Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Литература. Бренд-стратегии. Прикладная история / Практика

Тренинг-фабрика подвига


Обзор рынка тренингов

Руфина Копылова
корреспондент «Со-Общения»
kopilova@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

В прошлом номере в статье «Сам себе тренер» мы писали, что обучающие программы — это «рынок профессиональных услуг по наращиванию квалификаций и компетенций», а также «пространство развития личных и профессиональных связей». Развивая этот тезис, мы начинаем обзор рынка тренингов и других обучающих программ, как пространство, через которое читатели нашего журнала могут повышать свою капитализацию.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Понятие тренинга пришло из спорта. Тренировка как подготовка к конкретным достижениям — деятельность, связывающая наставника-тренера и спортсмена. Каждая тренировка — подвиг спортсмена, выход за грань возможного. Ещё вчера он мог выжать пятьдесят килограммов, а сегодня уже пятьдесят пять. Каждый день дан для того, чтобы сдвинуть предел. И у тренера есть две задачи: максимальное раскрытие потенциала спортсмена и формирование места для воли и возможности совершения подвига.

Цели, пространство деятельности и ответственность наставника всегда разделены с его подопечным. И первый и второй готовятся к конкретному действию, то есть их совокупная воля имеет адрес: время и место соревнования, где демонстрируются результаты подвига. Иначе вся накопленная энергия «выйдет боком», история знает много деструктивных примеров высвобождения накопленной энергии. Энергия всегда красного цвета, это цвет восходящего солнца и цвет войны. Вопрос — куда она направлена.

Так и тренинг был создан как пространство для подвига, поэтому у него всегда должен быть адрес применения. Эта краткосрочная обучающая программа, направленная на формирование навыков и умений, пришла к нам с Запада. Она планировалась в рамках деятельности HR-менеджмента, предназначенного для капитализации человеческих ресурсов. Цель тренинга — не столько передать знания, сколько выработать у обучающихся необходимые профессиональные навыки, не просто рассказать «как», а дать им успешный опыт применения нового на практике.

Программа достигает результата, если существует пространство сообщения между точкой запуска процесса и конечным результатом. То есть автор и ведущий обучения должен понимать, попал ли его выстрел в цель: насколько эффективно ученик применяет новые навыки на практике. Так как сами тренеры являются участниками процесса развития специалистов только фрагментарно, в момент обучения, им необходимо участвовать в сообщении между всеми участниками процесса: HR-менеджерами, коучами и самими специалистами, иначе выстрел может оказаться бесцельным, но «шальная пуля» уже выпущена и обязательно найдёт себе цель.

РЕАЛЬНОСТЬ БЕССВЯЗНОСТИ

По мере изучения рынка проявляется пространство: с одной стороны, впечатляют регалии и достижения, которыми, как нарядами, щеголяют тренинговые компании, а с другой — отсутствует карта «местности». Есть несколько сайтов, рекомендующих способ выбора программ и компаний, но почему-то никто не предлагает услуги по ориентации в этом безбрежном море. Остаётся две возможности: первая — опросить знакомых, которые увлекаются тренингами как спортом или шопингом, вторая — нырнуть и познать самому. Таковых знакомых не оказалось, поэтому пришлось плыть самостоятельно. Как честный журналист, я собирала материал не в бизнес-целях, а для пользы читателей, соответственно, денег не платила, поэтому рынок сразу сократился за счёт компаний, которые не жалуют журналистов, в рецензиях не нуждаются и боятся раскрыть свои секреты постороннему.

Сначала я попала в учебный центр, где мне объяснили, что не существует критериев выбора ни тренеров, ни обучающих компаний: «о вкусах не спорят», и «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Дальше — больше, почему-то нигде меня не спросили,что я жду от обучения, а потом — понравилось ли мне оно, получила ли я что-нибудь от тренинга и что именно.

