Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Литература. Бренд-стратегии. Прикладная история / Оперативный простор

История чёрного охотника. Буква и приклад


Версия для печати
Послать по почте

Война Порядка и Хаоса.
В номере, посвящённом литературе, бренд-стратегиям, прикладной истории, мы не случайно обращаемся к книге одного из самых крупных французских историков — Пьера Видаля-Накэ. Чтение этой книги полезно не столько историкам, сколько гуманитарным технологам, ведь в ней рассматривается со-общение вымышленного-промысленного и реального-социального.


СЛОВО ПРОТИВ ДЕЛА. ЗАКОН ПРОТИВ ПРИРОДЫ

«Категории воображаемого иногда более весомы, чем иллюзии реальности». Именно это показывает Видаль, один из первых, кто ввёл структурный анализ в изучение древнегреческой истории. Однако его структурализм не сводит мир к тексту — он лишь балансирует между реальным и ментальным, описывая их сложную переплетённость. Переплетение — это и противостояние, упругая гармония-связь. И через противостояние слова и дела, писаных законов и устных сказаний, политического слова и мифа Видаль описывает «греческое чудо», опираясь на следы, оставленные в древнегреческой литературе.

Возникновение греческого мира в I тысячелетии до н. э. — это и литературное-литерное «чудо». Симптом греческого прорыва — изменение роли письменности: став публичным делом, она перестала быть привилегией дворцовых писцов. Её функция — не ведение счетов или запись тайных обрядов, а издание политических законов, выставляемых напоказ и во всеобщее распоряжение. Власть традиции пошатнулась — община начала издавать декреты. Nomos — фиксированный в буквах закон — вступил в жёсткую войну с текучей, изменяющейся природой. С помощью надписей, рассказывающих о войнах и других событиях, Полис утверждал свою власть над временем-историей и природой-пространством.

ИСТОРИЯ КАК ИСЦЕЛЕНИЕ

Видаль — историк истории, «поднимающийся вверх по течению времени». Направляясь по следам, французский пловец воссоединяется с истоком истории. Первый признак рождения istoria (буквально: ис-следование) — появление имени историка в начале сочинений Гекатея, Геродота, Фукидида — терапевтов социальных тел. Когда Фукидид даёт определение своему труду, то характеризует его как «подспорье для того, кто захочет исследовать достоверность прошлых и возможность будущих событий». Фукидид — врач, а главная задача врача, по Гиппократу, — «заниматься предсказаниями, узнавая заранее и предсказывая на основании наблюдений за больными нынешние, прошлые и будущие события». Прошлое — источник парадигм. Созданное временем сакрально. То, что длительно, по-своему продвигается к вечности, к целому, к вос-, ис-целению. И именно исцеление как цель двигало Платона, когда он писал историю об Атлантиде. Утопический остров находится в мире вымысла, подчёркивает Видаль, однако ментальная Атлантида часто обустраивала социальное в истории европейской цивилизации. Как исцеляя, так и разрушая целостность. Греческий врач, как и художник, рапсод, — это ремесленник, демиург, мастер. И, как говорит Платон, «даже самый захудалый ремесленник, намереваясь создать что-либо заслуживающее упоминания, должен постоянно сообразовываться с сутью дела».

МАСТЕР — ГЕРОЙ ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

История Греции — это история мастеров, утверждает Видаль. Когда Платон хочет поведать миф о сотворении мира, он обращается к образу демиурга-ремесленника. Греческое techne относилось и к искусству художника, и к искусству ремесленника. А sophos — это и мудрость, и мастерство. Мастер — скрытый герой греческой истории, открытый Пьером Видаль-Накэ. Несмотря на частые обращения к образу ремесленника, несмотря на шедевры Фидия, Апеллеса, античность почитала божественным язык, а не руку. Однако techne концентрируется в руке, движимой логосом. Платон выводит этимологию слова «технэ» из греческого слова nus — «ум». У слова «демиург» сложная история — оно обозначало и высших должностных лиц в отдельных полисах, и ремесленников. Аристотель пишет в «Политике»: «Существуют демиурги — изготовители известкового раствора и демиурги — «изготовители» граждан». Платоновский демиург — технический работник, собственно ремесленник, рапсод, врач, художник, художник или скульптор. Демиург является также творцом мира в «Тимее» и законодателем в «Законах» и «Кратиле». При этом рука ремесленника так же хитра, как и тело охотника, следопыта, рыболова.

