Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/5/actual/3


Вам послание. От Президента Российской Федерации

Послание Президента - одно из важнейших политических событий года. Будем друг с другом откровенны. Вы его когда-нибудь читали? Зачем и кому оно нужно? Почему его надо уметь понимать? Очевидно, для кого-то этот текст - не только важный документ, но и интересное чтение. Но не для всех, почему-то. Между тем, Послание Президента – документ не только серьезный, но и полезный. Причём его полезность читателю имеет абсолютно прикладное, практическое измерение.

АДРЕСАТЫ - ВСЕ

Сказать, что Послание Президента – это главный направляющий и управляющий текст для всей системы государственной власти и политической структуры, свод руководящих указаний на год вперёд, значит изречь банальность. Нет ничего нового и в предположении, что граждане страны смогут действовать намного эффективней, если будут видеть и понимать цели, к которым эта страна стремится.

Попутно, отметим, что далеко не каждый даже высокопоставленный чиновник может общаться с Президентом в режиме, позволяющем получать указания и советы, обсуждать актуальные вопросы. В этом задача Послания – дать всем, кому это нужно возможность увидеть широкий контекст своей деятельности, все адресованные им вызовы, и доступные возможности – обеспечить со-общение первого лица с гражданами. То есть с каждым, кто захочет его услышать и сумеет им воспользоваться.

И значит - далеко не с каждым жителем России.

Впрочем, если бы ситуация была иной, эта статья и не понадобилась бы.

А понадобилась она, чтобы обсудить важный вопрос: что такое Послание Президента и как его нужно читать, чтобы в ваших руках оно стало  могучим ГТ–инструментом.

Сегодня, когда посланию-2004 предстоит стать объектом обсуждения, мы можем рассмотреть эту тему на примере прошлогоднего выступления Владимира Путина, которое, кстати, комментировалось СМИ как вялое и ничего нового не открывающее.

И тут – первый вопрос: а кто это придумал, что Президент обязан доносить до страны новости стратегического значения? Наверняка комментаторы, живущие в ритме современных масс-медиа, ежедневно перемалывая массивы новостей. Они не понимают, что если год от года лидер будет давать стране всё новые плановые установки, сомасштабные таким, как, например, преодоление бедности или удвоение ВВП за 10 лет, то всех нас будет непрерывно лихорадить как во время шторма.

Впрочем, более важно разобраться, почему комментаторы, подробно разбиравшие послание, упорно игнорировали вопрос самый простой но, пожалуй, самый важный? А именно: а какое, собственно, дело бизнесмену Иванову, маркетологу Идрисову, дизайнеру Федоренко, студенту Шлиппенбаху, писателю Антоновой или, скажем, HR-консультанту Самсонову, до поставленных президентом задач?

Видимо потому, что не знали ответа. И больше того – не спрашивали себя: а зачем им-то самим нужны эти удвоение и преодоление? То есть не считали, что президент обращается в том числе и к ним, или делали вид, что Послание адресовано как бы только Федеральному Собранию, как бы чиновничеству, как бы некой абстрактной Стране, или какому-то конкретному, но не здешнему Миру. Они не считали себя (как и миллионы их сограждан) объектами развития в контексте России, не идентифицировали себя с адресной аудиторией президента, а предпочли позицию наблюдателей и экспертов, роль которых в удвоении ВВП и преодолении бедности заключается ни в чём. Это же, не их бедность, не их ВВП…

Ошибка! Потому что главная новость, связанная с посланиями прошлых лет, с посланием-2004, и с обращениями лет предстоящих – состоит в том, что Президент обращается ко всем гражданам страны. Без исключения. И рассказывает им, где они, как граждане страны, в настоящий момент находятся. Что им, как гражданам страны, предстоит сделать. В чём состоит их цель. И как они, как граждане, могут участвовать в её достижении. Президент задаёт им пространство и способ действия. А они – сограждане – в огромном своем числе этого не замечают. Не потому ли, что чувствуют себя в первую очередь частными лицами, которым важны частные интересы, а во вторую – сотрудниками компаний, которым важны корпоративные интересы. Впрочем, когда их спрашивают: а на какое место они ставят интересы государства, отвечают: на главное. Но, будучи спрошены: а что вы лично сделали для их реализации - мнутся…

Однако уймем пафос морализаторства по поводу ответсвенности граждан перед общим государственными делом и обратимся к ситуациям востребованности послания для частных интересов.