Каждый раз создавалось впечатление, что тренинги проводятся для отработки профессиональных навыков самих ведущих. Задача же участников — быть качественным материалом для продвижения тренеров, и если ты таковым являешься, то, скорее всего, получишь-таки новые знания, как обратную связь успеха тренера. О навыках в этой ситуации говорить сложно, ведь они требуют вживления в ткань твоего бытия. Выходя из тренинга, попадаешь в привычную обстановку, и требуются дополнительные усилия, направленные на то, чтобы навык закрепился и стал привычным атрибутом деятельности. Ася Барышева пишет: «Что необходимо сделать, чтобы тренинг стал полезным? Поддержать желание рядового сотрудника (обучаемого) работать поновому. Необходимо ему в этом помочь».

Я пока не встретила компании, которая отслеживает результаты прошедших обучения спустя неделю — месяц — год после проведения программы. В одном центре сказали, что они не несут гарантий эффективности тренингов, так как не представляют, как это делать, и поэтому считают такую задачу бессмысленной. Возможно, они правы, и это не их функция, но кто-то должен эту работу выполнять, иначе процесс будет неуправляемым и, возможно, вредным. В таком случае встаёт вопрос: а нужны ли такие тренинги, тренеры и тренинговые компании? Ведь не случайно же говорят многие учителя, что их работа — благодарная потому, что они видят результаты своего труда в росте и развитии своих учеников, в их профессиональных и жизненных достижениях.

Обучение — процесс, который входит в систему формирования образа, образования. Важно понимать, что образование сегодня размыто по разным областям и никто им не управляет. Сегодня это бремя несут только те, кому оно нужно, кто готов нести ответственность. В результате расследования рынка тренингов и других программ бизнес-обучения мы планируем создать узел связности, на который смогут опираться как те, кто нуждается в образовании, так и те, кто претендует на компетентность в формировании образа будущего и развития.

«Практический курс для брендменеджера»

Учебный центр SRC

Авторы и ведущие курса:

Максим Муссель — общий стаж работы в области маркетинга и маркетинговых коммуникаций 13 лет.

Татьяна Матюшина — руководитель более 150 полномасштабных проектов в сфере маркетинговых и политологических исследований.

Если у вас нет времени специально учиться маркетингу и брендингу в вузах, а актуальность темы для вас высока, курс SRC как раз то, что нужно. Всего за 6 дней вам дадут полную информацию, как проводить маркетинговые исследования и расскажут, как работать с торговыми марками. Это не оговорка, не с брендами, а с торговыми марками. Видимо, в названии курса слово «бренд» фигурирует лишь затем, чтобы привлечь внимание заинтересованных слушателей.

На вопрос корреспондента: «Что для вас бренд?» — Матюшина отвечает, что это способ извлечения прибыли, при этом как потребитель она сама мало внимания уделяет брендам, для неё важно сочетание цены и качества. Муссель же вообще не считает нужным разделять понятие торговой марки и бренда, не найдя той черты, которая разделяет поименование, что является торговой маркой от истории, свёрнутой в бренде, истории, которая способна переформировать жизнь.

Приходя на курс, вы вспомните свои годы в вузе, училище или школе, где программа составлена исходя из логики и разворота темы, а преподаватели не то, чтобы не знакомы с мировоззрением друг друга, они даже не знакомы между собой и не стремятся познакомиться. Поэтому не удивляйтесь, если от курса сложится двойственное впечатление. Два преподавателя, два практика совершенно по-разному подходят к обучению. Стиль Татьяны Матюшиной, авторитетного преподавателя с большим стажем, — сочетание академичности и практической применимости. Максим Муссель относится к преподаванию как к способу внедрить собственные концепты в сознание слушателей, чтобы впоследствии превратить их в своих адептов и тем самым извлечь из курса максимум выгоды.

