Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/6/subject/1


Литература и история на клинке времени

Что это значит — понимать литературу как прикладную, эффективную историю? И какое отношение они обе имеют к бренд-стратегиям? Многое прояснится, если вспомнить, что вся мировая литература есть не что иное, как богатейшая коллекция больших и малых рассказов. А в русском языке «рассказ» и «история» — синонимы. А в английском «бренд» в одном из значений — «клинок».
Но это не единственная причина принять определение истории как рассказа о событиях будущих и прошлых, определяющего восприятие любого образа — человека, его машины, корпорации, автоиндустрии, державы и знаков её величия...

ИСТОРИЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

У слова «история» имеются два мерцающих, переплетающихся значения: история как научная дисциплина и история как рассказ. При этом важно, что при глубоком проникновении в обсуждаемую тему понимание истории как науки сводится к пониманию истории как рассказа. Ибо эта наука есть не что иное, как совокупность рассказов о её предмете — о человечестве, человеке, государстве, религии, языке... Бренде.

Ведь любой бренд — это в том числе и история или серия историй, описывающая субъект эффективного действия и позиционирования — корпорацию, автора, мастера...

И существует она не только затем, чтобы вызвать у людей воспринимающих образ, мысли и эмоции, побуждающие их к приобретению товара, но и с целью побудить их вступить в прямое со-общение с тем, что произвело этот товар. Иными словами, покупая часы Патек Филипп, мы со-общаемся не только со знаменитым женевским производителем хронометров, но и с особым миром людей, покупающих эту марку, с миром звезд, рекламирующих эти тикающие вещицы, с миром историй о них и их времени...

Но что является инструментом создания миллионов историй, участниками которых мы можем стать? И что есть средство создания Большой Истории, куда нас, возможно, запишут?

Литература. Текст, состоящий из литер — букв, начертанных знаков.

Одна из обыденных версий знакоткани.

Текст, населённый героями. И наделённый сюжетом.

Таким образом, брендинг — это пространство применения историй. А литература — технология их создания. Истории, зафиксированные в тексте, — инструменты достижения целей в брендинге.

— А как же видеоролики?

— А вы видели ролик, снятый без сценария?

НОВЫЙ ШАГ?

Мы живём в стране, история которой ещё не написана, и где нет инстанции, полномочной утвердить её окончательный вариант. Она переписывается. И будет переписываться не однажды и не одним автором.

Корифеи XX века (вспомним Институт «Анэнербе» — фабрику мифов Третьего рейха, один из инструментов воплощения его претензии на место своей истории в истории мира; вспомним и историческое трюкачествоКрасного проекта) немало потрудились в области эффективной истории... Да что тоталитарии? Сравните сведения о вьетнамской войне, массово доступные в Вашингтоне и в Ханое. Но то — первые шаги: изъятия из фото и включения в них, умолчания о событиях и их измышление... Уже сделан следующий: создана совершенно иная — совсем своя история.

Этот шаг совершил небезызвестный Анатолий Фоменко — ныне знатнейший из переписчиков.

Говорят, этот способный математик заслужил памятник за избавление человека от ига науки-истории, за свершение, так сказать, исторической эмансипации! А как иначе назвать размещение на полке в книжном магазине рядом с обычной историей — истории собственной. Что сделал Фоменко? Взял да издал 20 томов «Другой истории», где всё аргументировано и доказательно в той же мере, что и в учебниках, утверждённых соответствующими ведомствами. Где в подтверждение своих суждений автор приводит письменные источники, материальные свидетельства событий и сведения об астрономических явлениях, им сопутствовавших...

А ещё — описывает методы фальсификации данных, применявшиеся мастерами истории принятой: уничтожение старых книг, написание и «состаривание» новых, подмена дат. Звучит правдоподобно. Фоменко спрашивает: если бы вам нужно было изменить историю мира, что бы вы делали? Уничтожали бы старые книги, повсюду их разыскивая (для этого был создан «Индекс запрещенных книг») и одновременно печатая те, что содержат ваши версии событий. Причем сразу — энциклопедии. Не забывая при этом фабриковать каменные топоры, костяные наконечники, медные монеты и глиняные черепки с надписями и росписями.

Фоменко издал свою историю и стал не без успеха продавать, демонстрируя тем самым возможность творения множеств историй и их массового распространения далеко за пределами маргинальных субкультур! Так в публичном пространстве было утверждено право любого, кто дерзнёт, творить такую историю, какую охота!

Отдаёт ли Фоменко себе отчёт в том, что именно он сделал? Неизвестно. Да и не так важно.

