Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Кризис. Предназначение. Человеческий капитал. / Практика

Сам себе тренер


Или ещё один путь к капитализации

Руфина Копылова
корреспондент «Со-Общения»
kopilova@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Вы уже год с отвращением ходите на работу. За что бы вы ни брались, всё идёт не так. Начальство не видит вас в упор. Идея об открытии собственного дела вызывает смутный ужас… Быть может, Вы не знаете, что если более пяти лет сидеть на одном месте, выполняя одну и ту же работу, то результатом будет успешная и победоносная деградация. В эпоху скоростей и Интернета от человека требуются быстрое адаптация, мобильность, обширные знания, самостоятельность и постоянное самообразование. Но кто поможет овладеть этими качествами? Вы сами.

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ КАРЬЕРНОГО РОСТА

Чтобы начать движение, нужно понять, где старт, и где предполагаемый финиш. Следует ознакомиться с картой, отметить на ней перевалочные базы, оснаститься снаряжением. Тогда есть неплохие шансы не попасть в знаменитую ситуацию Алисы (в которую она угодила в Стране Чудес): «Куда мне идти? – А куда ты хочешь прийти? – Мне всё равно. – Тогда всё равно куда идти».

Если вы не свободный художник, не независимый консультант и не Генеральный секретарь

ООН, то отправляясь по пути личной капитализации, возьмите с собой четыре плана-карты.

Первая – ваше резюме, описывающее качества и знания, образование и опыт, стремления и амбиции. Вторая – карта вашей компании: куда и как в её пределах можно двигаться по вертикали и по горизонтали. Третья – карта рынка: оглядитесь, где Вы находитесь на рынке труда, и составьте представление о его законах. И четвёртая (вспомогательная): рынок профессиональных услуг по наращиванию квалификаций и компетенций, а также посредников между специалистами и работодателями.

Населите эти карты людьми, способными помочь вам в движении по каждой из них, и отправляйтесь в путь. Вам предстоит перезнакомиться с кучей новых знакомых, восстановить старые связи и сделать несколько важных открытий. Не вдохновляет? А вы попробуйте прочитать следующую главу, потом вернитесь к этой, а мы пока продолжим.

Резюме – это, в первую очередь, отражение ваших достоинств в зеркале рынка. Поэтому нужно подойти к его составлению грамотно, точно и честно, чтобы не вызвать ложных ожиданий у тех, кто будет к вам прицениваться. Составьте своё резюме заново! Разместите его на специализированных сайтах и в изданиях. Явите миру себя как капитал.

Но, демонстрируя рынку свои достоинства, не забудьте поработать и с недостатками – врага нужно знать в лицо. Свезите их в «чёрный список ограничений» и разработайте план их преодоления. Не стыдитесь себя, пишите всё: не умею, не знаю, не хочу, а с другой стороны: буду уметь, знать, стану…, но не абстрактно и в общем, а прямо по пунктам и к определённому сроку. Это станет для Вас ещё одним поводом для изучения рынка профессиональных услуг по развитию человеческих качеств и преодолению недостатков.

Не торопитесь принимать решения. Терпение и точность!!! Уточняйте свои цели постоянно. Подробно опишите место, куда вы хотите попасть и подумайте: быть может, оно есть в компании, где Вы работаете. Откройте для себя компанию заново, в том числе - возможности, которые только появляются. Это могут быть идеи и проекты, технологии и управленческие решения. Детально продумайте рецептуру и условия подачи своих предложений и ступайте к начальству. Начальство любит деятельных? Так расскажите ему о своих  достоинствах, предъявите свою позицию! А потом - не выпускайте из рук управление процессом - ищите единомышленников, стройте эффективную коммуникацию, направленную на претворение в жизнь предложенных идей.

Начните с малого, но будьте при этом столь же стойким и последовательным: Вы делаете проект века – проект себя. Не пускайтесь в сомнительные авантюры, но и не снижайте планку достижимого. И может быть скоро вы займёте желаемую должность и получите ожидаемое вознаграждение. А если нет, то заметят вас обязательно. В этом случае нужно, постоянно корректируя свои действия, продолжать движение к намеченной цели.

