Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли. / Оперативный простор

Вполне себе выносимая неопределённость мира


Современное искусство как деятельность интерпретации. «Арт-Клязьма» — последний гвоздь в сгоревшую дачу Маяковского.

Виктор Осипов
Агентство эффективной культуры
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Когда наступает осень и серьёзные люди принимаются считать цыплят, в популярном пансионате «Клязьминское водохранилище» проходит фестиваль современного искусства «АртКлязьма». Вот и теперь 10 — 12 сентября там собралась изрядная компания артдеятелей, на три дня превратившая своими инсталляциями (художественными объектами) и перформансами (художественными действиями) территорию пансионата в увлекательное «пространство неопределённости». В нём-то и оказался наш друг и автор Виктор Осипов...

МНИМАЯ ПУСТОТА НА ВЕРХНЕЙ ПЛОЩАДКЕ

Итак, пространство неопределённости... Здесь, пожалуй, следует оговориться: я не стану строить домыслов о том, какое воздействие «оказал» фестиваль на его зрителей. Но буду писать о воздействии, которое он оказал на меня и мог бы оказать на других.

Впрочем, в данном случае речь идёт не просто о «воздействии» — фестиваль как бы создавал поводы, условия и пространство для моей собственной интерпретативной работы.

В чём особенности созданного фестивалем пространства?

Не в музее и не в специальном павильоне, в обыденном пространстве подмосковного пансионата проходит фестиваль современного искусства. Что это значит?

Например, то, что каждый наблюдаемый там объект может оказаться инсталляцией и абсолютно каждое наблюдаемое действие — прогулка стайки арттусовщиц за пивом или, скажем, мытьё обслугою посуды — перформансом. Это ввергает заинтересованного и ищущего участника в постоянно настороженное и внимательное отношение ко всему, что он видит...

Впрочем, там была хитрость: возле, собственно, инсталляций стояли таблички. И часто это было единственное, что позволяло думать о некоем предмете, как об арт-объекте. Скажем, дерево, покрашенное зелёной краской, сопровождалось табличкой «Зелёное дерево». Но и таблички не могли до конца избавить от головокружительного ощущения неопределённости, волшебной пластичности мира вокруг, который с лёгкостью поддавался любым истолкованиям...

На второй день в баре «Облако» случилась драка.Организаторы поспешили заверить, что это «перформанс». Однако, кто может знать, как оно было «на самом деле»? В ситуации, когда всё не только может «оказаться» инсталляцией или перформансом, но может быть (хотя и задним числом) объявлено художественным объектом или действием, это самое всё таким действием и становится!

А в другом месте проходил «аукцион», на котором, среди прочего, продавался «гвоздь из сгоревшей дачи Маяковского». И снова непонятно — то ли это в точности оттуда гвоздь, то ли нет, да и имеет ли это значение, если происходит вот такая художественная акция — продажа реальных предметов с вымышленной историей.

Но зритель не дурак. Он теперь тоже может истолковывать что-то (а точнее — всё) как арт-объект, даже если это никаким арт-объектом не считается. То есть если никто из участников фестиваля не истолковывает что-то как инсталляцию, это без труда может сделать сам наблюдатель. «Леса в лесах» (странный объект, что-то типа многоярусной лестницы) был, как впоследствии выяснилось, построен для фестиваля два года назад. Однако там не было таблички. Это позволило истолковать этот объект как инсталляцию «Анонимный автор», демонстрирующую бессмысленность пути человека вверх, к небесам. Творец остаётся анонимным. А небеса (верхняя площадка лестницы) пусты...

Конечно, подобные интерпретации требуют собственного творчества: ну вот глядите — только что был просто объект — лестница, но теперь — будучи назван мною — он уже художественное произведение, имеющее и название, и смысл. Как бы ничего не пришлось менять, ничего как бы не изменилось. Разве что интерпретация...

В ПОИСКАХ СО-ТВОРЦОВ

Современное искусство давно хочет от зрителей сотворчества — интенсивной работы по пониманию заложенных художниками смыслов. Хочет управлять восприятием и пониманием. Между тем художник обладает двумя средствами трансляции смысла — это сам объект (действие) и его название.