В «Законах» Платон описывает высокое Предназначение мастеров: «Сословие ремесленников находится под покровительством Гефеста и Афины: ведь ремесленники своим общим трудом дают нам возможность жить. Военные являются людьми, которые с помощью другого мастерства оборонительной направленности охраняют изделия ремесленников». И те и другие — демиурги, служащие стране и народу. Философ устанавливает права и обязанности ремесленников: они обязаны доводить свои изделия до совершенства. Воины как ремесленники — «демиурги нашего Блага», а ремесленники как воины — стражи Совершенства.

Врач, как и политик, — тоже демиург. Политика имеет отношение к технэ, а не к природе — physis. Противопоставление искусства и природы — из ряда базовых оппозиций: слово — дело, порядок — хаос, варёное — сырое, мужское — женское. И несмотря на то что ткачество в Греции считалось женским ремеслом, именно метафора ткача использовалась для описания политической деятельности. В диалоге «Политик» ткач характеризуется Платоном как образец политической личности, владеющей искусством управления, а в «Лисистрате» Аристофана искусство политики уподобляется искусству тканья «плаща для народа». Слово «политика» происходит от слова polis — множество. А задача политика — связывать многое в целое, вплетая иное в ткань единого.

И НАКОНЕЦ О ЧЁРНОМ ОХОТНИКЕ

Герой книги — Чёрный охотник. Так именует Видаль эфеба и крипта — переходную стадию от мальчика к мужчине. Чёрный охотник — участник обряда перехода, ритуала инициации, испытания, вводящего подростка в общество граждан, имеющих право носить оружие, мужскую одежду и имя. Видаль обращается к древним тотемистическим культам. «Тотемизм — своего рода сетка, передающая сообщение. Она предполагает наличие идеального оператора, кодифицирующего природу. Социальная организация — зашифрованный язык, любой язык — мышление, предполагающее упорядоченную карту мира, вот почему тотемистическая система в интеллектуальном плане не уступает философской». Одежда и имя экс-ЧО сообщали миру о силе и предназначении носителя, позволяя ему обрести связность в целокупном мире «реального» и «воображаемого».

Кондратий Рылеев


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Литература. Бренд-стратегии. Прикладная история
Тема номера
Logo-Yesss!
Дмитрий Петров
Литература и история на клинке времени
Редакция «Со-Общения»
Путь букв по следам брендов
Ширхан Павлов
Дружба мушкетеров при живых королях
Сергей Переслегин
Русская литература и государство в новом веке
Александр Гаврилов
Корпорация «Литератор»
Игорь Сид
Со-Общения
Со-Общения
Актуальный сюжет
Добро пожаловать на светлую сторону!...
Бренд & газ
Екатерина Коляда
Как поймать дух бренда
«Агентство эффективной культуры»
Практика
Паттерны связности в океане истории
Алексей Ситников
Brand-intrigue
Джон Долтон
Тренинг-фабрика подвига
Руфина Копылова
Развитие-шаг за предел реальности
Николай Ютанов
История как жизнь. История как история
Дмитрий Шушарин
Оперативный простор
Смешная история
Наталья Фомичёва
Гуманитарные технологии средних веков
Алексей Ширшов
Государство, созданное литераторами
Антонина Воронкова
Генератор и поле битвы брендов
Словесники
Евгений Лукин
No Logo = No Future
Общество спектакля занавешивается
Слово о слове
История чёрного охотника. Буква и приклад


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.