Если всё задуманное удалось - значит вы повысили свою капитализацию на внутреннем рынке компании и теперь можно выходить и на внешний рынок.

Здесь особых усилий требует сбор информации. Чтобы отбирать ту, которая нужна именно вам, нарисуйте идеальный портрет компании, в которой вы хотите работать и заведите привычку ходить на собеседования, хотя бы для того, чтобы совершенствоваться в деле самопрезентации, а заодно получать информацию о компаниях из первых рук. Нужно выбрать группу источников более или менее достоверной информации и постоянно отслеживать всё, что вам интересно. Существует немало профильных изданий (почитайте хотя бы журнал «Карьера») и сайтов (кстати, а часто ли вы заходите на www.e-xecutive.ru?) для тех, кто стремиться к капитализации на внешнем рынке. Думаете, материалы о вариантах карьеры, об управлении человеческими ресурсами (HR) и о профессиональном и личностном совершенствовании пишутся и публикуются зря? Вовсе нет! Часто их пишут сами «карьеристы», и публикуя – повышают свою капитализацию. При этом, не только презентуя себя, но и организуя коммуникацию, вызывая интерес и отношение к себе. А ведь отношение - само по себе тренинг, проверка идей и способностей. Так почему бы и вам не потренироваться? Не провериться?..

И не забывайте постоянно корректировать своё резюме, внося туда новые достижения и попутно пожиная плоды вторичной капитализации или капитализации на внешнем рынке.

Но не ждите скорого супер–результата, после которого можно будет спокойно почить на лаврах. Сказка отличается от жизни. В частности тем, что сказка заканчивается словами: «и жили они долго и счастливо», а жизнь ими начинается. Да, личная капитализация – штука доходная, и воспользоваться доходами можно на каждом её этапе. В зависимости от темпов и объёмов, это может быть ремонт своей городской квартиры, а может – покупка особняка с видом на Средиземное море; поездка на уикенд в Прагу или же возможность 3-4 месяца в году заниматься, например, любимой охотой… Но чтобы доходность сохранялась и росла, нужны инвестиции, вложения в прирост квалификаций и компетенций, иными словами - в самосовершенствование. И здесь нам снова понадобятся знание о себе и о рынке услуг.

ПУТЬ К СЕБЕ ИЛИ КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Во что инвестировать? Ответ, казалось бы, прост: в обучение. Но вспомним: …вы с трудом встаёте, нехотя идёте на работу, забыли радости жизни, у вас депрессия. Как преодолеть это болотное состояние? Не станем повторять известные рецепты борьбы с депрессией, а напомним: жизнь начинается с вас лично, и точка работы с депрессией находится внутри вас, а сама по себе депрессия очень важная вещь – это ваш кризис. Ну, не хотите вы жить по-старому! А по-новому не умеете. Многообещающая ситуация: есть чему поучиться!

Повернитесь лицом к себе и пересмотрите свою жизнь. Поищите в личном опыте работу, приносившую наибольшее удовлетворение, но при этом - «стоп, деньги не в счёт», как говорила героиня известного американского фильма[1].

Измените своё окружение. Выбирайте то, что вас радует (преодоление трудностей – это тоже радость). Но выбирайте трудности, которые действительно радостно преодолевать.

Известен случай из практики известного психотерапевта Милтона Эриксона. На консультацию пришла пара, пытающаяся сохранить распадающийся брак. Супругам предложили пройти тест: совершить восхождение на гору, а затем рассказать о своих впечатлениях. В результате один с радостью рассказывал о преодолении, а другой с ужасом вспоминал, как чуть не умер, взбираясь на ГОРУ. Вывод простой: эти люди - уже не пара, у них абсолютно разные картины мира. Они смотрят в противоположные стороны.

А вы окружайте себя тем, что помогает смотреть в ту сторону, в которую вы стремитесь.  Тем, что добавляет вам силы. Это может быть всё, что угодно. Тёплое молоко на завтрак, сказка ребёнку на ночь, ветер, свистящий в ушах при быстрой езде, пробежка по утрам, чашка кофе в обед, костюм тёплых тонов. Но важно, чтобы вашу силу чувствовали не только вы, но и другие. Для этого нужно соответствовать. В первую очередь - себе, затем своим притязаниям, ну и, конечно же - организации, которую вы выбрали на пути к самореализации.