Несмотря на то что на курсе практически не употребляется слово «бренд», участникам всё же удаётся почувствовать его магию. Они обмениваются задачами, с которыми пришли учиться. Представитель компании, производящей мороженое, создаёт бренд дублёнок, которые легче ананаса, а отвечающий за дублёнки проектирует новое позиционирование элитной косметики. Участники, сами того не замечая, начинают жить в том пространстве, которое создают. Например, для того, чтобы позиционировать мороженое как развлечение для детей, нужно почувствовать себя ребёнком, понять, что такое детский праздник. В результате такой работы каждый получает дополнительные креативные решения, но самое главное — возможность оценить как эффективность своего участия в обучении, так и результаты своей деятельности в компании.

К сожалению, обсуждение того, что бренд влияет на жизнь тех, кто с ним работает, что бренд — это не только способ позиционироваться на рынке и получать прибыль, это ещё и способ жизни, осталось за пределами курса. И это тот бонус, который так и не получили слушатели программы, потому что и сами организаторы, и авторы курса не понимают силы бренда как способа сообщить миру то, что до них ещё никто не сообщал, как способа найти тех, кто способен и готов разделить общее мировоззрение.

Тренинг «Разноцветные продажи»

Учебный центр «Класс» Леонида Кроля

Тренер:

Сергей Янин — бизнес-тренер, психолог и психотерапевт, владеющий НЛП, ролевыми методами, специализирующийся на тренингах продаж, общий стаж работы тренером более 5 лет.

Единственной гарантией качества тренингов центра является имя создателя и руководителя Леонида Кроля, известного многим тренера и консультанта, который, для того чтобы ввести потенциальных сотрудников в круг своей деятельности, предлагает посетить авторский «Тренинг тренеров». Для того чтобы стать тренером, достаточно иметь желание и пройти программу Кроля, а специального образования не требуется. Сергей Янин — приятное исключение, у него медицинское образование, а также он обладает дипломом психотерапевта и в дополнение обучился деятельности тренеров. Он не навязывает своего мировоззрения, концентрируясь на целях и задачах тренинга, а также на интересах слушателей.

Если вы хотите узнать технологию эффективных продаж, то, побывав на программе Сергея Янина, вы её не получите. «Разноцветные продажи» — это скорее коммуникативный тренинг, который даёт свежий взгляд на формирование отношений между людьми. Янин предлагает новую трактовку индивидуальных стилей поведения — по цвету, тем самым избегая оценочных суждений: агрессор, уравновешенный педант, беззаботный или меланхолик. Погружая в игру, давая прочувствовать на себе разные стили поведения, ведущий помогает разобраться с собственными стереотипами в поведении, понять других и выстроить эффективную коммуникацию.

Игра началась с того, что каждый участник выбрал цвет, ему импонирующий, тем самым все попали в ситуацию ролевого поведения, потому что «красные» — это директора, «жёлтые» — беззаботные шоумены, «синие» — разведчики, а «зелёные» — аналитики или обозреватели. Четверо «красных» скоро сообразили, что могут переругаться, поэтому быстро выработали общую стратегию, распределили задачи, и каждый проявил себя в общем выступлении. «Жёлтые» поддались эмоциям и предъявили счёт «красным», хотя их «антиподы» — «синие». «Синие», спокойные и уравновешенные, как В.В. Путин, всё расставили по своим местам. Выбор в тренинге, слава Богу, не приговор. Если вы ошиблись, есть возможность уточнить свой выбор, а если выбор точен, — скорректировать своё поведение. Участвуя в выборе, вы встаёте в точку управления ситуацией и погружаетесь в пространство разделённого сообщения. Узнавая разные проявления тех или иных стилей, участники начинают работать с собой как с инструментом, средством и материалом управления, повышая и проявляя собственную эффективность.

Но не стоит обольщаться: эффективность тренинга зависит от вас. Как и везде, участие и соучастие можно проспать, оставшись пассивным наблюдателем. Вы получите максимальные результаты, если займёте активную и открытую позицию. Так, одна из участниц почти уморила ведущего и других участников своей въедливой дотошностью. Она всё снова и снова задавала вопросы о том, как в продажах применять его концепцию стилей, что побудило других участников отнестись к собственным представлениям о деятельности и в результате повысило как общий, так и индивидуальные результаты тренинга.

