Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/5/op/2


Гуманитарные технологии на переломе эр

Мы продолжаем публикацию статей из цикла сборников ГТ-кейсов, собранных из различных культурных пространств. В прошлом номере мы обратились к истории первого Рима. В номере «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ» мы вспоминаем переломный момент в истории человеков, связанный с пришествием Богочеловека. История перехода от «до н.э.» к «н.э.» будет тем более уместна, если вспомнить о том, что именно христианская культура породила понятие человека-личности и выбираемой судьбы – т.е. Предназначения.

История этого периода детально и исчерпывающе описана в Библии – Ветхом и Новом Заветах. Пересказывать их содержание мы не будем – читайте и перечитывайте самостоятельно. Но дать в рамках светского журнала некоторые культурные ключи и контексты мы в состоянии.

Брэнды и Пираты в зарослях папируса

Слово «Библия» (греческое tha biblion – книги) происходит от названия финикийского города Библ. Папирус – одна из самых древних торговых марок бумаги -  вместе с тем, что на нем написано стал библом, поскольку финикийцы, производившие в Библе папирус, владели письменностью Древнего Мира. В ХХ веке нечто подобное произошло со словом «ксерокс», превратившемся из имени фирмы в синоним «копира», с чем достаточно долго боролась фирма Canon. Почему именно Библ? В т.ч. и из-за того, что это финикийский город. А Финикия в те давние времена была вне конкуренции не только на ниве письменной коммуникации. Финикийские мореходы, купцы и пираты (о взаимосвязи пиратов и мышления можно прочесть в книгах Петрова М.К. и первой статье цикла) уверенно контролировали сеть морских и торговых сообщений. Плюс к этому финикийцы обладали тайными знаниями и каналами их обмена.  Носитель тайного знания – финикийская письменность, доступная только элитарной касте писцов. Финикийская азбука позже была продана грекам. Так в Европе появился «демотический», доступный гражданам алфавит. Узнать об этом больше вы можете из мифа о рождении Европы, повествующем о том, как в нашем прекрасном мире появились LаVэ (LV=liberal/litteral values).

Рождение прессы из духа буквы

Письмо уже тогда использовалось не только для публикации трактатов и законов, но и для передачи личных, деловых или политических новостей. “Письмо-новость” называлось в древние времена “письмами-газетами” (acta diuma), и это их значение сохранялось до XIX в. “Письма-газеты” гото­вились в Риме и рассылались при помощи государственной почты и час­тных почтмейстеров в различные провинции Священной Римской импе­рии. По сути, они представляли собой ежедневные бюллетени новостей, а при императоре Августе распространялись не только официальные сведения о заседаниях сената и народных собраниях, но и новости им­ператорского двора. По сообщениям известного римского писателя и истори­ка Тацита, письма-газеты распространялись и за пределами крупных городов, постепенно развиваясь в органы императорской пропаганды.

Периодическая печать берет начало в эпоху Священной Римской империи. Основу регулярному распространению политических сообщений положил приказ Юлия Цезаря об опубликовании протоколов сенатских заседаний, так называемых “acta senatus”. Позднее, информационные ведомости, возникшие в Италии, а потом и в Германии, стали называться “Gazetta”. В Германии (тогда - Священной Римской империей германской нации) они именовались и по-другому: “Novo”, “Aviso”, “Pagell”, “Zeddel”, но наиболее употребительным оказалось на­звание “Zeitung” (“цайтунг”) от “цайт” (время) и скорее всего трансфор­мированное из слова “Zidunge”, что обозначало “послание, весть, но­вость”.  Подробнее об истории СМИ вы можете прочитать в т.ч. и в книге Вороненковой Галины «Путь длиною в пять столетий». А также у всеми любимого мессенджера-медиума, канадского культуролога Маршалла Маклюэна. Кстати, Маклюэн, как известно, принадлежит к католической традиции, и поэтому его афоризм «The medium is the (a) message» имеет далеко не в последнюю очередь отношение к Посреднику между Богом и человеками. К тому, кто принес им Послание.

Копирайтеры и креаторы. Текстрайтинг и дизайн

Так как ликбез был незнаком древним гуманитарным технологам, среди населения было много безграмотных. Для них выпускались листовки, которые содержали рисунки и небольшой текст. Конструкция такого же рода использовалась и в монетах – лицо императора на аверсе-орле (по-латински – caput) и его имя – на реверсе-решке. Или наоборот. Хотя, конечно, сочетание образа и «образа» звука, использовалось не из-за безграмотности.  Просто уже тогда были поклонники концептуализма, рекламы и китайской живописи, совмещающих, как правило, в своих продуктах все, что может быть сделано с помощью стила, пера, кисточки. Подробнее о московской школе концептуализма можно прочитать в ее словаре. Весьма забавно. Забавность исчезает, если вспомнить, что иконопись – это тоже нарисованное плюс написанное. Икону пишут – взмахами кисти и трепетом букв.

