Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/9/practice/7


Вступая в игру. За русский мир, связность и развитие

Журнал «Со-общение» открывает обсуждение новой темы — темы игры.

Журнал «Со-общение» открывает обсуждение новой темы — темы игры.

И предполагает, что в ответ может услышать: «Вокруг теракты, детей берут в заложники, мировая интеллектуальная элита обсуждает способы борьбы с терроризмом, а вы — про игры? С тостов начали, а теперь ещё, значит, про игры!»

Да, страна находится в состоянии войны, а Владимир Путин призвал нацию к мобилизации. Но каждый идёт на войну с тем оружием, которым владеет.

У редколлегии журнала и многих его авторов и читателей в опыте есть участие в организационно - деятельностных играх (ОДИ). Некоторые из этих людей знают — имеют в отрефлектированном состоянии, а остальные «нутром чувствуют» — что ОДИ их интеллектуально мобилизуют: приводят в движение коммуникацию, рефлексию, мышление, понимание. Что вырастает потом в «прорыв» в их интеллектуальной, и не только, деятельности. Именно поэтому мы считаем важным и полезным сосредоточиться на этой теме.

«А почему именно ОДИ? Ведь есть ещё ролевые, деловые, имитационные и разные другие игры. И многие тоже мобилизуют: провоцируют командообразование, повышают эффективность коммуникации, заставляют генерировать новые идеи». Действительно, разнообразные игровые технологии уже не первый десяток лет находят своё место в арсенале образовательных, психотерапевтических, проектных, политических, социально - инженерных и прочих столь близких гуманитарно - технологической стезе практик, и применяются они там, где необходим качественный скачок. Но, в отличие от других типов игр, ОДИ создавались как способ работы с проблемами в деятельности.

Что такое проблема? Это когда в ситуации есть два взаимоисключающих решения — и ни одно из них не является полностью удовлетворительным. Журнал часто про это пишет — через метафоры, сравнения, а если ближе к жизни — представьте себя на месте человека, принимающего решение в ситуации захвата заложников. Первый вариант: спасти заложников и идти на штурм; тогда половина заложников погибает. Второй вариант: исполнить требования террористов, и тогда — на следующем шаге — получить массовые захваты заложников и кровавое побоище по всей стране. Необходимо выработать какой-то третий вариант — это и есть проблема.

Каждый может вспомнить себя в ситуации выбора между двумя решениями, ни одно из которых до конца не устраивает. Поэтому ОДИ привлекает наше внимание. А по сопричастности и другие типы сложных игр. Ведь если все они называются играми, значит, между ними есть что-то общее. Что же это? Можно ли на это нечто посмотреть как на гуманитарную технологию и взять на вооружение? В каких ситуациях нужны те или иные игры? Как эффективно играть в сложные игры? Как восстанавливать правила и цели игры, если ты — её участник? И наконец: за что мы платим, когда заказываем ту или иную игру?

Вот вопросы, ответы на которые мы будем искать.

Дата публикации: 11:35 | 05.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.