Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/5/op/4


Алан Кросби. Наследование бизнеса

Кто продолжит ваше дело?

Алан Кросби.
Наследование бизнеса.
Кто продолжит ваше дело.
СПб.: Питер, 2004
Наследование обычно представляется уделом богатых толстосумов. В своё время хиппи, панки и другие бунтари наглядно показали, что наследовать скучно и непривлекательно, и это скорее не благо, а наказание. Впрочем, быть богатым наследником приятно, наследство можно потратить на разные занятные штуки. Однако у менято богатых дядюшек и тётушек нет, поэтому тему эту к себе никогда не относила. И тут я прочитала интересную книгу — в некотором роде доклад специалиста в области владельческого консалтинга об актуальной проблеме и новом направлении бизнес-консультирования.

ВЕЩЬ ВНУТРИ ВЕЩИ

Книга Алана Кросби, написанная ярким и живым языком, вложена внутрь повествования её научного редактора Виталия Королёва — того самого владельче-ского консультанта. Язык специалиста сух и профессионален — только аргументы и факты. Консультант предупреждает современных предпринимателей и вместе с ними страну о переделе собственности, который начнётся лет через десять — пятнадцать, когда подрастут наследники и наступит период передачи им дел, успешным предпринимателям лучше заблаговременно решить вопрос о преемственности бизнеса. Эту задачу необходимо решать последовательно, начиная с создания бизнеса, и она становится ещё актуальнее с момента рождения детей. Королёв и других консультантов призывает присоединиться к решению задач наследования и к проектированию бизнеса как родового. Озабоченный проблемой, он нашёл и издал книгу Алана Кросби.

ОСТАВЛЯТЬ ЛИ ДЕТЯМ СВОИ ГРАБЛИ?

Кросби интересно читать уже потому, что он — представитель пятого поколения рода, владеющего бизнесом в сфере СМИ. «Рабочая династия» началась сто шестьдесят три года назад с незаурядного и творчески активного репортёра небольшой ирландской газеты Томаса Кро-сби. С тех пор дело разрослось, втянуло в себя многих членов семьи и сейчас является эффективным предприятием. Тем не менее в оригинале автор назвал книгу «Не оставляйте это детям: начало, строительство и поддержание бизнеса». Как же так, эффективный бизнесмен, трудолюбивый и вдумчивый наследник выступает в роли противника родового бизнеса? А дело, собственно, вот в чём. Алан Кросби сначала утверждает, а затем последовательно доказывает, что родовое дело требует многих и многих квалификаций и компетенций, прежде всего в отношении к самому себе, к своему делу, потом к детям и затем к окружающему миру. Если для вас важнее чувство справедливости по отношению к детям, то забудьте о вашем деле, продайте ваш бизнес и передайте по наследству деньги. Если хотите справедливости по отношению к делу и вашим амбициям, тогда ищите достойного преемника для дела, и, возможно, им окажется отнюдь не ваш ребёнок.

КАЖДОЙ СЕСТРЕ ПО СЕРЬГЕ — И НЕТ УЖЕ ФАМИЛЬНЫХ БРИЛЛИАНТОВ

Алан Кросби — практик, поэтому его попытка подкрепить свои представления о родовом деле научными теориями и статистикой неубедительна. Тем не менее книга заслуживает доверия. Кросби представляет как разные истории о наследниках, так и статистику, которая говорит, что редкое дело продолжается в третьем поколении, а до пятого поколения доживает одно из шестидесяти. Несмотря на то что в книге описаны, в том числе, негативные примеры убийств и дележей в разных владетельных семьях, книга не похожа на сборник светских сплетен, не похожа она и на умильный рождественский пирог. Автор использует истории для аргументации тезисов. Оказывается, крах бизнес-империи Гуччи произошёл задолго до убийства Маурицио Гуччи его женой. Падение началось с того, что его основатель подошёл к завещанию с установкой на родительскую справедливость в распределении финансов и отдал каждому из двух сыновей по пятьдесят процентов компании. Он упустил при этом справедливость по отношению к бизнесу. Впоследствии этот подход сыграл роковую роль, семья в третьем поколении утратила контроль над делом родоначальника.

СНАЧАЛА ДОКАЖИ, ЧТО МОЖЕШЬ

Автор уверен, что единых рецептов для организации родового дела не существует. Его бизнес продержался благодаря жёсткой политике передачи дела старшему в роду по мужской линии, но есть многочисленные примеры того, как управляют бизнесом женщины, а собственность распределяется между представителями всего рода. Философия компании Codorniu, продержавшейся уже восемнадцать поколений, в том, что лучше иметь несколько главных правил и быть готовым к постоянным изменениям. Один из принципов: «Постоянно рассказывай семье обо всём, что ты делаешь». Для этого у клана Codorniu существует много видов и способов обсуждения: семейный совет, на котором решается, достоин ли член семьи работы на предприятии; совет директоров; собрания акционеров и ежегодные собрания клана. Владение бизнесом — дело профессиональное, требующее соответствующей подготовки и постоянного повышения квалификации. Сам автор, прежде чем стать генеральным директором своей компании, долго практиковался в разных компаниях, а затем много лет проработал менеджером среднего звена. А в России существуют примеры, когда наследники, чтобы доказать свою состоятельность, самостоятельно создают бизнес параллельно отцовскому. Читая книгу, понимаешь, что передача дела — это особое умение, к ней нужно готовиться заблаговременно и вовремя отпускать управление. Я, наконец, поняла, почему первую фирму, которую я создала, после моего ухода постигла неудача: я так и не отдала до конца руководство преемнику.

СО-ОБЩЕНИЕ, СО-ОБЩЕНИЕ И ЕЩЁ РАЗ СО-ОБЩЕНИЕ

А ещё эта книга напоминает нам слова Льва Толстого: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная — несчастлива по-своему». Алану Кросби удалось в книге донести простые истины небанальным языком. Например, честность и открытость партнёров и подчинённых по отношению к тебе проявляются лишь в том случае, если ты сам являешься примером искреннего отношения к делу и к другим людям. Если ты хочешь детям счастья, подготовь им почву для самореализации, помоги взлететь и вовремя отпусти. Человек не одинок в своих трудностях, нужно научиться говорить и не бояться показать слабость. В заключение автор говорит: «Если вы хотите сохранить ваше предприятие, пребывая в состоянии душевного и финансового благополучия — так как только эти два фактора оправдывают существование любого бизнеса, — то не забывайте, наибольшее значение приобретают три вещи: коммуникация, коммуникация и коммуникация», иными словами, со-общение.

Дата публикации: 20:39 | 08.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.