Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли. / Практика

Скажите, а здесь проектируют будущее?


На Северо-Западе уже никто не вздрагивает, услышав слово «стратегия».

Юрий Перелыгин
научный руководитель Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
jurry@csr.spb.ru
Версия для печати
Послать по почте

Сегодня Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», учреждённый в Санкт-Петербурге ноябре 2000 года, занимает достойное место среди российских и зарубежных фабрик мысли. Среди его партнёров — знаменитая «РЭНД Корпорейшн» и другие признанные think-tank’и. Его миссия — ответить на интеллектуальный вызов, брошенный нам временем.

— Это непросто — быть фабрикой мысли в современной России. Тем не менее Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» успешно действует уже несколько лет. Считаете ли вы, что центр в полной мере решает поставленные перед ним задачи?

— Я вижу одну из первейших задач Фонда в том, чтобы через его деятельность в обществе внедрялась простая истина: думать о будущем важно. Стране нужны люди, считывающие и проектирующие её будущее, создающие его сценарии — точно рассчитанные, рациональные, осуществимые, — основанные на стратегии, разработанной на десять лет вперёд.

Мерить жизнь России избирательными циклами невозможно. Это не укладывается в рамки серьёзного прогнозирования.

Глядите: даже во времена сумятицы 90-х многие семьи старались планировать долгосрочно: понимать, в какую школу и вуз они отправят ребёнка — стремились увидеть его будущее лет на десять. Государство же загадывало на год-два.

Итак, задача Фонда — со-общить предпринимателей, чиновников и экспертов в общем видении будущего страны, регионов, отраслей и путей их развития.

Другая задача — поиск людей, способных думать стратегически. То есть видеть страну как единицу собственного умственного и практического действия. Или учиться этому.

Задача третья — установить продуктивные отношения с теми, кто, работая за пределами России, размышляет и действует в тех же рамках что и мы. Предъявив через доклады, публикации, дискуссии свою способность думать на лаге 20 лет вперёд, мы очень скоро ощутили интерес со стороны мировых think tank’ов.

И американская RAND, и японский NIRA (Национальный институт исследований будущего), и голладнская ING, и китайский Центр стратегических разработок нашли нас. Фабрики, подобные нашей, крайне внимательно следят, не появился ли кто-нибудь новый в их пространстве.

И наконец, задача: предъявить фабрику мысли созданную бизнесом, чтобы помогать решать государственные проблемы, как образец для подражания. Эта задача ещё далека от решения.

— Как на практике строятся отношения между фабрикой мысли ЦСР и создавшим её бизнесом?

— Правление Фонда в лице представителей таких корпораций, как «Балтика», банк «Россия», «Телекоминвест», оборонное предприятие «Гранит» и ряда других — утверждает план работы и бюджет. В этом практическом участии в нашей работе выражается приятие поставленных нами проблем в качестве важных. Дальше действуем мы. И отвечаем за результаты.

ЦСР — это «центр разработок», а не «центр исследований». Признавая важность интеллектуальной мобилизации для выявления проблем и постановки задач, мы предлагаем пути их решения — отвечаем на вопрос «Что делать?». Так, одним из ключевых наших продуктов стала «Доктрина развития Северо-Запада».

Кроме того, мы предложили проект «Статистика пространственного развития», отвечающий на вопрос: какие информационные потоки могут служить основанием для принятия решений ключевыми фигурами в сфере управления (подход к статистике, заточенный под задачи СССР, уже не может обеспечить таких оснований)?

Работа над Доктриной потребовала участия людей, уже работавших над проектами сопоставимого масштаба. Они и сформулировали ряд стартовых концепций. Затем прошла серия деловых игр, мозговых штурмов, публичных обсуждений. В 2001 году была проведена большая ОДИ[1], то есть была проведена та самая интеллектуальная мобилизация, о которой идёт речь. И участвовали в ней около полутора тысяч представителей многих регионов.

Мы считаем, что Северо-Запад — лишь один из многих субъектов стратегирования. Объектом же, по сути, является вся страна.

Северо-Западный округ — один из субъектов стратегирования. Объектом является страна

— Вы уже нашли пути передачи знания заинтересованным государственным структурам? Предприниматели вас слышат. Но слышат ли чиновники?

— У нас была иллюзия, что можно сравнительно легко запустить процесс переговоров и кооперации между различными регионами, входящими в округ. Но мы ошибались. Их руководство всё ещё продолжает жить в логике конкуренции регионов друг с другом.

