Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/7-8/practic/8


Тренер — доверять или нет?

Как выбирать новые качества
12 августа в широко известном в профессиональных кругах Клубе бизнес-тренеров, где президентствует Михаил Молоканов, произошло то, что впоследствии сами участники признали важным событием, — обсуждали известную и даже навязшую на зубах тему «Тренер — это профессия?». Спровоцировала эту встречу я — журналист, анализирующий содержание и качество тренингов как современной практики. Сегодня актуален вопрос: можно ли всерьёз опираться на тренеров и их деятельность в конкурентной борьбе и стремлении специалистов к профессиональному развитию? Деятельность тренерского сообщества только оформляется, поэтому я и не надеялась получить ответы на все свои вопросы. Но, думаю, некоторые зёрна сомнений и размышлений заронила.

Сегодня многое указывает на то, что в России «образование» давно ушло из одноимённой системы. В ней давно уже не формируют образы будущего, высшее образование перестало быть высшим: ежегодно количество выпускников школ совпадает с количеством выданных дипломов. Поэтому руководство успешных компаний перестало обращать внимания на дипломы, требуя от сотрудников высокого профессионализма и компетенций, что указывает на способность делать дело и принимать решения.

Топ-менеджеры, решая проблему отсутствия человеческих ресурсов, участвуют в формировании учебных программ и напрямую передают персоналу свой опыт и мастерство. Многие компании, например «Северсталь», создают внутрикорпоративные учебные центры, университеты. В стремлении к профессиональному росту корпорации в больших количествах покупают тренинги и другие бизнес-курсы.

Образование и профессиональное становление плавно перетекают в рынок — туда, где знают, сколько и за что готовы платить. Так ли это в реальности? За что платят тренерам? Какие качества у них покупают? Что получают в результате — пользу или вред? Эти вопросы в высшей степени актуальны, ведь разделяя часть ответственности за бизнес с кем-то, ожидаешь, как минимум, встретить понимание и встречную ответственность, не говоря уже о профессиональной и человеческой этике. Вот с этими вопросами я и пришла в Клуб бизнес-тренеров.

Нельзя сказать, что предложенная тема захватила аудиторию с первых минут. Радислав Гандапас после её обозначения даже уходить собрался, но из любопытства всё же задержался, да так и остался, тем более Молоканов назвал меня лазутчиком в стане врага, несмотря на то что пришла я, открытая встрече и со-общению. Выступление встретили либо вежливым молчанием, либо обиженными вопросами и репликами: «А что это вы нас посчитать-оценить решили? Мы в вас не нуждаемся, нас и так покупают! Мы нужны! Нас ждут!» Но чем дальше, тем больше разгоралась дискуссия. Ведь сначала члены и гости клуба отчего-то решили, что я знаю ответы на все вопросы и пришла, как Данко у Максима Горького, показать им свет и путь. Но оказалось, что я, так же как и они, ищу ответы, не сопротивляюсь критике и даже прямым нападкам, а вместе с ними через прояснение ситуации пытаюсь определить, кто мы, зачем мы, как, чем и кем определяется сегодня наша стоимость.

Даже известные тренеры-бренды, такие как Гандапас, Молоканов, Ася Бырышева, чьи имена являются синонимом качества, не могут его гарантировать. Во-первых, понимая, что за два-три дня невозможно ни развить, ни тем более сформировать новое качество. Более того, у некоторых участников через месяц-два после тренинга наблюдается регресс по сравнению с уровнем до тренинга. Качество всегда взаимосвязано с другими, и когда одно деградирует, то и другие сникают вместе с ним.

Во-вторых, популярные специалисты так часто проводят тренинги (до восьми раз в месяц), что не успевают восстанавливаться, не говоря уже о профессиональном росте, и через некоторое время рискуют превратиться в заезженные пластинки.

В ходе диалога на моих глазах сплочённая, однородная и единая во мнениях среда начала меняться. Да, кто-то с прежним упорством не желал признавать свой непрофессионализм, а порой и просто шарлатанство, кто-то соглашался с непонятным статусом сообщества, которое держится на мастерстве презентации и личных продаж известных тренеров, однако поставленные вопросы (хоть и оставшиеся в большинстве своём без ответов) задали новый и неожиданный для самих тренеров поворот темы.

Выяснилось, что большую роль в их деятельности играют элементы шоу. Поэтому предложенный было для оценки профессионализма принятый в научном сообществе индекс цитируемости тут же был отвергнут; ведь если тренер сродни шоумену, то по аналогии с Филиппом Киркоровым можно легко представить себе, кого будут цитировать и упоминать чаще — скандальных фокусников, фигляров.

Приняв за ценность правду, участники клуба всерьёз обсудили, что же такое профессия. В результате получили пёстрое одеяло слов: специальность, ремесло, технология, авторская разработка, мастерство, шоу-бизнес, образование. И благодаря этой пестроте они, думается, и могут задать сообществу пространство для следующего шага.

Впрочем, уже сейчас наиболее успешные тренеры отходят от общепринятой прежде индивидуальной деятельности и начинают создавать цеховые объединения. Леонид Кроль давно передаёт мастерство через «Тренинг тренеров» другим, за счёт которых создал свой центр обучения; Марк Кукушкин учредил университет, Михаил Молоканов — клуб, Радислав Гандапас — Академию ораторского мастерства, Виталий Булавин — школу бизнеса. В этих организациях отведено специальное место для поиска ответов на вопросы: каким делом мы занимаемся? Можем ли нести ответственность? Имеем ли право не отвечать? Цеха — это один из сильных шагов в сторону становления этики, норм и правил, самоопределения, а оттуда не так далеко и до профессионализма.