Он просто издаёт и продаёт путеводители. И устраивает (за приличные деньги) экскурсии по историческим местам. Например, по Стамбулу(где, по Фоменко, распяли Христа). Или по Швейцарии (в замки тамошних русских казаков)... Так «другая история» обретает вещественно-материальное воплощение в пространстве, именуемом реальностью, — где ходят деньги, поют птицы, плещут волны и можно купить приличный автомобиль.

Или Александр Драгункин, в чьей истории языков именно русский — общий праязык. Его аргументы убедительны и необычны, но еще более убедительны и необычны успешные результаты обучения английскому языку по его методике. А она — методика — неотделима от онтологии — истории языков, а значит, и истории мира. И здесь именно тот случай, когда история эффективна, то есть обладает прикладным значением.

ПРИКЛАДНЫЕ СКАЗИТЕЛИ

Впрочем, мало ли людей умеют выгодно продавать истории?..

Вспомним Джорджа Оруэлла — «1984». Вспомним «Мы» Евгения Замятина. «Солдаты Вавилона», «Загляни в глаза чудовищ», «Все способные держать оружие» Андрея Лазарчука. «Око силы» Андрея Валентинова. «Человек в высоком замке» Филиппа Дика и множество других книг. (Не говоря уже о таких носителях, как «Броненосец Потёмкин» и «Иван Грозный» в производстве Эйзенштейна, «Царь Николай» в исполнении Жанны Бичевской и «Черчилль, Рузвельт и Сталин» в версии художника Владимира Мочалова — эти и подобные техники будут обсуждаться в последующих номерах.) Предъявляемая ими история — игра ума даёт хорошую технологию работы с историей-дисциплиной, не претендуя на вещание истин. Но вещая их.

Освобождение от власти чего-то есть исконный оселок многочисленных проектов. С ним можно работать всегда. Ибо здесь — выход на рефлексивный уровень. Здесь — вызволение себя или кого-то из-под гнёта само собой разумеющегося, лежащего перед миром как абсолютная данность... Здесь — обретение новых ресурсов, дополнительных возможностей, способности использовать то, от чего ты освободился, длядостижения собственных целей. В деле превращения в хозяина истории.

Не в этом ли подлинный смысл проекта Фоменко?

Но ведь автор (или авторы) работают не только с историями государств и народов, но и частных лиц — людей в личном качестве, — стирая, переписывая, дописывая... Причём постоянно.

Вспомним Кастанеду. Кстати, в отличие от Фоменко, этот маг личных историй не считает, что вместо одной истории следует непременно делать другую. Он предпочитает рефлексивную позицию, указывая, что человек может оставаться над личной историей и остаться её полновластным хозяином в любой момент. Не оставляя в ней ничего, что бы как-то его ограничивало. Таково одно из важнейших описаний сущности мага. У него нет истории. Он неуловим и неопределим.

Есть и менее сложные версии. Скажем, современные психотерапевтиче-ские техники (в их числе часто упоминают нейролингвистическое программирование), один из инструментов которых — рефрейминг (смена рамок представления о бытии, мире и себе в мире), снимает разнообразные личные ограничения, обусловленные фрагментами биографии человека. Например, существуют убеждения (возникающие в результате определённых событий), мешающие конструктивному ходу жизни человека. Но он избавляется от их, реинтерпретируя эти события. Его личная история меняется, а личность обретает новые возможности. Становится другой. И вместе с ней — человек.

Ведь каждый — не что иное, как его история. Как мир есть совокупность историй, рассказанных населяющими его нами; государство — набор рассказов о государстве; корпорация — серия внешних и внутренних свидетельств о ней.

Перепишите историю мира, и он изменится. Перепишите историю языка — возникнет другой народ. Заново расскажите историю человека — увидите новое лицо.

Многочисленные техники личностного роста, тренинги, работа над собой меняют и преображают нас и наше будущее. И, возможно, будущее миров, в которых мы живём и действуем.

КЛЮЧИ ОТ ТЕХ ДВЕРЕЙ

Думается, здесь уместно вернуться к литературе как инструменту описания (а значит, творения) грядущего и других миров, и обратиться к жанрам фэнтези и science fiction — «научной фантастике».

В чём их миссия? Не в том ли, чтобы возвращать человеку (но лишь постольку, поскольку он живёт в некоем обществе и мире) представления о множественности обществ и миров, о других реальностях, о перемещениях между ними, о возможностях магии в самом широком смысле. (Ведь когда говорят о «магии рекламы» или «магии НЛП», то на самом деле имеют в виду магию в её именно волшебном понимании, а не в каком-либо ещё.) То есть литература дает человеку вербальное объяснение (а он ведь не может без вербальных объяснений) неизмеримости его возможностей, способов саморазвития, которыми он в состоянии овладеть и распорядиться.

