Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли. / Оперативный простор

Разумное, доброе, вечное


Как объект управления и источник дохода.

Кондратий Рылеев
Версия для печати
Послать по почте

Следует ли оставаться издателем с большой буквы или, презрев свободу слова, поступиться принципами ради спокойствия частной жизни и материальной выгоды? С какими чертами долгосрочного планирования должен быть знаком профессиональный менеджер СМИ? Как организовать структуру газетного маркетинга? Да и можно ли вообще управлять современным бумажным СМИ? Про всё это — в книге Конрада Финка «Стратегический газетный менеджмент».

ГАЗЕТНЫЙ БИЗНЕС: ВЫЗОВ ЗА ВЫЗОВОМ

В Америке просто море газет. Так там всё устроено. С самого своего начала. США себя просто представить не могут без бумажной периодики. А вот Россия — вполне. Ведь были же такие времена, когда ни про какие периодические издания в нашей стране и не ведали. А в Штатах таких времён не было, потому-то там газетный бизнес столь циклопически силён и богат.

Любопытно: в 70 — 80-е годы прибыли в газетной отрасли значительно превышали показатели большинства других секторов американской экономики!

И это несмотря на то, что, с тех пор как газета была практически монопольным носителем массовой информации, уже много воды утекло и в Миссисипи, и в Патомаке, и в Гудзоне. То есть потом ведь появилось радио и принялось бурно развиваться, захватывая всё более широкую аудиторию. Тут-то все думающие люди и решили, что у бумажного носителя появился страшный конкурент, который его того и гляди сокрушит. Но не тут-то было. Газетам удалось довольно долго держать радио вообще вне информационного бизнеса — учреждённое их владельцами агентство «Ассошейтед Пресс» отказывало радиостанциям в информационных услугах. Ну а потом сменилось поколение газетных магнатов, и пришедшие в бизнес новые люди поняли: избавиться от радио не удастся. И тогда просто стали скупать станции. Так радио стало дополнением к их печатной продукции, как для читателей, так и для рекламодателей.

Другой вызов был брошен телевидением. Уж этот-то супермонстр точно завалит старого бумажного дракона — решили думающие люди, глядя в ящик. Но не тут-то было. С 1950 года во всей Америке закрылось только 200 печатных изданий. И всё потому, что дошлые «дьяволы ротационных машин» быстро сориентировались и принялись печатать уйму местных новостей, которых не было на ТВ, но которые были важны для покупателей и подписчиков. Более того, журналисты изменили и стиль публикаций — начали разъяснять читателям суть происходящих событий и их возможные последствия, чего не могли сделать никакие другие СМИ, включая ТВ. А читатели тем временем очень позитивно воспринимали газетные комментарии к событиям, уже известным им из теленовостей.

Потом грянул Интернет вместе со своей дешевизной, свободой и необъятным коммуникационным пространством. Вот, решили понимающие люди, теперь-то уж им точно каюк. Однако и на сей раз «акулы пера» сумели выплыть из водоворота конкуренции. Редакторы большинства солидных газет принялись превращать их в элитные (во всяком случае по отношению к плебейской Сети) коммуникационные инструменты, с таким содержательным наполнением, которое привлекало бы образованных и обеспеченных людей. Они занимались этим, пока рекламщики не без успеха распространяли суждение о том, что будет гораздо лучше, если реклама попадёт в руки интеллектуальных и высокооплачиваемых деловых людей и профессионалов, у которых больше денег и больше желание их потратить, чем у малообеспеченных телезрителей и сетевых сёрферов.

И потом, все бумажные издания быстро завели свои собственные сайты!

Короче, газетный бизнес выстоял и продолжает развиваться. В частности, считается, что газета становится в США элитным СМИ.

Во всяком случае, так утверждает Конрад Финк.

О ПОЛЬЗЕ ДИАЛОГА

Впрочем, тот факт, что книга «Стратегический газетный менеджмент» стала в США чуть ли не всеобщим учебником по производству газет, ещё не означает, что её автор всегда прав и что всё, о чём он пишет, может быть с успехом использовано в России. И более того, что американский опыт этого вида бизнеса может быть легко и прибыльно перенесён на российскую почву.

