Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/7-8/practic/18


Стать и быть героем

Serendipity[1] – тренинг нового качества

В прошлом номере журнала мы писали о том, что тренинг – это «пространство для подвига»[2]. Подвиг, по-движение — движение от точки к точке — создаёт новое качество, приобретая которое участник тренинга становится героем. Изобретение тренинга не принадлежит XX столетию, это скорее упаковка в технологию того, что создавалось веками. История Древней Греции и Рима, сказания и легенды разных народов, средневековые школы и... бабушкины сказки пишут историю тренингов. И это ресурс и одновременно вызов современному герою, дерзнувшему ответить на непростой вопрос: быть или не быть?

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

Первые герои (Геракл, Одиссей, Ахиллес) связывали мир богов с миром людей[3]. Перефразируя это, можно сказать, что герой – тот, кто связывает мир идеальных представлений, целей с реальным миром, воплощая идеи в действие.

Но недостаточно родиться полубогом — героем можно стать, только пройдя свой путь. Именно пути к состоянию героя и посвящена эта статья.

Путь героев прописан в мифах, легендах, а также сказках. Сказки – кладезь народной мудрости, веками отбиравшей одни сюжеты и забывавшей другие – ненужные.

Для ребёнка сказка – это мостик в большой взрослый мир. Она знакомит его с разными характерами, поведенческим репертуаром, культурными нормами и многим другим. Наслаждаясь интригой, двигаясь от одной сказки к другой, дети шаг за шагом впитывают путь превращения простого человека в Героя. Если внимательно вглядеться в строение сказок, то очевидно: несмотря на разницу характеров и сюжетов, существует общая закономерность пути героя.

Герой появляется в ответ на событие, нарушившее привычный ход событий: «кто-то повадился пшеницу топтать и травить» или «смотрит Иван – сидит на кочке лягушка, а во рту у неё стрела». Он стремится вернуть стабильное состояние и, чувствуя невозможность уклониться от поступка, собирается в путь. Так и человек становится способным на поступок не прихоти ради, а исходя из острой необходимости.

Каждый эпизод сказки наполнен смыслом. Сборы в дорогу – важный момент. Кого берёт с собой герой в качестве помощников, как настраивается на путь? Ведь без соответствующей настройки он «залипает» в привычный мир, не способный воспринимать знаки, являющиеся на его пути. Настройка – это фокусировка при полном расслаблении, концентрация воли и намерения, как у воина или охотника, как у мастера боевых искусств.

Затем герой проходит через испытания, каждый раз изменяясь, приобретая знания и умения, открывая новые свойства мира. И от того, как он «сдаст экзамен», увидит ли знаки на пути, зависит успех его предприятия.

Ну а в финале сказки героя ждёт инициация — главное испытание, закрепляющее в нём новое качество. Обычно это сражение с самым жёстким и опасным противником. Из которого либо надо выйти победителем, либо погибнуть.

«И жили они долго и счастливо» — так заканчиваются многие сказки. И это неправда. Правда там, где говорится «с тех пор не было ему равных в силе на этой земле» или «с тех пор люди приходили к нему за помощью, и никому он не мог отказать».

КАЖДАЯ ЖИЗНЬ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗКОЙ

Жизнь начинается там, где сказка кончается. Герой не может вернуться в прежнее «я». Карлос Кастанеда пишет: у воина «никогда не будет конечного исхода... иногда кажется, что остался лишь один шаг, чтобы достигнуть его. И всё же этого никогда не будет. В своём путешествии я даже не встречаю знакомых примет, которые когда-то знал. Ничего уже больше не является тем же самым».

Начавшему путь нет возврата. В этом и драма героя, и его сила. Жизнь – сказка/тренинг, в процессе которого человек отвечает на вопрос: «Быть или не быть?» Только поединком со смертью мог ответить на него шекспировский Гамлет, доказывая своё право владения.

А современный человек, выбирая путь героя, отвечает на этот вопрос на каждом этапе жизни. Если герой почувствовал окончание пути, значит, он умер. Так застывают в своей безмятежности многие, достигшие первоначального успеха. Но это не безнадёжно, в сказках есть такой приём: героя убивают перед самым концом истории. Помните, как Фарлаф убивает Руслана, но старец оживляет его, окропивши мёртвою и живою водой?..

Так и в жизни, ты благополучен, расслаблен, пуст и, значит, умер. И только сильный удар способен оживить тебя – «удар наполненным по пустому». После этого жизнь героя продолжается, жизнь, суть которой — в движении и преображении мира вокруг.

Конец – делу венец. Герой – путь, и ответ о его состоятельности можно получить только в конце пути. Печально? Да, когда видишь перед собой длинный путь, он кажется неподъёмным, и только, но осилить его можно, разбивая на маленькие этапы. И герой растёт от этапа к этапу, проявляя возможность и способность БЫТЬ, прописывая новые сюжеты на полотне мира.

ГЕРОИ НОВЫХ ДЕЛ

Новые сюжеты прописываются представителями нового класса4/нового бизнеса. Отвечая на вызовы времени, они создают технологии, общности, продукты, бренды нового качества. В конкурентной борьбе бизнесмену-герою важно быть предельно внимательным к каждому сигналу-знаку, исходящему от мира.

Он, как сказочный герой, в самом начале пути должен собраться, настроиться и взять с собой самое необходимое. Каждый этап развития – испытание: расслабился, пропустил вызов — и бизнес скукожился, освобождая пространство для других. Но если испытание пройдено успешно, рождается и усиливается и владетель, и его дело.

Стремясь быть готовым к испытаниям, усилить себя для конкурентной борьбы, предприниматели заказывают бизнестренинги. Тренинг – тот же путь героев. Один раз герой – это ведущий тренинга, в первый раз прописывающий путь. Другой раз – его участники, вступающие в пространство для становления новых героев. Внимательно наблюдая за миром, обращаясь за мудростью к сказке, тренер иначе может увидеть свою работу. И если первоначальный замысел тренинга точно отвечает на вызовы времени, у его участников появляется возможность сделать этот путь ощутимым и видимым для других, через воплощение нового качества в деле.

СМЕХ И РАДОСТЬ

Собранность и концентрация не означают «звериной серьёзности». «Самые глупые поступки совершались именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!», – говорил Мюнхгаузен в фильме Марка Захарова. Мудрые и успешные люди смеются. Смех и радость позволяют сбросить усталость, освободив место новому действию. И жизнь – сказка – тренинг превращается в чудесное путешествие, в котором тебя ожидают встречи и со-бытия, знания и откровения.



[1] Serendipity (франц.) – чудесное путешествие.

[2] Копылова Руфина. Тренинг – фабрика подвига. Со–Общение, 2004, №6.

[3] Переслегин Сергей. Дружба мушкетёров при живых королях. Со–Общение, 2004, №6.

Дата публикации: 15:38 | 23.09


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.