Хэд-хантеры и «язычники». прибавочная стоимость головы

В русском переводе Нового завета мы находим много красивых слов. Например, мытарь. Мытарь – это сборщик податей, налоговый инспектор. По-латински capitularius. Этим же словом обозначались и чиновники, рекрутирующие новобранцев – охотники за головами будущих воинов. Хэд-хантеры Древнего Рима. Именно Риму того времени мы обязаны основному корпусу финансовой терминологии. Изначально, эти термины были связаны со сферой чести и сакрального. Так, например, debet=долг, должное, долг перед божеством, долг верности и служения; кредит – от credo=верить, доверять, быть верным. И вообще, экономический обмен возник из логики жертвоприношений - сакральных отношений человека и божества - do ut des=даю, чтобы и ты мне дал. А кроме мытарей и рекрутеров, в Библии встречается еще одна группа «охотников за головами» – ловцы человеков. Наряду с такими гуманитарно-технологическими фигурами, как левиты, волхвы, пророки, книжники, мудрецы.

«Капиталистические» слова  Рима на переломе эр связаны с язычеством. Capitolium=Капитолий, холм, где находились храмы Юпитера (Громовержца), Юноны (Монеты), Минервы (Мудрости) и проводились священные игры в честь Юпитера Капитолийского. Capis=жертвенный сосуд. Capitalis=головная подвязка, одевавшаяся жрицами на голову во время жертвоприношений; тяжкое уголовное преступление, карающееся смертью, усекновением головы; касающийся головы, т.е. жизни, смертельно опасный; отменный, отличный, выдающийся; поголовный, подушный. И все эти слова происходят от caput – головы. Проще говоря, капитал в своем детстве уже был интеллектуальным – головным, при этом связанным со смертью, сакральным, загробным миром, у-головной и по-головной практикой, управлением (вернее, о-главлением). А также с крышей – вернее ее коньком – капитулой.

Мы не случайно в тексте про историю гуманитарных технологий на переломе эр обратились к языку – ведь работа с ним тогда была одним из магистральных направлений в деле строительства новой культуры. Проповеди, огромного масштаба деятельность по переводу Ветхого завета на греческий и позднее Нового на латинский (перевод называется Септуагинта – по преданию над ним работали 70 (!) мудрецов). Создание Евангелий и апокрифов. А перед этим – массовое (в кругах местных элит) овладение латинским и греческим языком – языком мировых империй – Римской и Македонской. Война языков – греческого, латинского, арамейского и других – за первенство, культурное и политическое.

Гуру западных экономистов и капиталистов – Карл Маркс – до сих пор не оцененный в России по достоинству, в разработке теории капиталов неслучайно обратился к событиям на переломе эр. Ведь бородатый консультант бородатого олигарха Фридриха Энгельса был причастен к иудейской традиции. В своем капитальном труде под говорящим названием «Капитал» он писал: «Капитал – непрерывно умножающая себя стоимость - отличает себя как первоначальную стоимость от себя самой как прибавочной стоимости, подобно тому как бог отец отличается от самого себя как бога сына, хотя оба они одного возраста и в действительности составляют лишь одно лицо». Писал, при этом помогая своему другу капитализироваться. Каким образом? А простым – предлагая ему осознанно и ответственно занять волевую позицию. Ведь «он функционирует как капиталист, т. е. как олицетворенный, одаренный волей и сознанием капитал. Поэтому потребительную стоимость никогда нельзя рассматривать как непосредственную цель капиталиста». А вы читали «Капитал»? И что же является целью вашей прибыли?

Тотемы и логотипы. Стрела, змея и хвост

Вспомнив Маркса, мы не можем не вспомнить ленинский атеизм. Внутри которого странным образом люди находили пути научного (!) обоснования содержания Библии. Самый яркий пример – опальный советский академик-языковед Марр – шаман языкотворческих лабораторий 20-х гг. прошлого века. Он утверждал, что первое предложение Евангелия от Иоанна (Вначале было Слово…) описывает историческую правду. Так как человек стал человеком тогда, когда члены людских стад, объединились в со-общество людей. Под знаком тотемного животного или растения. Тотема, чье имя имело и звуковую форму. Табуированную, т.е. непроизносимую. Имя тотема-божества, по Марру, и было первым словом. Позволившим глине стать человеком.