Когда логика развития компании подводит её вплотную к проблеме выхода на международные рынки, и в этой связи приходится решать ряд очень специфических задач, выясняется, что вне контекста государственной политики эти задачи не решаются.

И что же им делать, если они не читали его Послания?

ИСПУГАННАЯ ГЛУХОТА

Для государственного служащего или политического функционера Послание Президента схоже с обращением начальника к персоналу корпорации. Грамотно слушая его можно прогнозировать кадровые перестановки и реорганизации, с довольно большой степенью уверенности прояснять – по каким поводам следует беспокоиться, и на что можно рассчитывать… Чиновники читают его внимательно, всё понимают, и не ждут разъяснений комментаторов, когда слышат, как Президент заявляет, что «правительству нужно помочь», а видят: это – последнее предупреждение.

И делают выводы.

В частности о том, что заявляя о способности России развиваться в существующих границах, только в случае если она будет сильной державой, президент обращается к премьер-министру Михаилу Касьянову, считавшему, что проблемы России в целом решены, её будущее предсказуемо и успешно, и осталось разобраться только с вопросом о темпах роста: 4 или 6% в год. Но, обращаясь к Касьянову, Президент через послание заявляет о своем несогласии с этим подходом.

А к кому он обращается, когда утверждает: «Сегодня ни одна страна… не может быть успешной и изолированной от мира; наоборот, успех сопутствует тем государствам, которые осознанно, грамотно и органично встраиваются в мировую экономику»? Конечно, к коммунистам и ко всем приверженцам изоляционизма.

Это было предупреждение. Но при желании зюгановцы могли найти в нём и совет.

Но наследники «красного проекта» оказались не готовы соразмерить партийные интересы с интересами страны. И всю избирательную кампанию с обречённостью заядлых двоечников прохныкали: «удвоения ВВП не будет, пока в России будут существовать капиталистические отношения»…

Вы когда-нибудь задавались вопросом, зачем при советах чуть ли не всех и каждого (и в обязательном порядке - членов партии и комсомола, студентов и преподавателей гуманитарных вузов, военных всех званий и руководителей всех рангов) заставляли изучать выступления генсеков на съездах КПСС, пленумах и парадах? И отвечать на семинарах, в школах марксизма-ленинизма и на политзанятиях. Зачем?

Затем, что знали: укладывая речь вождя в контекст, формируемый учебниками истории и литературы, фильмами и передачами, книгами и газетами, транспарантами и досками почёта – они строят в сознании людей такую картину мира, где доминируют установки на классовую борьбу, а не общественную связность; на послушание, а не творчество; на «Ленина в башке», а не Царя в голове…

Пропагандистская машина «красного проекта» была отлажена так хорошо, что могла бы упаковывать совковое сознание ещё не одно десятилетие, а вышла из строя потому, что потерпел крах сам проект, так и не обретший предназначения, и значит – не способный к развитию.

Но и сейчас шестерни агрегата продолжают вертеться в мире, где важнее оберегать знамя партийных амбиций и замшелых клише, чем думать о будущем страны. Так что понятно, что «красные» отказываются удваивать ВВП. И известно, зачем они, читая Послание, отвергают его. 

Но почему в нём не ищет важность и пользу тот самый предприниматель, стремящийся на мировые рынки? Только ли потому, что знает: удвоение капитализации его компании за 10 лет, не спасёт его, если все вокруг удвоятся за два года?

Почему главный редактор умного журнала не спрашивает его учредителей: «господа акционеры, как наше издание будет участвовать в проекте по удвоению ВВП?» Только ли потому, что опасается, что те решат, будто он тронулся умом на почве трудового перегруза?

Почему дети успешных родителей не спрашивают: а как ты, папа, удваиваешь ВВП? Только ли потому, что им этого не поручили в школе?

Думается, дело в том, что 70 лет большевизма и «бессвязное десятилетие» 90-х приучили людей воспринимать речи первых лиц, как формальность, а в лучшем случае – как ритуальные акты или дань традиции. И сегодня им боязно даже представить себе, что Послание Президента – есть сжатое изложение нового этапа исторического проекта развития страны.

Между тем, так оно и есть.

ВЫБОР

Если переописать суть Послания Президента в языке проектного доклада, то выйдет примерно следующее.