Презентационный семинар «Результативный team-building»

Консалтинговая компания «Имидж персонал»

Руководитель семинара:

Людмила Дудорова — генеральный директор компании «Имидж персонал»

Компания «Имидж персонал» — это команда профессионалов. Здесь работают люди с образованием в области психологии, менеджмента или маркетинга. Когда наблюдаешь работу этой группы, так и хочется сказать: «Технология, технология и ещё раз технология!» Есть компании, основной козырь которых — индивидуальная подстройка с помощью техник НЛП. Здесь для большей эффективности сочетают адаптированные западные и проверенные российские методики.

«Имидж персонал» предлагает самые разные методы командообразования, в том числе team-building «под ключ», начиная с диагностики и адаптированных прогностических методов и заканчивая игровыми. Например, есть такая технология «Снимается кино», где каждый участник команды включается в увлекательный процесс съёмки корпоративного фильма, не замечая, как возрастает его мотивация участия в общем деле.

На семинаре сотрудники компании продвигают ролевую модель М. Белбина, которая позволяет скомплектовать рабочий коллектив в соответствии с ролевым поведением. Например, в команде не может быть двух «генераторов идей» или «мотиваторов», но она может состоять из одних «рабочих пчёлок». В последнем случае сложно ожидать суперэффекта, но устойчивый и ровный результат будет всегда. На семинаре рассказали, что идеальный руководитель не всегда харизматический лидер, скорее, от него требуется способность организовать работу так, чтобы каждый член команды стал максимально эффективным, а для этого подходит роль «ведущего». Авторы программы помогут вам повысить личную эффективность, определив вашу ролевую стратегию.

Компания «Имидж персонал» демонстрирует высокие стандарты работы. Это всё равно что портной высокого класса, он шьёт очень качественные костюмы, в которох вы будете чувствовать себя уверенно и комфортно. Это стандарты качества, которые былиактуальны до последнего десятилетия ХХ века, а в начале XXI этого мало. Специалисты «Имидж персонала» не являются гуманитарными технологами. Несмотря на профессионализм ведущих, вы не получите на этом курсе возможность выбирать собственный стиль и имидж, проектируя себя заново, раскрывая свои скрытые потенциалы, а ведь это именно то, что требуется сейчас: умение постоянно видеть себя со стороны, варьировать способы жития, удерживая стратегию и соответствуя требованиям момента.

 


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Литература. Бренд-стратегии. Прикладная история
Тема номера
Logo-Yesss!
Дмитрий Петров
Литература и история на клинке времени
Редакция «Со-Общения»
Путь букв по следам брендов
Ширхан Павлов
Дружба мушкетеров при живых королях
Сергей Переслегин
Русская литература и государство в новом веке
Александр Гаврилов
Корпорация «Литератор»
Игорь Сид
Со-Общения
Со-Общения
Актуальный сюжет
Добро пожаловать на светлую сторону!...
Бренд & газ
Екатерина Коляда
Как поймать дух бренда
«Агентство эффективной культуры»
Практика
Паттерны связности в океане истории
Алексей Ситников
Brand-intrigue
Джон Долтон
Тренинг-фабрика подвига
Руфина Копылова
Развитие-шаг за предел реальности
Николай Ютанов
История как жизнь. История как история
Дмитрий Шушарин
Оперативный простор
Смешная история
Наталья Фомичёва
Гуманитарные технологии средних веков
Алексей Ширшов
Государство, созданное литераторами
Антонина Воронкова
Генератор и поле битвы брендов
Словесники
Евгений Лукин
No Logo = No Future
Общество спектакля занавешивается
Слово о слове
История чёрного охотника. Буква и приклад


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.