В греческом оригинале Евангелия то, что переведено как «Слово», есть «Логос». Логос в греческом языке – это и мышление, и ум, и речь. Для греческих философов, слушавших речь апостола, новое – христианское - миропонимание было безумием. Потому что тот тип логоса, который свернут в христианстве, был революционным по отношению к существовавшим лого-типам. Христианство породило основные онтологемы нашего типа мышления и мироощущения. Время, личность, возможность, свобода, выбор, история, развитие – все это было безумно новым для греков и римлян. Ведь до этого мир был вечным возвращением одного и того же, символом-мегатотемом чего выступала змея, кусающая себя за хвост. На переломе эр круг был разорван – змея распрямилась, превратившись в стрелу времени. А вместе с ней полетели к своему концу в этом мире и человек (теперь это уже не игрушка судьбы, а личность, выбирающая и несущая ответственность за свой выбор и действия). Так появились история-развитие, которые мы изучали в школах и институтах, и время, которое мы носим на руке.

Конкуренты христианства. Гуманитарные технологи  под покровом ночи и пастухи, пасущие духов

Как известно, христианство пришло в мир, уже населенный различного рода «религиями», ритуальными и мировоззренческими практиками. Многие из них – умерли, как, например, орфическо-дионисийское течение, другие – магия, астрология, алхимия – оказались более живучи. Дионисийские секты, овладевшие многими умами, по замечанию одного из полтических боссов тех времен, стали представлять серьезную угрозу официальным властям. А овладевали они умами ночью, устраивая ритуальные оргии – вакханалии. Через тело – к уму и душе. Другие «гуманитарные технологи» пробирались к «общественному сознанию» через звезды – как, например, астрологи, наследовавшие вавилонским жрецам – консультантам междуреченских царей. Третьи – занимались магией, также пришедшей в Европу из родины великой башни, лотереи и мифов. Тогда же появились корни средневековой алхимии. Задачи исконной алхимии были менее пафосны –делать не золото, но нечто похожее на него. Мы бы могли это назвать имиджмейкингом. Могли бы, но не будем. Четвертые – каббалисты - овладевали «капиталами» посредством букв.

Особая ГТ-фигура перелома эр – пастух, пастырь, управляющий способами и рамками поведения общественности. Страна пастухов – Аркадия – подарила Европе Гермеса - тогда - покровителя письменности, купцов, мошенников, мистиков. А затем и толкователей текстов, ведь тайное знание было «темным», доступным только посвященным. Отсюда – чернокнижник. Как «черные» гуманитарные технологи влияли на  общественные связи непосвященных – тема отдельного расследования. Напомним, что ночь, темнота, физическая слепота  тогда обозначали загробную жизнь, первобытный Хаос. А пастухи, наряду с аристократами, обладали досугом[2], свободным временем. И поэтому никогда не работали, ведь рабами людей могут быть только животные. Либо приравненные к ним.

Капитализация талантов. слоганы и знамения

Еще одно интересное слово из Нового Завета – талант. Талант – это не более и не менее, чем монета. А притчу о таланте мы все помним. Как и притчу о монете с изображением цезаря. «Богу – богово, кесарю – кесарево». Помнится, несколько лет назад англиканская церковь в целях религиозной пропаганды в молодежной среде позиционировала Спасителя как первого, кто сделал пирсинг. А в 1999 году Римский Папа выпустил рэп-альбом. Другой интересный пример – Храм Святого Семейства, построенный в Барселоне по проекту Антонио Гауди – каталонского архитектора-модерниста. Для нас, воспитанных в православной культуре, это несколько необычно. Мягко говоря. Однако афоризм про кесаря, наверное, мог бы быть и слоганом РОС-кампании налоговой инспекции. А афоризм про талант – одним из слоганов капитализации Страны. Тем более, что слово, означающее сейчас рекламный девиз, означало у древних кельтов боевой клич. Т.е. звуковое знамя - знамение битвы.

Какой вывод можно сделать из всего этого? Иногда, наверное, стоит читать большие и светлые книги. Чтобы не зарываться в материальное болото. Чтобы не зарывать талант в землю. Чтобы капитализировать таланты, осознавая их предназначение. Да и просто, чтобы не зарываться. И иногда соприкасаться с чем-то  высоким. Горним. О гуманитарных технологах т.н. темного Средневековья – рыцарях и трубадурах – читайте в следующем номере О-О.

Дата публикации: 20:29 | 08.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.