Что входит в пространство, в котором мы живём, помимо работы?

Это, во-первых, наше тело. Хорошо, если оно красивое, сильное и здоровое. Хорошо, если оно регулярно тренируется. Хорошо, если эти тренировки повышают тонус и облегчают встречи с трудностями.

Во-вторых, это наш внешний вид, иными словами - то тело, которое мы надеваем на себя и которое можем менять. Здесь важен баланс между нашим комфортом и соответствием моменту. Выбирайте те цвета и фасоны, которые вам идут, уделяя особое внимание аксессуарам: в них – магия, которая вас усиливает или же ослабляет. Если всё подобрано любовно и гармонично – вы становитесь сильнее. Но если запах духов не ваш, а элементы костюма сочетаются плохо, это вызывает диссонанс не только у окружающих, но и у вас самих.

В-третьих, это организация жилого или рабочего пространства, то есть уют. Даже на весьма скромной площади, можно найти место и себе, и своему счастью.

И последнее (по порядку, но отнюдь не по значению). Сделайте самосовершенствование постоянной практикой. Устранение многих недостатков требует простой самодисциплины. Попробуйте справиться с ними самостоятельно, без специальных учителей и тренеров. Но учтите - тренинги необходимы. И не только, чтобы осваивать новые качества. В ситуации тренинга удобно сопоставлять себя с другими, находить спутников на пути преодолений. Тренинги, семинары, курсы - это пространство развития личных и профессиональных связей, при этом довольно щадящее, в котором допустимы ошибки, промахи и прочие очепятки.

ДЕЛО ИЛИ СО-ОБЩЕСТВО ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

А теперь посмотрим на вопрос глазами собственников бизнесов. Представьте себе: концепция человеческого капитала[2] действует в вашей организации. А  ваши сотрудники обретают собственные позиции по отношению к компании, и (порой в жёсткой форме)  предъявляют их, не боясь увольнения. А вы, как хозяин бизнеса, знаете, что уволить их, конечно, можно, но как мудрый руководитель, понимаете, что с водой можно выбросить и ребёнка. И, стремясь извлечь пользу из сложившейся ситуации, задаётесь вопросом: в каком направлении двигаться?

Весьма вероятно, вы предъявляете в ответ свою собственную позицию, позволяющую строить совместную эффективную деятельность с подчинёнными вам профессионалами. Позиция – это ответ на вопрос: «где я есть и куда направляюсь?» или, как сказала Елена Русская[3]: «зачем и куда я живу?» Потому что при отсутствии позиции не вы живёте - вас живут.

В то же время, будучи деловым человеком, вы заинтересованы в росте капитализации своей компании. А значит и лично себя! И понимая, что ваши сотрудники тоже капитализируются, действуете как подобает первому лицу, как образец для всех, кто идёт следом. Но даже первому важно уметь отвечать на всё те же вопросы. Что меня радует? Наслаждаюсь ли я своей работой? Как меня воспринимают другие? Умею ли я окружать себя единомышленниками? Что я хочу от жизни? Что я хочу от бизнеса? Как я общаюсь с близкими?

Сейчас популярны тренинги командообразования, но первые лица часто отказываются от участия в них (как впрочем, и в любых других). А потом выясняется, что команда не образована, а время и деньги были потрачены впустую. Почему? Смотрите, что происходит: команда менеджеров собирается чтобы обеспечить эффективное следование идеологии и стратегии компании, а главный носитель идей и ключевой стратег, в их со-общении участия не принимает. И наоборот, активное участие руководителя в тренингах, если н\и не гарантирует, то, как правило, существенно повышает их результативность.

Личность лидера проецируется на всю организацию. Если он в своей жизни эффективен и гармоничен, если не стыдится своего непонимания, если умеет воодушевлять и радовать людей, то создаёт благоприятную рабочую обстановку. А если к тому же он способен точно сформулировать миссию и стратегию компании, то вокруг него соберутся единомышленники, ведь бизнес – это ещё и способ разделить с соратниками бремя идеи и путь к ней.

