в таком масштабе отныне недостаточно вооружиться только мечом —  для этого нужно вооружаться вплоть до самых костей, вплоть до тончайших жизненных нервов. Задачу осуществления этого принимает на себя Тотальная мобилизация —  тот акт, через который широко разветвлённая электрическая сеть современной жизни одним щелчком на распределителе подводится к большому потоку военной энергии.

Русская «пятилетка» впервые явила миру попытку объединения в едином русле совокупных усилий великой империи. Поучительно видеть, как захлебывается экономическое мышление. «Плановая экономика» как один из последних результатов демократии перерастает самое себя, вообще сменяясь развертыванием власти. Во многих местах маска гуманности почти сорвана. Вместо неё выступает наполовину гротескный, наполовину варварский фетишизм машины, —  и именно в тех местах, где отсутствует непосредственное, продуктивное отношение к динамическим энергиям, и дальнобойные орудия вместе с боевыми эскадрильями, вооруженными бомбами, суть лишь военное выражение их разрушительного победоносного похода... Прогресс размалывает остатки старого мира, а в конце концов и самого себя. На протяжении более чем столетнего периода времени «правые» и «левые» играли в мяч, перебрасывая друг другу ослепленные оптическим обманом избирательного права массы. Сегодня во всех странах все однозначнее обнажается факт их тождества, исчезает даже сон свободы. Великолепное и ужасающее зрелище представляют собой движения все более однообразных по своей форме масс, на пути которых мировой дух раскидывает свои сети. Каждое из этих движений способствует тому, что они захватывают еще надежнее и безжалостнее, и здесь действуют такие виды принуждения, которые сильнее, чем пытки: они настолько сильны, что человек приветствует их ликованием. За каждым выходом, ознаменованным символами счастья, его подстерегают боль и смерть. Пусть радуется тот, кто во все оружии и вступает в эти места.

Отправлено в ХХ веке

О ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Избранные места из переписки Арджуны и Шри-Бхагавана

Арджуна — герой индуистской мифологии, сын бога Индры — идеальный воин, у которого сила и мужество сочетаются с благородством и великодушием. Перед началом великой битвы Кришна возвещает Арджуне свою песню — «Бхагавад - Гиту» (заметим, что с «Бхагавад – Ги - той как она есть» она имеет мало общего).  Ключевое послание Гиты: «Когда бы ни наблюдался спад в дхарме и подъём в адхарме, я перевоплощаю себя для защиты добра, для уничтожения зла». Таково сообщение героев прошлого героям будущего.

Приблизясь к наставнику, слово промолвил раджа: «Виждь, о наставник, огромную рать Пандавов, мудрый твой ученик, построил. Лучших из наших узнай, дважды рождённый, моей рати вождей».

Со страданием тяжко томим, Арджуна сказал: «При виде родных, пришедших для битвы, подкашиваются мои ноги. Не надлежит убивать нам к ровных сынов Дхритараштры, ведь погубив свой род, как можем счастливыми быть?

С гибелью рода погибнут непреложные рода законы; если ж законы погибли, весь род предается нечестью, а утвердится нечестье  — развращаются женщины рода. Женщин разврат приводит к смешению каст! Если смешение будет, в ад попадут и весь род, и убийцы рода. Преступленье губителей рода, смешавших касты, упраздняет законы народа, семьи вековые устои. Люди, лишась родовых законов  должны обитать в аду, так указует Писанье!»

Шри-Бхагаван сказал: «Как у тебя в беде такое смятенье возникло? Оно...лишает блаженства, к бесчестью ведёт, Арджуна. Малодушию не поддавайся, это тебя не достойно! Покинув ничтожную слабость сердца, восстань, подвижник!»

Арджуна сказал: «Не знаем, что будет для нас достойней — быть побеждённым иль одержать победу? Мы утратим желание жить, если погубим противостоящих сынов Дхритараштры. Болезнь состраданья меня до глубин поразила; я твой ученик, наставь меня, к тебе припадаю».

Шри-Бхагаван сказал: «Ты мудрую речь говоришь, а сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо: познавшие не скорбят ни о живых, ни об ушедших, ибо я был всегда, так же и ты, и эти владыки народов, И впредь все мы пребудем во веки. Как в этом теле сменяется детство на юность, зрелость и старость, так воплощённый сменяет тела; мудрец не смущается этим».

Касания плоти  приносят страдание, радость, жар, холод, непостоянны они: приходят — уходят; противостань им! Лишь человек, не колеблемый ими, в страдании, радости равный, стойкий, готов для бессмертья.

Небытие не причастно бытию, бытие небытию не причастно; граница того и другого ясна для постигших Правду; итак, сражайся!

Кто думает, что Он убивает, или кто полагает, что убить его можно, оба они не знают: не убивает он сами не бывает убитым.

Он никогда не рождается, не умирает; не возникая, он никогда не возникнет; нерождённый, постоянный, вечный. Он не умирает, когда убито тело.

Кто неуничтожимого, нерождённого, непреходящего, вечного знает, как может такой человек убивать или заставить убить кого-либо? Как, обветшавшие сбросив одежды, новые муж надевает, иные, так обветшавшие сбросив тела, в новые входит носитель тела. Не сечёт его меч, неопаляет пламя, не увлажняет вода, неиссушает ветер; неуязвим, неопалим он, неиссушим, неувлажняем; везде-сущий, он пребывает стойкий, недвижный, вечный.

Рождённый неизбежно умрет, умерший неизбежно родится; о неотвратимом ты сокрушаться не должен. Неуязвим воплощённый всегда в этом теле. Так не скорби ни о каких существах. Приняв во вниманье свой долг, не нужно тебе колебаться. Ведь для кшатрия лучше нет ничего иного, чем справедливая битва.

Как во внезапно отверстые райские двери  радостно вступают кшатрии в такую битву. Если же ты справедливого боя не примешь, ты согрешишь, изменив своим долгу и чести. Говорить станут все о твоём вечном позоре. А бесчестие славному — горше смерти. Великие витязи будут думать, что ты отказался от битвы из страха; ты, кого некогда чтили, станешь для них презренным. Много позорящих слов твои недруги скажут, над мощью твоей издеваясь; что может быть хуже? Убитый — ты неба достигнешь, живой — насладишься землёю; поэтому встань и решись на сраженье! ...Готовься к битве, чтобы греха избегнуть. Решительна эта мысль; а нерешительных мысли нескончаемы, многоветвисты.

Ибо, кто покорил свои чувства, стойко того сознанье.

Записано в индийский эпос «Бхагавад-Гита»
и отправлено неизвестным брахманом
в век Кали-Юга

Дата публикации: 17:11 | 05.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.