Одним из результатов этого саморазвития может стать превращение человека в бренд в том понимании, которое предъявляет современная футурология, например знаменитая работа Ролфа Йенсена «Общество мечты», где и сам бренд, и главный его капитал — это история. Не случайно Йенсен пишет, что уже скоро путешественники и географы начнут выискивать в дебрях Амазонии и Африки ещё не описанные племена, чтобы найти новые истории, пригодные для использования в брендинге.

ХОЗЯЕВА БУДУЩЕГО

Итак, оценка работ учёных-футурологов (тоже, кстати, творцов особого рода литературы), авторов-беллетристов, культурологов, литературоведов и собственно историков с гуманитарно-технологической позиции позволяет сделать вывод: история — один из мощнейших инструментов управления.

И значит, она управляема. Но возникает резонный вопрос: а что же управляет управлением историей?

Деятельность. А ею — ценности. Управление историей и управление с помощью истории (человеком ли, целыми ли народами) есть область и способ целенаправленной деятельности. Управление посредством истории есть средство повышения уровней продаж товаров, обретения популярности среди сограждан, стяжания уважения на международной арене, сплочения народов и поколений вокруг идей и людей.

Квалифицированный исторический конструктор полезен и применим в любой системе деятельности, ибо каждая из таких систем всегда связана, вопервых, с созданием тех или иных фрагментов будущего, а во-вторых, с управлением людьми.

Но каковы же способы, с помощью которых можно, используя прикладную, эффективную историю прошлого, творить будущее через человека?

Их множество.

История корпорации, предъявленная в книгах, брошюрах и статьях, опубликованных ею в рамках кампании по развитию общественных связей, побуждает покупать её товары. Вот оно будущее — потребитель пошёл и купил. И потом из миллионов покупок сложится благосостояние корпораций, а из миллионов отказов от покупки — их крах. И это изменит облик мира!

История группы политиков, донесённая до масс бесчисленными сценариями, интервью, листовками, текстами речей, сводками новостей, партийными программами, побудит избирателей голосовать за них. Они придут в парламент и правительство. И преобразуют страну.

История студента, изложенная в резюме, привлекает внимание! Он с успехом закончил солидный вуз, его диплом наделал шума, слухи о нём дошли до видных деятелей РОС-индустрии. И недавний школяр станет ответственным участником проекта, цель которого — тотальная реорганизация целой отрасли экономики. Она поменяет судьбу сотен бизнесов и сотен тысяч профессионалов.

Известно, что во многих корпорациях, научных институтах и государственных службах делаются многочисленные прогнозы относительно того, с какими технологическими инновациями предстоит иметь дело, что придётся есть, во что играть, какие стили одежды обретут популярность и какие материалы исчезнут совсем, на что надо сформировать спрос и как для этого переописать истории фирмы, вида топлива, продукта питания, сферы деятельности и так далее. И как включить в процесс смену бренда!

Стратегически мыслящие руководители компаний, городов, регионов и стран знают, что реализация таких целей окупит их расходы на знания и специалистов. И потому их девиз: «Мы изменимся, и мир изменится!» (А затраты скоро окупятся!)

Об этом писали Олвин Тоффлер и Станислав Лем. Любопытен сценарий фильма Спилберга «Artificial Intelligence», где события разворачиваются в декорациях будущего, специально разработанных с учётом их реального внедрения!

Но чтобы успешно внедрить что бы то ни было, важно, чтобы в это нечто поверили все покупатели (в широком смысле слова — ведь мы покупаем всё!), оно должно войти в их картину мира. Главная черта успешной истории — убедительность и привлекательность! Не случайно говорят: если сбылось предсказанное — возник продукт, созданный предсказателем. Остаётся лишь понять: что сделает этот продукт товаром, присутствующим в истории. Ежедневно производятся миллионы платьев и автомобилей. Но в историю попадают единицы — работы мастеров. Людей-брендов, меняющих мир, сметающих рамки. Людей, названных и признанных героями, прихвативших с собой в историю свои творения.

Именно их участие позволяет тысячам тщательно прописанных рассказов, созданных сегодня, обустроить завтра так, что в нём смогут произойти (за редким исключением) лишь те события, которые нужны заказчикам этих рассказов.

Вспомним изречение: «Кто владеет прошлым — владеет будущим». И предположим очевидное: владеющий будущим обладает настоящим. И, несомненно, прошлым. Ему принадлежат ключи ото всех историй, включая Большую Историю. Их могут заслуженно обрести и те, кто предъявит народам России — юной страны, которой не было, — образ будущего, который они примут и разделят в своей Истории.

Дата публикации: 15:46 | 18.07


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.