Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/6/subject/0


Logo-Yesss!

Не будем кривить душой. Признаемся: мы это любим. Нам нравятся истории... Иначе почему прощаем мы авторам и бесхитростность сюжета, матерок, длинноты, корявость? Если уж совсем не нравится – откладываем книгу, закрываем файл, уходим с сайта. Ведь важно, чтоб история пришлась по душе: была полезной и интересной, то есть отвечала бы нашим интересам.

А замечаем ли мы, что из этих рассказов и плетётся жизнь всех и всего, что нас окружает, да и наша собственная? И что есть наша жизнь, как не история?

Да, один — великий драматург утверждал: жизнь это театр. А другой — оперный офицер — настаивал: жизнь это игра. Но при этом первый сам сочинял особым образом организованные истории. А второй и вовсе был упакован в историю Пушкиным (о котором говорят, что он — это и есть история).

Так что и эти примеры подтверждают, что мир и жизнь, если они как-то описываются, есть не что иное, как череда рассказов.

Это, кстати, касается и тех, кто к историям безразличен. Ведь и они смотрят телевизор, то есть имеют дело с видеоверсиями множества историй-сценариев. И они порой надевают какую-нибудь одежду (от Черутти, или от Бриони, или, скажем, от Леви СтроссаЕ). А ведь эти брэнды — те же флэш-носители. Они несут в сверхсжатом виде те рассказы, из которых складываются истории героев, компаний, стран, войн, искусств и технологий. Языков. Человечества.

Или вы думаете — это случайность, когда Наполеон — это и коньяк, и знаменитый полководец, и родоначальник династии, и литературный персонаж?

***

Минувшие месяцы принесли несколько примеров сплетений и сочетаний литературы, прикладной истории и бренд-стратегирования.

Ушёл из жизни бывший президент США Рональд Рейган. Кто поспорит — мировой бренд. Впечатанный в мириады страниц и миллионы сознаний главарь вашингтонских ястребов, поджигатель войны, апостол свободы, непримиримый борец с красной империей зла, один из носителей «нового мышления» (проститься с партнёром прибыл Михаил Горбачёв — тоже мировой бренд, не так ли? — пару лет назад были зарегистрированы марки «Горбачёв» и «Горби») и провозвестников «нового мирового порядка»...

Рональд Рейган ушёл. Бренд «Рейган» — остался.

Как Че Гевара. Только наоборот. Кстати, в июне имя и изображения пламенного революционера тоже получили статус торговой марки. Теперь законно штамповать его лик на футболках можно только за понятные деньги...

«Че», «Ронни», «Горби»... — люди-знаки, чей именной узор в ткани Истории был соткан миллиардами литер, составивших сотни тысяч секретных планов, публичных речей, сценариев, книг, биографий, статей, интервью...

Да, журналисты далеко не последние в когорте создателей брендов. Порой и сами вырастают... Не так давно бренду «НТВ» стало не под силу вмещать бренд «Парфёнов». И литература в её масс-медийной ипостаси немедленно превратила их расставание в со-бытие. Оно, конечно, не забронировало «Парфёнову» места в Истории, но в историю со строчной буквы он угодил. А это уже немало.

Как и многие из тех, кто в школе не писал сочинений на тему «Образ маленького человека в русской литературе» (зря, что ли, красные кодировщики внедряли ущербность Акакия Акакиевича в души миллионов, попутно демонстрируя недостижимость образцов — Будённых, Корчагиных, Чкаловых?..).

Теперь образцы достижимы: купил футболку с надписью «Олейничев» или «Бартез» и стал участником глобального турнира брендов (или вы считаете, что футболистов?), грохочущего на весь мир из Португалии...

И вот вослед прежним и в преддверии предстоящих исторических (то есть литературных) событий в мире брендов мы шлём читателю новое «Со-Общение».

***

«Квалифицированный исторический конструктор полезен и применим в любой системе деятельности, ибо каждая из таких систем всегда связана, во-первых, с созданием тех или иных фрагментов будущего, а во-вторых, с управлением людьми». Таким образом, столь активно востребованный исторический конструктор — он непременно и мастер рассказа. Потому что смысл и цель его труда определяются пространством применения его историй, которое и есть брендинг. Литература — технология их создания. А истории, зафиксированные в тексте, — инструменты достижения целей в брендинге.

— А как же видеоролики? — спросит кто-то.

— А вы видели ролик, снятый без сценария? — спросим мы в редакционной статье (с. 7) и продолжим разговор о бренд-стратегиях.

Разговор это не короткий и далеко не праздный. Иначе разве поддержали бы его президент общественной организации «Энциклопедия» Сергей Переслегин (с. 15), главный редактор газеты «Книжное обозрение» и телеведущий НТВ Александр Гаврилов (с. 20), президент группы «ИМИДЖ-Контакт» Алексей Ситников (с. 31), директор Лондонской школы PR Джон Долтон в статье Ирины Шиманской (с. 33), президент компании «Фаберлик» Алексей Нечаев в тексте ВиктораОсипова (с. 56) и многие другие участники этого номера?

И разве включились бы в дискуссию признанные прозаики, например Борис Стругацкий (с. 78), если бы не видели актуальной взаимозависимости между своей профессией, повседневным творением истории и мастерской работы с брендом — сиречь клинком, на котором, подобно стягам, развеваются истории людей, стран и времён, которые, как известно, пишутся не через сто или тысячу лет, а каждый день, каждый месяц, каждый год.

Кстати, интересный вид исторической (в самом прямом смысле!) литературы — ежегодное Послание Президента Российской Федерации. Не случайно мы уделили этому жанру так много внимания в прошлом номере (незадолго до того, как Владимир Путин обратился с ним к согражданам). И нет ничего удивительного в том, что в нынешнем номере мы публикуем статью Екатерины Коляды (с. 52) о бренд-стратегиях корпорации «Газпром», созданной по указу Президента. Указ — тоже литература. Переводящая стратеги-ческое Послание в тактическое сообщение. Бренды российских корпораций — часть бренда «Россия», несущего миру своё Со-общение разными средствами и путями. Как известно, «media is the message».

Впрочем, Маршалл Маклюэн не единственный автор, достойный цитирования и рецензирования (с. 92), на страницах 88, 90 и 94 читайте мнения наших строгих рецензентов. В том числе о нашумевшей книге Наоми Кляйн «NO LOGO. Люди против брендов».

Ну, а мы — за бренды. Быть может, поэтому удивительная птица, парящая во времени и пространстве, остаётся с нами и в июне (с. 12).

Счастливо!

Дата публикации: 21:42 | 18.07


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.