«Я – руководитель стратегического проекта по строительству новой страны, которая  называется Россия. На эту должность меня назначили вы. Уважаемые дамы и господа: все, кто хочет и умеет меня услышать, понять и принять мою позицию, мои цели и средства их достижения, может это сделать. И полноценно участвовать в этом проекте. Каждый - в своем качестве и на своем месте.

В отличие от коммунистов, принуждавших граждан изучать свои партийные догмы и лозунги, я никого не заставляю это делать. Вы вольны читать и не читать моё Послание; понимать или не понимать его; присоединяться ко мне или наоборот; объединяться в связное общество или дробится и распадаться. Но я предлагаю выбор. И если те, кто меня избрал начальником проекта «Новая страна Россия» сделали это осмысленно, то, я могу ожидать, что они сумеют действовать столь же осмысленно, воплощая этот проект в жизнь. А те, кто намерен ему противодействовать, пусть не удивляются, обнаружив себя не на волне развития, но в болоте отсутствия перспектив».       

Послание заставляет задуматься: с кем ты.

В нём объясняется, что если вы не принимаете позицию президента, то слишком много ресурсов расходуете на то, чтобы добиваться успеха в вашей стратегии. Стратегия президента способна снизить ваши издержки. И она изложена в послании.

Оно – инструмент самоопределения. Но не только.

КЛАДЕЗЬ РЕКЛАМНЫХ СЮЖЕТОВ

Послание побуждает не только самоопределиться, но и попытаться увидеть всё происходящее в стране и мире с позиции президента. А заодно понять: а надо ли руководителям и сотрудникам каждой корпорации помнить, что они живут в стране Россия (ведь Бил же Гейтс не ссылается в своих выступлениях на послание президента США конгрессу или нации)?

Возможно, от понимания зависит судьба компании.

Да, если вы не чиновник, то цели, поставленные президентом в Послании, лично к вам могут иметь опосредованное отношение. И весьма вероятно, что СМИ, обсуждающие Послания и намеченные в нём цели, и в этом году станут убеждать вас, что всё в нём сказанное не имеет к вам вообще никакого отношения.

Однако там имеется и другая информация, и другое содержание, важное для вас,

независимо от того, кто вы и чем занимаетесь. Просто потому, что, оказавшись в ситуации, когда общество лишено единой картины мира (в которую встроена и ваша деятельность), вы несёте большие издержки, тратя на разъяснение поставленной цели или принятого решения значительно больше личного времени, чем бы это делалось при единой картине мира и общем представлении о системе разделённых целей, ценностей, средств и проблем.

СЛЕДОВАНИЕ ПОСЛАНИЮ ПРЕЗИДЕНТА КАК СПОСОБ СЪЭКОНОМИТЬ

Значительную часть своего послания президент уделяет анализу ситуации в мире и  стране; в том числе - проблемам, существующим параллельно с теми, по отношению к которым он намечает цели. Именно эту часть послания можно использовать создания общего проблемного и ситуационного поля с с сотрудниками, подрядчиками, поставщиками и потребителями ваших товаров и услуг. Для производителей продуктов категории FMCG (регулярного потребления) эта часть послания имеет огромное значение. Учитывая, что государство и СМИ уделят немало времени разбору послания, на протяжении года послание как информационная единица будет сильно подогрета. Любое упоминание части послания будет привлекать к вам внимания больше, чем просто к производителям товара. 

Журнал «Со-Общение» придумал несколько рекламных идей на основе прошлогоднего послания Президента, которыми с радостью делиться. Рекламный ролик для косметической компании: «Тушь НН удваивает не только объем Ваших ресниц, но и ВВП Российской Федерации!»

Сок «Добрый» в двухлитровой упаковке, мог бы рекламироваться так:  «В два раза больше сока – в вашем доме. И ВВП – в России!»

Журнал и сам всерьез подумывает о новом рекламном модуле с таким текстом: «Пирожное хочет, чтобы его съели! Автомобиль – чтобы его завели! Журнал хочет, чтобы его купили! Обогащайтесь - внесите вклад в борьбу с бедностью!»

Это шутка? Пожалуй. Но в каждой шутке есть доля шутки…

МИЛЛИОНЫ В КОМАНДЕ ПУТИНА

В Послании-2003 президент указывает на уже решённые проблемы и благодарит всех, кто участвовал в их решении. И если вы считаете, что участвовали в нём, то вполне можете считать себя теми, кто помогал Путину управлять страной.