Как вы проводите свободное время? Многие руководители увлекаются экстремальными видами спорта и отдыха, пытаясь заглушить страх перед встречей с собой один на один. Ведь если не о чём поговорить с собой, то неясно куда ты живёшь, действуешь ли сам, или просто реагируешь на внешние раздражители. Консультанты по развитию считают, что если человеку некомфортно наедине с собой, то ему тяжело и с другими. И даже жёстче: его просто нет. Имеется некая био- и психо-масса, а человека, с которым можно разделить путь и дело – не существует.

Все заданные выше вопросы, требуют ответов. Найти их помогают специалисты. В организации внутренней жизни компании первый помощник руководителя (по, крайней мере, должен им быть) это HR-менеджер – управляющий человеческими ресурсами.

HR-МЕНЕДЖЕР – ВНУТРЕННИЙ СОВЕТНИК КОМПАНИИ

Культура российского бизнеса только складывается, вместе с ней проявляется и такой вид деятельности, как HR-менеджмент.

Концепция человеческого капитала отводит управляющему человеческими ресурсами место советника или внутреннего консультанта компании и её сотрудников в процессе капитализации. Эта позиция совмещает две важные составляющие: с одной стороны – методики и техники капитализации, а с другой - управление развитием: совместным шагом в будущее[4]. HR-менеджер, как посредник между собственниками и руководством, а также между руководством и сотрудниками помогает строить эффективную и самостоятельную позицию, описывая цели, задачи и функции, а также систему оценки результатов, отделяя «мух от котлет» и распределяя компетенции.

Одна из важных квалификаций HR-менеджера: мониторинг рынка профессиональных услуг, направленных на человеческую капитализацию. Это могут быть тренинги, семинары, передачи, сайты, круглые столы, учебные программы, и другие гуманитарные технологии, помогающие разобраться в вопросах: кто я? зачем я? куда я? сколько я стою? каков мой следующий шаг? С одной стороны, это указатель разных путей, а с другой – магический клубочек, помогающий пройти именно тот путь, для которого предназначен человек.

Быть может, это прозвучит вызывающе, но HR-менеджер – тоже человек. Разница лишь в том, что часто он управляет движением клубочков десятков, сотен, а порой и тысяч сотрудников компании. И здесь главную роль, безусловно, играет его личностная, этическая позиция – позиция тренера по отношению к самому себе. Чтобы успешно помогать волшебным клубкам сотрудников катиться по пути роста их капитализации, HR-менеджеру надлежит,  прежде всего, подружиться со своим собственным клубочком.

Как и всем нам. И тогда мы, возможно, с удивлением обнаружим, что маршрут проложен точно, что карту читать легко, что вокруг верные помощники и единомышленники, дыхание – свободно, а ПУТЬ – лёгок.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Кризис. Предназначение. Человеческий капитал.
Тема номера
Через тернии - дальше, дальше, дальше...
Дмитрий Петров
Человеческий капитал
Редакция "Со-Общения"
Возвращение человека
Олег Алексеев
Капитал: Новое прочтение
Александр Неклесса
Народу много. А люди - где?
Михаил Кутузов
Со-Общения
Со-Общения
Практика
Сам себе тренер
Руфина Копылова
Если вы хотите передать дело детям
Елена Русская
Капитал в открытом доступе
Ирина Кучма
Актуальный сюжет
Вам послание. От Президента Российской Федерации
Дмитрий Петров, Анна Носенко
Кадровый пасьянс - 2008
Павел Малиновский
Где живет сейчас наследник?
Литература на сквозняке истории
Редакция "Со-Общения"
Оперативный простор
Русские Сен-Пьеры
Мирон Боргулев
"План Андропова" десять лет спустя
Михаил Любимов
Гуманитарные технологии на переломе эр
Алексей Ширшов
Неты Будущего. Neтократия
Алан Кросби. Наследование бизнеса
Иткуль Кашапова
Переоценка ценностей
Мария Син-Ше


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.