Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли. / Практика

Карнавал, Маскарад, Кавардак


Версия для печати
Послать по почте

Бахтин. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья

Шуты, дураки, паяцы. Вселенский смех хаоса. Гримасы, гротеск, грёзы. Маски, куклы, марионетки. Турбулентный карнавал — пульсация взрывов аскетичной и строгой атмосферы Средневековья. Большие города жили карнавалом в общей сложности до трех месяцев в году.

И эта остановка времени, проваливание его в Ничто порождало сверхприбыли. Ярмарки с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей, сопровождавшиеся театральными постановками, так активизировали экономику, что толчка хватало до следующей ярмарки.

На время праздника стирались все мыслимые различия и иерархии. Всё переворачивалось с ног на голову. Высокопоставленные церковники разрешали себе отдых от благоговейной серьёзности, пародируя учёные трактаты. Короновали осла. Апофеоз карнавально-смеховой культуры — праздник дурака, в раннее Средневековье занимавший вполне легальное положение. «Праздники дураков в основном носили характер пародийной травестии официального культа, сопровождались переодеваниями и маскировками, непристойными танцами. Почти все обряды праздника дураков являются гротескными снижениями различных церковных обрядов и символов путём перевода их в материально-телесный план: обжорство и пьянство прямо на алтаре, неприличные телодвижения, обнажение тел», — пишет Бахтин.

Формат общения приобретал фантастическую ирреальность стирания всех границ, запретов, норм, правил, дистанций. Порождая причудливые речевые жанры, переплетённые с фамильярничаньем, ругательствами, пародированием и смеховыми формами.

Смех, смех, смех. Тотальное обсмеивание, пародия, обыгрывание. Шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьёзного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари). Шут — фигура-промежуток на грани двух миров: реального и воображаемого, жизни и искусства. В огне карнавала границы реальности расплавляются: «В карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью».

Символ карнавала — маска. «Маска связана с радостью смен и перевоплощений, с весёлой относительностью, с весёлым же отрицанием тождества и однозначности, с отрицанием тупого совпадения с самим собой; маска связана с переходами, метаморфозами, нарушениями естественных границ, с осмеянием, с прозвищем (вместо имени); в маске воплощено игровое начало жизни, в основе её лежит совсем особое взаимоотношение действительности и образа, характерное для древнейших обрядово-зрелищных форм». И если в народном карнавале маска стирает идентичности, позволяя быть кем угодно, то она же, оторванная от смеховой культуры, «обедняется и получает ряд новых значений, чуждых её изначальной природе: маска что-то скрывает, утаивает, обманывает и т. п. В романтизме маска почти полностью утрачивает свой возрождающий и обновляющий момент и приобретает мрачный оттенок. За маской часто оказывается страшная пустота, Ничто. Между тем в народном гротеске за маской всегда неисчерпаемость и многоликость жизни».

Карнавально-смеховой формат держал в себе хаос, приучая людей к нему и давая возможность «дырявить» заполненность и серьёзность обыденного и порядка. Воплощая собой идею вселенского обновления, он тренировал преодоление страха — «крайнего выражения односторонней и глупой серьёзности, побеждаемой смехом».

Корни карнавала — в римских сатурналиях, дионисийских мистериях, которые мыслились как реальный и полный (но временный) возврат на землю золотого века, века безграничных возможностей, подлинной жизни и настоящего единения.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли.
Тема номера
Стратегический прорыв: ожидание или подготовка?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Тосты от редакции
Редакция «Со-общения»
Всеобщая мобилизация комментаторов. Первый подход к снаряду
Ширхан Павлов
Аналитическое послесловие к трагедии в Беслане
Сергей Переслегин
Камелот, или интеллектуальная мобилизация России
Александр Неклесса
Сообщения
Baltic pr weekend. Теперь суббота начинается в четверг
Стипендии имени великого консультанта вручили его российские наследники
Xerox: лаконизм логотипа обеспечен усилением бренда
Стабилизаторам служить вечно? В Питере поставят надгробный памятник холодной войне
Студенты всё ещё рвутся пиарить
Актуальный сюжет
Мобилизация или что?
Алексей Цветков
Стабильность или как?
Владимир Жарихин
Практика
Экспертному сообществу предъявлен счёт. Гамбургский
Интеллектуальная Россия
Строители града будущего
Борис Межуев
Троянский конь с искусственным интеллектом
Георгий Афанасьев
Система эксперт – машина
Ульви Касимов
Think tank — интерфейс между властью и академией
Сергей Градировский
Скажите, а здесь проектируют будущее?
Юрий Перелыгин
Вступая в игру. За русский мир, связность и развитие
Редакция «Со-общения»
Yorgi s urgiv meargi
Ирина Шиманская
Йохан Xёйзинга. Человек играющий
Карнавал, Маскарад, Кавардак
Неразрешимых проблем нет
Александр Друзь
Оперативный простор
Гуманитарные технологии эпохи возрождения
Алексей Ширшов
Вполне себе выносимая неопределённость мира
Виктор Осипов
Отчимы и мачехи Григория Мелехова
Анна Бражкина
Когда начнется муйня
Олег Дивов
Учитесь социальной ответственности
Эдуард Михневский
Разумное, доброе, вечное
Кондратий Рылеев
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.