Но мы ищем решение и, возможно, приближаемся к нему. Выдвинут новый тезис: сначала должны договориться эксперты, проектировщики. Те, чью точку зрения по ряду ключевых вопросов мы помогаем сформировать. И если эти люди договорятся между собой, то смогут убедить и своих руководителей пойти по этому пути.

— И этот подход приносит плоды?

— Да. На Северо-Западе уже никто не вздрагивает, услышав слово «стратегия».

Кроме того, в отношении ряда стратегий уже обозначается интерес. Пройдёт три - четыре года, и появятся трансрегиональные проекты, не навязанные Центром, а инициированные на месте и разработанные с помощью инновационных проектировочных технологий.

В первую очередь речь идёт о развитии инфраструктуры: дороги не должны обрываться на границах субъектов федерации, как это бывает сегодня. Портовые комплексы не могут развиваться только в одном регионе, без учёта существования таких же комплексов у соседей. Нельзя создавать крупные промышленные объекты, забывая, что это грозит соседям, например, оттоком рабочей силы.

И эта тактика — продвижение к решениям лидеров через взаимопонимание экспертов — может работать не только в России...

Если предположить, что в мире есть 1-2 тысячи лиц, принимающих решения, и раза в четыре больше людей, эти решения готовящих, то и в этом случае есть кому договариваться.

Мы выпускаем Russian Expert Review — издание, которое внимательно читают на Западе. Обращаясь через него к тамошним экспертам, мы обращаемся и к лицам, принимающим решения. Формируем их точки зрения по проблематике, важной для нашей страны.

Из вызовов, брошенных нам, главный — интеллектуальный. России катастрофически не хватает проектного мышления. Если в СССР проектная деятельность была избыточна, то сейчас мы сталкиваемся с её недостаточностью. Ведь когда есть пять-шесть проектных предложений, из них можно выбирать, а когда только одно...

Проектный цех разрушен, и его придётся возрождать почти с нуля, что очень затратно. И здесь мы проигрываем.

Но выход очевиден: бизнесу пора стать союзником государства в решении этой проблемы. Нам же удалось запустить стажёрскую программу для молодежи по градоустроительному проектированию! Это позволяет отбирать тех, кто готов и дальше работать в этой гуманитарно-технологической отрасли.

Мы уже отобрали 40 молодых людей. Надеюсь, десяток профессионалов из них вырастет. Если таких усилий будут сотни, мы наверстаем отставание.

Беседовал Лев Малахитов

 

[1] Организационно-деятельностная игра.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли.
Тема номера
Стратегический прорыв: ожидание или подготовка?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Тосты от редакции
Редакция «Со-общения»
Всеобщая мобилизация комментаторов. Первый подход к снаряду
Ширхан Павлов
Аналитическое послесловие к трагедии в Беслане
Сергей Переслегин
Камелот, или интеллектуальная мобилизация России
Александр Неклесса
Сообщения
Baltic pr weekend. Теперь суббота начинается в четверг
Стипендии имени великого консультанта вручили его российские наследники
Xerox: лаконизм логотипа обеспечен усилением бренда
Стабилизаторам служить вечно? В Питере поставят надгробный памятник холодной войне
Студенты всё ещё рвутся пиарить
Актуальный сюжет
Мобилизация или что?
Алексей Цветков
Стабильность или как?
Владимир Жарихин
Практика
Экспертному сообществу предъявлен счёт. Гамбургский
Интеллектуальная Россия
Строители града будущего
Борис Межуев
Троянский конь с искусственным интеллектом
Георгий Афанасьев
Система эксперт – машина
Ульви Касимов
Think tank — интерфейс между властью и академией
Сергей Градировский
Скажите, а здесь проектируют будущее?
Юрий Перелыгин
Вступая в игру. За русский мир, связность и развитие
Редакция «Со-общения»
Yorgi s urgiv meargi
Ирина Шиманская
Йохан Xёйзинга. Человек играющий
Карнавал, Маскарад, Кавардак
Неразрешимых проблем нет
Александр Друзь
Оперативный простор
Гуманитарные технологии эпохи возрождения
Алексей Ширшов
Вполне себе выносимая неопределённость мира
Виктор Осипов
Отчимы и мачехи Григория Мелехова
Анна Бражкина
Когда начнется муйня
Олег Дивов
Учитесь социальной ответственности
Эдуард Михневский
Разумное, доброе, вечное
Кондратий Рылеев
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.