Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/9/op/0


Гуманитарные технологии эпохи возрождения

Пограничная зона. Пространство перехода

О ПОЛЬЗЕ ИСТОРИИ ДЛЯ БИЗНЕСА И ПОЛИТИКИ

Эпоха так называемого Возрождения. Смех и слёзы. Величие и трагедия. Николло Макиавелли. Аскетичный истовый проповедник Савонарола. Сын Папы Римского, «белокурая бестия» Чезаре Борджиа, объединивший вокруг себя ведущих интеллектуалов своего времени — Леонардо да Винчи, Макиавелли и др. Семья Медичи. Сервантес и Дон-Кихот, сражающийся с ветряными мельницами. Непрекращающиеся войны между кланами, родами, княжествами, эпидемия венерических заболеваний, корабли дураков. Сверхфривольный даже для нашей фри-лав эпохи «Декамерон» Бокаччо против сверхвозвышенных Данте, Шекспира и Петрарки. Расцвет искусства и начало подъёма буржуазии. Подготовка Нового времени и Просвещения. Эпоха Великих географических открытий. Реформация — вызов католичеству. Войны и столкновения католиков и протестантов после окончания Крестовых походов католиков против мусульман.

Я пишу уже пятую статью цикла «История ГТ». Древняя Греция, Римская империя, перелом эр, средние века. Зачем и какой в этом смысл? Чем они могут быть полезны и для кого? Исторические истории — словно рыба в океане, но, чтобы их поймать, нужна сеть — ключ к историческому чтению.

История окрыляет проектное мышление — об этом нам говорит гуру антиглобализма и социологических опросов Пьер Бурдье (любимые клиенты — Сорбонна и Кодак), демонстрируя, каким образом искусственно создавалось то, что мы считаем естественным. Демонстрация монстра «естественного». Яркий пример: казалось бы, нет ничего естественнее Дня Рождения. Однако его существование было насильно инсталлировано в древние общества властями для понимания того, когда забирать в армию и с какого момента требовать оплаты подушной подати. Корни дня рождения уходят в Вавилон. А это значит, что возможно скоро — в следующем поколении — дней рождения уже не будет.

Или точка зрения. Само словосочетание и его основание были созданы уже в Новом времени школой Лейбница, но подготавливалось оно в эпоху Ренессанса. Каким образом? Средневековые иконы писались в технике обратной перспективы, преобразуя то, как глаз видит физическую реальность, в символическую схему мира, устроенного иерархическим образом. Шёл по улице Леонардо да Винчи, которого не устраивали рамки средневековой культуры. И спроектировал (вместе с другими титанами Возрождения) теорию прямой перспективы, в соответствии с которой пространство однородно и равнозначно, сломав символическую ткань иерархии мира. То, как видит глаз, и надо писать на холсте. И не надо вносить в физику человеческое. Так были сломаны знаковые управляющие системы Средневековья, что открыло возможности развитию науки, инженерии и national state (см. «Общее Дело» в апрельском номере О-О). А что открывает нам разрушение ультраструктур, знакоткани, идеологических кодов Красного проекта?

Недавно мне показали обычный путеводитель для туристов по городу Владимиру, где приводились данные не из «официальной» истории, а из истории Носовского-Фоменко. Что это? И чему это служит? На что указывает?

А вспоминая Стокгольмскую школу экономики, можно по поводу пользы истории процитировать Рольфа Йенсена, пишушего о том, что скоро начнётся охота брендостроителей за новыми историями и, выполняя их заказы, группы географов поедут в неизведанные дебри Амазонки записывать незаписанные истории.

МАСТЕРСКАЯ КЕЙСОВ

Кстати, говорят, что «кейс» на одном из португальских диалектов означает «проблема». Решение проблемы — это продвижение сквозь пространство перехода. Проблема — в переводе с греческого «мыс». Кусок суши-порядка, выдающийся вперёд, в тёмные глубокие таинственные воды хаоса. По-другому — фронтир, передвигающийся рубеж, граница. Продвижение, живущее за счёт амбиций высокого плана. И конкурентоспособность Страны и её граждан напрямую зависит от уровня амбициозности. И если не будет амбиций — Русский Мир станет объектом чужих амбиций. C’est la vie.

Поэтому необходимость мобилизации возникает в тот момент, когда происходит выдвижение вперёд. Или, наоборот, когда происходит интервенция. В движение другого порядка или хаоса. Для Страны такой интервенцией, вызовом стали последние события. И лично для меня. Именно сейчас могло бы оказать пользу обращение к истории. Не только к истории террора, но в том числе и к ней. Ведь история — это хранитель фактов/кейсов. Учитель жизни. Но это дело по силе персонажу вроде шестирукого Шивы. Мыслетанку — мастерской исторических кейсов «Геродот». А её продукты могли бы быть полезны проектным группам, консалтингу. Тем, кто выходя в новое и неизведанное, ищет опор и прецедентов. Или тем, кто хочет освежить, отстранить привычное и застывшее, дабы выйти на просторы креатива.

ИСТОРИЯ ГТ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение — один из самых неоднозначных периодов мировой истории. Рядом с ним — Реформация и Контрреформация. Жестокие кровопролитные войны между католиками и протестантами.