Можно было бы привести немало соображений, и, кстати, далеко не только культурного, но и экономического характера, которые бы изрядно потрепали такую иллюзию. Однако делать это ни к чему, поскольку в целом ремеслу журналиста, находящемуся сегодня в ситуации непрерывного и небезболезненного перехода в постиндустриальное пространство и его освоения, необходим обмен знаниями о деловых и профессиональных практиках различных стран и культур. Этого требует, прежде всего, сравнительно скорая и, скорее всего, неизбежная стандартизация подходов и к профессии журналиста, и к менеджменту в информационном бизнесе, и к управлению вообще. И хотя никто не сказал, что в качестве образца для неё будет выбрана именно американская традиция, а не, скажем британская или русская, учитывать такую возможность следует.

Отсюда тезис о пользе диалога и важности работы с зарубежными источниками.

В конце концов, газетное дело пришло в Россию из Европы, но мы ухитрились так его переосмыслить и реорганизовать, что за недолгий срок создали не только совершенно своеобразную русскую, а затем и мощную советскую журналистскую школу, но и совершенно специфическую полиграфическую эстетику. Но при этом, конечно, не следует забывать, что и то, и другое, и третье всегда было и остаётся в пределах общей евро-американской культуры Нового Севера. Ведь никто даже и не пытается изучать стратегический газетный менеджмент по, например, арабским источникам или творчески работать с макетированием в японской стилистике, хотя такое экспериментирование само по себе могло бы привести к любопытным находкам.

ПРЕССА РУССКОГО МИРА

Однако у этой темы есть и другая сторона. Обратите внимание: американские авторы предлагают нам отлично структурированные и хорошо написанные образовательные материалы, снабжённые многочисленными примерами и фактами, содержащие данные о бизнес- и «творческом» планировании, организации продаж, работе с персоналом, рекламе и маркетинге и множестве других небесполезных вещей. Между тем сомнительно, чтобы книги, освещающие ту же область, изданные по-русски в России, переводились американцами и использовались в качестве пособий и инструментов диалога.

Это значит, что медиа Русского мира пока ещё отстают от медиа мира Американского. Это, впрочем, не повод для сожаления, но резон для размышлений и выводов.

Любому прилежному студенту журфака, аспиранту, да и опытному журналисту и управленцу книга Конрада Финка будет любопытна и полезна, поскольку содержит большое количество совершенно конкретных и точных рекомендаций, которые уже сегодня применимы по обе стороны океана.

Благодарим издательство
Корпорация «Фёдоров»
За любезно предоставленную книгу


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли.
Тема номера
Стратегический прорыв: ожидание или подготовка?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Тосты от редакции
Редакция «Со-общения»
Всеобщая мобилизация комментаторов. Первый подход к снаряду
Ширхан Павлов
Аналитическое послесловие к трагедии в Беслане
Сергей Переслегин
Камелот, или интеллектуальная мобилизация России
Александр Неклесса
Сообщения
Baltic pr weekend. Теперь суббота начинается в четверг
Стипендии имени великого консультанта вручили его российские наследники
Xerox: лаконизм логотипа обеспечен усилением бренда
Стабилизаторам служить вечно? В Питере поставят надгробный памятник холодной войне
Студенты всё ещё рвутся пиарить
Актуальный сюжет
Мобилизация или что?
Алексей Цветков
Стабильность или как?
Владимир Жарихин
Практика
Экспертному сообществу предъявлен счёт. Гамбургский
Интеллектуальная Россия
Строители града будущего
Борис Межуев
Троянский конь с искусственным интеллектом
Георгий Афанасьев
Система эксперт – машина
Ульви Касимов
Think tank — интерфейс между властью и академией
Сергей Градировский
Скажите, а здесь проектируют будущее?
Юрий Перелыгин
Вступая в игру. За русский мир, связность и развитие
Редакция «Со-общения»
Yorgi s urgiv meargi
Ирина Шиманская
Йохан Xёйзинга. Человек играющий
Карнавал, Маскарад, Кавардак
Неразрешимых проблем нет
Александр Друзь
Оперативный простор
Гуманитарные технологии эпохи возрождения
Алексей Ширшов
Вполне себе выносимая неопределённость мира
Виктор Осипов
Отчимы и мачехи Григория Мелехова
Анна Бражкина
Когда начнется муйня
Олег Дивов
Учитесь социальной ответственности
Эдуард Михневский
Разумное, доброе, вечное
Кондратий Рылеев
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.