Ну, что бы можно было подумать о травяных «следах», спускающихся по песку к водохранилищу, если бы не их название — «Живое уходит»?

Но, как показал фестиваль, дело даже не в конкретных предметах и смыслах, создаваемых художниками, а в том, что современное искусство в целом растворяет грани искусства и жизни, «вымышленного» и «реального», позволяя каждому — в интерпретации — стать творцом и художником окружающего пространства.

«Деревня» — арт-объект Николая Полисского — была одновременно столовой, где питались гости фестиваля. И очередь за едой в таком пространстве однозначно воспринималась (даже, когда я в ней стоял) как художественная практика — своеобразная дань современному искусству, которую положено платить временем. Вот так, время жизни — за еду, обмен неадекватный, а вот время за стояние в очереди, которая есть произведение искусства, — почему бы и нет?

Особенно если знать, что в прошедшие годы Полисский и Батынков соорудили (при помощи мужиков) в деревне Никола-Ленивец Калужской области несколько арт-объектов из подручных материалов. Например, «Вавилонскую башню».

И теперь самогон из этой деревни можно было купить в «Деревне».

ЧТО НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ИНСТАЛЛЯЦИЕЙ? ДА НИЧТО

Всё может быть (или стать) инсталляцией или перформансом. И не только в специально созданном пространстве фестиваля. Он лишь механизм, запускающий интерпретативное творчество, которое затем, вырываясь за его пределы, устремляется в так называемую «обыденную жизнь».

Любой социальный проект — это проект искусственный. А «естественное», природа, natura... Отчего же ей не быть тоже творением искусства — просто более высокого уровня? Творением Великого Садовника и Великого Мастера[1].

Символом этой неопределённости соотношения «искусственного» и «естественного» в окружающем мире представляется мне лучшая инсталляция фестиваля — работа Елены Берг «Соловьи и розы», где на зелёных кустах, окружающих пансионат, размещены искусственные белые розы... Очень красиво.


[1]  О поиске смысла деяний Великого Мастера — см. «Заметки о мифологиях предназначения».


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Интеллектуальная мобилизация. Игра. Фабрики мысли.
Тема номера
Стратегический прорыв: ожидание или подготовка?
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Тосты от редакции
Редакция «Со-общения»
Всеобщая мобилизация комментаторов. Первый подход к снаряду
Ширхан Павлов
Аналитическое послесловие к трагедии в Беслане
Сергей Переслегин
Камелот, или интеллектуальная мобилизация России
Александр Неклесса
Сообщения
Baltic pr weekend. Теперь суббота начинается в четверг
Стипендии имени великого консультанта вручили его российские наследники
Xerox: лаконизм логотипа обеспечен усилением бренда
Стабилизаторам служить вечно? В Питере поставят надгробный памятник холодной войне
Студенты всё ещё рвутся пиарить
Актуальный сюжет
Мобилизация или что?
Алексей Цветков
Стабильность или как?
Владимир Жарихин
Практика
Экспертному сообществу предъявлен счёт. Гамбургский
Интеллектуальная Россия
Строители града будущего
Борис Межуев
Троянский конь с искусственным интеллектом
Георгий Афанасьев
Система эксперт – машина
Ульви Касимов
Think tank — интерфейс между властью и академией
Сергей Градировский
Скажите, а здесь проектируют будущее?
Юрий Перелыгин
Вступая в игру. За русский мир, связность и развитие
Редакция «Со-общения»
Yorgi s urgiv meargi
Ирина Шиманская
Йохан Xёйзинга. Человек играющий
Карнавал, Маскарад, Кавардак
Неразрешимых проблем нет
Александр Друзь
Оперативный простор
Гуманитарные технологии эпохи возрождения
Алексей Ширшов
Вполне себе выносимая неопределённость мира
Виктор Осипов
Отчимы и мачехи Григория Мелехова
Анна Бражкина
Когда начнется муйня
Олег Дивов
Учитесь социальной ответственности
Эдуард Михневский
Разумное, доброе, вечное
Кондратий Рылеев
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2017
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.