А ещё в ходе спора родились серьёзные вопросы, над которыми предстоит размышлять не только тренерам, но и их клиентам, участникам, операторам этого рынка, различного рода экспертам и журналистам, а именно:

— Что производят тренеры?

— И если они производят тренинги, то кто в таком случае производит новые качества людей?

— А если всё же — качества, то кто производит тренинги?

— В чём состоит уникальность их деятельности?

— Каковы критерии оценки деятельности тренеров?

— На каком рынке предлагают свои компетенции и технологии?

Думаю, что в поиске ответов на эти вопросы и тренерам, и читателям журнала поможет продолжение обзора тренингов, начатого нами в прошлом номере.

«Тренинг тренеров»

Центр обучения персонала «Класс».

Авторы и ведущие программы:
Леонид Кроль — директор центра, доцент кафедры психотерапии, опыт работы тренером более 15 лет.
Екатерина Михайлова — кандидат психологических наук, член Ассоциации психодрамы и ролевого тренинга, тренинги ведёт с 1977 года
.

Программа существует более десяти лет. Часть выпускников составила основной костяк центра «Класс». На программах центра и можно оценить технологии подготовки тренеров.

Программа состоит из пяти циклов, растянутых на полгода. Новичкам рекомендуется пройти все программы. Полный цикл позволяет участникам определиться с мотивациями и в результате сформировать целостную квалификацию тренера. На первой программе учатся работать с целями, своими, заказчика, формируют репертуар амплуа тренера, осознавая необходимость использования разных ролей. Здесь же учишься формировать группу, работать с её ожиданиями и стереотипами. Вторая программа полностью посвящена инструментам и технологиям тренера. Здесь формируются первые кейсы. Третий этап погружает в динамику групповых процессов. Как управлять группой, как отвечать на провокации, поддерживать активность, боевой дух? Четвёртый — задаёт в тренинге целостную композицию, даёт инструменты для оценки эффективности. Только увидев тренинг как целое, можно увидеть и себя как фигуру ведущего, скорректировать индивидуальный стиль.

Заключительная часть посвящена разработке собственных тренингов. На выходе — подтверждение не только теоретических знаний, но и реальной квалификации.

Выбирая программу, как бонус получаешь возможность не только наблюдать за работой опытных мастеров, но и по крупицам его впитывать, становясь на путь личного и профессионального развития.

«Как я обычно делаю всемирные бренды»

КГ «Кузьменков и партнёры».

Авторы и ведущие work-shop:Enterprise IG: Терри Тирелл и Джон Матерс: высшее руководство всемирно известной компании в области брендинга.

Компания Enterprise IG продемонстрировала настоящее мастерство. Ведущие не только прошлись по известным постулатам, что в брендинге важны правдивость, ценности компании, присоединение к целевой аудитории и эмоции, но и показали всё на конкретных примерах. В качестве примера брендстроительства участникам предложили разработать потребительские свойства банка, предложив одной половине выбрать роль руководителей банка, а другой — его потенциальных потребителей. Получился список скучных формулировок, но ведущие продемонстрировали технологию превращения сухого текста в эмоциональный. В конце участники выбрали олицетворение банка. У одних получился Айболит, у других — Том Хэнкс. Подытожили списком качеств, объединяющих этих героев. Очевидно, что дальше придётся пройти обратный процесс — от качеств к технологиям.

В процессе совместной деятельности каждый включился как эмоционально, так и интеллектуально. Все ощутили себя создателями нового банка. На базе workshopа можно было легко создать творческую группу по проектированию и воплощению замысла в жизнь.

Можно поздравить Илью Александровича Кузьменкова с удачным (и уже не первым) опытом образовательных технологий компании. Можно в будущем ожидать выделения образовательного направления деятельности группы в области развития общественных связей.

«Учимся говорить публично»

Академия ораторского мастерства.

Автор и ведущий тренинга:
Радислав Гандапас — один из самых титулованных тренеров России. Автор одноимённого видеокурса, автор книги «КАМАСУТРА ДЛЯ ОРАТОРА. Как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично».

На тренинге понимаешь: выступать публично — это искусство. Группа в восемь человек не даёт остаться наблюдателем. Высокую технологичность поддерживает импровизация ведущего. Автор творит, преобразуя стандартную программу на глазах участников.

На занятиях узнаёшь, как тело может помочь или помешать выступлению, куда девать руки и что может стать помощниками в выступлении. Оказывается, публичное выступление почти бессмысленно готовить письменно, если только в тезисах. Важнее репетировать, рисуя образ себя-оратора. Радислав виртуозно управляет аудиторией, побуждая то к актёрству, то к анализу, режиссуре, руководству. Импровизируя, творя на глазах, ведущий демонстрирует, что его знание подвижно, технология развивается, а сам он самосовершенствуется. В результате к концу тренинга возникает не то чтобы навык или умение, но прототип качества «выступаю публично».

Для тех, кто понимает длительность и трудность процесса обучения, Гандапас открывает Академию ораторского мастерства, тем самым реализуя свою давнюю идею последовательной длительной работы с желающими учиться.

Дата публикации: 05:46 | 23.09


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.