Жил-был юноша-горбун, сын врача, усердно читавший Платона в оригинале. Звали его Марсилио Фичино. Как-то раз на него обратил внимание некоронованный правитель Флоренции Козимо Медичи. Они стали общаться. Медичи подарил ему имение, куда Фичино стал приглашать знакомых интелеллектуалов. Завлекая их тем, что формат коммуникации выстроен по образцу платоновской Академии. Так образовалась Флорентийская Академия. В одном хронотопе собираются Микеланджело, Боттичелли, Леон Баттиста Альберти, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола. А также политики, дипломаты, купцы. Подобные неформальные объединения стали множиться в противовес официальным формам общения — университетам и монастырским школам.

Здесь не читают лекций, но ведут непринужденные беседы, не устраивают диспутов с целью получения официального ученого звания, но в память и в подражание платоновскому «Пиру» устраивают духовные «пиршества» и разыгрывают некое подобие античного диалога. Вот такой случай интеллектуальной мобилизации. Складывание неформальных академий размыло фундамент средневековым университетам и расчистило место для складывания университетов Нового времени. Не расчистишь — не построишь. Может быть, сейчас, когда система образования отстаёт от меняющейся среды, пора организовывать другие, неформальные формы?

Почему античная Греция стала так сильно привлекать элиты Возрождения, что сделало возможной встречу интеллекта и власти? Несущие конструкции здания средневековой культуры уже не выдерживали увеличивающиеся нагрузки. Росло влияние буржуазии, росли города, мануфактуры. Открывались новые страны.

В ситуации новых горизонтов выйти за существующее прокрустово ложе правил можно было только за счёт обращения к другим правилам. Например, к древнегреческим, притягивающим своей игривостью и эротичностью устремлённых к наслаждению. Как если бы кооператору в 80-х стало бы тесно в устаревшей советской идеологии и он стал бы обращаться к западной литературе, фильмам. Только «бы» тут лишнее.

Хотя, например, Николло Макиавелли, видит в античном мире нечто иное. Героизм, доблесть, кейсы использования различных стратегий и тактик. Изучая историю Греции и Рима, он пишет «Государя», «Размышления о первой декаде Тита Ливия», «Военное искусство». Консультирует Чезаре Борджиа, Большой Совет, семью Медичи.

Интересно, что, создавая «Государя», Макиавелли обращается чаще к кейсам из пространства воображаемого, нежели к тем, что принято называть реальными. Моисей, основатель персидской империи Кир, легендарный афинский царь Тезей, мифический основатель Рима Ромул — таковы персонажи аналитического отчёта итальянского консультанта. Макиавелли кардинально сменил представление о политике и власти, опираясь именно на историю. Таким образом совершив переход от исследования к проектированию.

С одной стороны — гуляющие в саду интеллектуалы, художники, дипломаты. Своими текстами в виде букв и образов меняющие культуру. С другой стороны, например, Чезаре Борджиа, сладострастный диктатор, страдающий от сифилиса. Обретя в садах иллюзию вседозволенности и безграничной мощи человека, самолюбующиеся титаны Возрождения ставят человека почти на место Бога. Или наоборот. Это потом назовут антропоцентризмом. Переплетённым с магией, оккультными науками и Кабаллой. И если ранние возрожденцы проникнуты восторгом, то поздние — после проверки временем и реальностью восторженных и горделивых мыслей о человеке — уже пессимистичны и депрессивны.

Быть или не быть — под этим слоганом проходит Возрождение (чтобы возродиться — надо умереть), пространство перехода, пограничное состояние между смертью и жизнью, бытием и небытием, порядком и хаосом, плотью и пустотой.

И обратившись к Шекспиру (как уже известно, это не человек, а бренд фабрики литературной мысли), мы многое поймём про Возрождение и про самих себя. И в «Ромео и Джульете» скорее видится война кланов/родов, а не романтическая история любви. А в «Отелло» — война бесхитростной чести и бесчестной хитрости.

На подходе к Возрождению Запад избавляется от проказы, и бесчисленные запустевшие лепрозории, проплешины ужаса и смерти, начинают наполняться новым содержанием — венерическими болезнями, безумием, гримасами смерти и зла.

Символическая фигура Другого отправляется в плавание на Корабле Дураков, «загадочного пьяного корабля, бороздящего тихие воды притоков Рейна и фламандских каналов», — как пишет об этом Мишель Фуко в «Истории безумия».

Символ корабля появился из античной истории об аргонавтах. В моду входит сочинение «Кораблей» («Корабль государей и бранных подвигов дворянства», «Корабль добродетельных дам», «Корабль здоровья»), чей экипаж, состоящий из вымышленных героев, из олицетворенных добродетелей и пороков или социальных типов, отправляется в великое символическое плавание; оно приносит персонажам если не благоденствие, то по крайней мере встречу со своей судьбой либо с правдой о самом себе.

Корабли и вода неслучайно привлекают Возрождение, плывущее по лезвию ножа. Вода — символ хаоса — очищает и пугает. И именно через ужас позволяет очиститься и обновиться. Не отмахиваясь от него, а проживая его. «Всё, что не убивает, делает нас сильнее». Человек-корабль, состоящий на три четверти из воды, перед вызовом возрождения.

Дата публикации: 10:41 | 06.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.