Не сотрудниками Администрации, и не активоистом «Единой России», а членами  Большой Команды Президента, без которой ему куда сложнее осуществлять его проект. А тем, кто ещё не вошёл в эту команду, но хочет это сделать, нужно присоединиться к обременениям, которые президент указывает в своих посланиях.

Вспомним: три года назад Владимир Путин впервые назвал стратегическим вызовом для страны её экономическую слабость.

Если ваша компания слабость уже преодолела, сообщите об этом потребителям вашей продукции. Им будет полезно узнать, что с вашей помощью, страна достойно отвечает на исторический вызов, указанный президентом.

Вы создали 20 тыс. новых рабочих мест? Благодаря вам 20 тыс. человек преодолели бедность. Тем, кому цифра в 20 тыс. кажется скромной, напомним, что в России есть города, где оставшееся трудоспособное население куда меньше.

Ряд приведённых примеров позволяет увидеть: все фрагменты Послания адресованы тем или иным субъектам проекта «новая страна Россия» – международным организациям, отдельным странам и их лидерам, российским сообществам и элитным группам, и даже конкретным отраслям, компаниям, партиям или частным лицам. И хотя они обычно не называются впрямую (правительство - исключение), но они так же узнаваемы, как и направленные им послания, из которых можно понять многое: например - кто входит в «команду» Путина, а кто – нет.  

Для любого сильного человека соотнесение себя с Посланием – возможность вступить в процесс несравнимо большего масштаба, чем пресловутая «своя игра». В прошлогоднем Послании обозначены не только проблемы, участие в решении которых может легитимизировать бизнес и собственность. Фраза Владимира Путина «мотором экономического роста является частная собственность», содержит почти прямое указание на способы такого участия! Это инвестиции в новые бизнесы, удваивающие ВВП и помогающие преодолеть бедность. И уплата налогов, необходимых для модернизации армии и осуществления военной реформы.

Чтобы участвовать в управлении страной не обязательно быть крупным бизнесменом.

Компании, предлагающие на рынке тренинги и семинары, могли бы организовать занятия, разъясняющие системы описанных в Посланиях опасностей, ресурсов и возможностей. Послание (его структура и техника составления) может служить и образцом для написания речей как руководителей частных корпораций, так и депутатов, губернаторов, кандидатов на выборные должности …

И разве не стоит студентам поинтересоваться у преподавателей: какое отношение имеют их лекции к теме удвоению ВВП и теме бедности. Безусловно, не стоит доводить ситуацию до абсурда, но ведь очевидно, что преподавание социальных, гуманитарных дисциплин будет куда полезней, если его связь с современностью будет ясна и предметна. А Послание Президента и задает актуальный контекст практической жизни.

Что же касается СМИ, то резонно спросить, многие ли издания видят взаимосвязь между их редакционным планом, и планом развития страны? Как соотносится повестка дня редакции с повесткой предлагаемой президентом? Почему есть премии за лучшие статьи о пиве и торговле пылесосами, но до сих пор не учреждена премия за лучший материал о находках и социальных инновациях, направленных на преодоление бедности.

При всём уважении к ведущей премии в области развития общественных связей, следует отметить, что «Серебряный лучник» присуждался за что угодно, но только не за лучшую кампанию по РОС-сопровождению проекта направленного на преодоление бедности и удвоение ВВП. Присуждение такой премии совсем не обязательно требует введения специальной номинации. Важен принцип.

Что же касается филантропических фондов, то что мешает учредить специальные гранты исследователям и практикам, работающим над решением важнейших проблем, обозначенных в посланиях?

Намеренно завершая эту статью вопросами, мы в то же время понимаем, что во многих из них уже содержатся ответы. Авторы готовы обозначить прямо свою позицию, которая стоит за всеми вопросами и ответами: если человек осознает, что он делает и зачем, то он всегда испытывает недостаток ресурсов. Потому что для человека или компании, стремящейся к развитию, сегодняшние достижения – уже вчерашний день. Для шага в завтра всегда нужны новые ресурсы. И тот, кто знает свою цель, свои ограничения и дефициты, в таком документе как Послание Президента видит ресурс, а не предмет обсуждения и использует его в своей деятельности, а не обсуждает как наблюдатель Истории России, его слабые и сильные стороны.

Читайте Послание Президента 2004 года. И да сопутствует Вам удача во всех Ваших начинаниях.

Дата публикации: 19:51 | 08.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.