Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/7-8/practic/4


Философия карате-до как стратегия

Ударь наполненным по пустому

Юрист по образованию и самурай по воспитанию, Мацуура Рёсуке входил в совет управляющих и консультировал несколько влиятельных организаций в пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона. Во время беседы с корреспондентом журнала «Со-общение» Ириной Шиманской он демонстрирует многажды сбитую кожу на костяшках пальцев рук и вполсилы — жалея собственность ресторана — бьёт добротный деревянный стол.

Стол почти повержен. Главная фигура умолчания, вокруг которой заворачивается наш разговор, — это стратегия победы в холодных войнах современности.

«Больше нет надобности убивать противника, — не говорит мне, но явно имеет в виду господин Рёсуке, — его можно сделать своим союзником, обучив его своему способу думать и драться».

— Какой иероглиф используется в японском языке для карате-до? Что он означает?

— Первая часть иероглифа значит «пустота». Вторая — это знак руки. Третья переводится на русский язык как «путь», «дорога», «направление», или — иначе — «цель». Один из смыслов иероглифа «путь» — это «постоянное движение», «изучение». То есть дословно карате-до — это «пустое — рука — путь».

***

«Ударь наполненным по пустому» — эта стратегема схватывает не только смысл понятия «карате-до», но и способ действия мастеров этого вида единоборств последние полвека. Сегодня, по словам Мацуура Рёсуке, карате занимаются около 100 миллионов человек. Эта цифра — результат точно выверенной стратегии экспансии школы.

После поражения Японии во Второй мировой войне страны-победительницы заставили её не только отказаться от действующей армии, но и свернуть программы преподавания карате-до. Мировая  война должна была a posteriori стать лебединой песней самурайской элиты, поскольку карате делало японцев излишне воинственными.

Тогда школа разослала эмиссаров по разным уголкам западного мира.

Они несли следующее послание: «Карате — это не только спорт, но и философия. Оно укрепляет и тело человека, и силу его духа. Обучаясь карате, человек не только становится здоровым и выносливым, но и занимает позицию лидера в своей области деятельности». Преподавательская и пропагандистская деятельность эмиссаров от карате совпала (а по одной из версий послужила причиной — играя рука об руку с волной культурной экспансии буддийского мира) с расшатыванием экзистенциальных оснований мира Запада в 60—70-х годах. Образовалась пустота. И в нее был направлен удар, наполненный новой философией — карате-до.

— Какие качества воспитывает в человеке карате-до?

— Физическую крепость, психологическую устойчивость, крепость духа, доброту. При этом карате — это просто спорт, воспитание тела. А если вы говорите «карате-до», то вы говорите и о воспитании духа. Это «до», указывающее на цель, — оно связывает карате незримой нитью с буси-до — путем самурая.

— Каков путь самурая? В чём его цель?

— Буси-до — это путь воина. Само существование государства Япония ассоциировалось с буси-до. Смысл жизни самурая заключался в том, чтобы, защищая свою страну, развивать искусство ведения боя. «Деньги не нужны. Не нужна слава, почёт и положение. Будь готов в любой момент отдать свою жизнь» — эти слова становятся девизом человека, встающего на путь воина.

Один из основополагающих постулатов кодекса самурая — посвящение себя, своего тела и духа служению государству.

Самурай готов отдать служению свою жизнь без тени сомнения. Отсюда вытекает принцип чёткого выполнения своих обязательств и обещаний. Для самурая было важно поддержание дружеских отношений внутри сообщества, чувство взаимного доверия. И чтобы сохранять это доверие, самурай должен был всегда помнить о возможном стыде. Постоянное осознание стыда — это ещё один принцип буси-до. Самурай не должен был делать того, последствия чего могли ввергнуть его в состояние стыда, сделать его «бесстыдным человеком».

— Вы принимали участие в деятельности нескольких влиятельных организаций. Каким образом карате-до вам помогало?

— Основная цель, которую я преследую, — это распространить посредством карате по всему миру философию пути самурая. В сферу моих интересов попала политика, экономика, культура. Ведь тот, кто живет в философии буси-до, обязан быть широко эрудирован, это должен быть разносторонне развитый человек, и он должен уметь применять буси-до в разных сферах — и в политике, и в финансах.

Да, в своей деятельности я использовал принципы карате-до. Это было эффективно. И не я один. Сегодня большая часть политической и экономической элиты Японии вновь заинтересовалась карате. Значит, им это нужно.

— Означает ли это, что элиты возвращаются к пути самурая и готовятся к войне?

— Нет. Сегодня политическая структура Японии выстроена по образцам и рекомендациям Америки. Американцы в основу своей политики всегда ставили желание не допустить самураев к управлению страной. И сейчас среди политических лидеров Японии нет ни одного самурая.

***

Мацуура Рёсуке приехал в Москву для проведения переговоров об организации масштабного чемпионата по карате-до в следующем году. Он обещает собрать около 3000 участников со всего мира, практикующих различные направления в карате. И становится понятно, что если политическая элита Японии и не следует буси-до под давлением США, то мастера искусства ведения боя держат в фокусе своего внимания будущие элиты западного мира. Точнее, создают их — согласно тому высокому образу человека, к которому ведет путь самурая.

Беседовала Ирина Шиманская

Дата публикации: 10:33 | 22.09


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.