Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Президент, семья, Русский Мир / Оперативный простор

Гуманитарные технологии в древнем Риме


7 исторических кейсов

Алексей Ширшов
специально для «Со-Общения»
eshashir@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Журнал «Со-Общение» продолжает публикацию статей из цикла ГТ-кейсов, собранных из различных культурно-исторических пространств. В прошлом номере мы обратились к несколько рискованной интерпретации истории Древней Греции. В номере «ПРЕЗИДЕНТ, СЕМЬЯ И РУССКИЙ МИР» мы вспоминаем первый Рим, породивший второй (Константинополь) и два третьих (Москва и вашингтонский Капитолий). Римская история тем более уместна в этом номере, если вспомнить, что дискурс избирательного процесса, президентуры и республики (в частности Американской) был разработан именно на знакотканой территории капитолийской волчицы.

RES PUBLICA И CASA NOSTRA. СОБСТВЕННОСТЬ И ВЕРНОСТЬ

Римская империя. Римляне. Потомки этрусков, латинов, италийцев в окружении варваров. Массив крылатых выражений, используемый в современной рекламе и воспитании. Гай Юлий Цезарь, чьи книги по ночам читал Наполеон. Тит Ливий, политическая деятельность которого стала теоретической базой Николло Макиавелли. Римское право, до сих пор являющееся основой европейской юриспруденции. Философ-император Марк Аврелий. Великие победы и поражения, машина войны и мира. Развитие латинского языка – будущего языка католической, научной, философской и медицинской корпораций – элит Средневековья. Катон, «разрушающий Карфаген». Плацдарм гуманитарных технологий Древнего мира. Борьба патрициев и плебеев – правых и левых проектов. Шоу-бизнес и пассивная гражданская позиция - «хлеба и зрелищ».

Словосочетание гуманитарные технологии имеет место быть благодаря двум языкам – греческому и латинскому. Греческое слово «технологос» было разобрано в предыдущей статье этого цикла. А прилагательное «гуманитарный» имеет отношение к теме данной статьи. Homo – человек – тот, кто не варвар. (Название «варвары» происходит от быр-быр-быр – считалось, что они, в отличие от людей, плохо говорят – не говорят, а бормочут.) Homo humanitas отличается от homo barbarus добродетелью – «virtus» - включавшей в себя силу, мужественность, доблесть, знания и владение искусствами. Причем в том, что касается знаний и искусств, римляне обращались к греческой paideya – учености, которая для аристократов была одной из высших ценностей. Поскольку цель пайдейи – образования – есть arete – благородство.

Римское государство, по легенде, было создано близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями Марса, выкормленными капитолийской волчицей на семи холмах. Русский историк Гумилев считал, что основатели Рима, причастные к особой группе – латинянам -  (впоследствии ставшей аристократической кастой патрициев) построили его из сабинян – будущих плебеев. Ромул сделал римский народ «железным», воинственным, а следующий царь Нума Помпилий – благочестивым и добродетельным, введя новые культы и новых богов. В том числе «мирного» двойника бога войны Марса – Квирина. Нума Помпилий, учившийся у Пифагора, известен и тем, что научил римлян поклоняться богам Верности и Границы а также ввел в обиход танцы. Нума - иноземец, призваный властвовать, поражал римлян миролюбивостью: владея искусством ведения гуманитарных войн и гуманитарного строительства, он не применял оружие и насилие вообще. Но ему удалось соединить всех граждан в одно целое единственно своим умом и справедливостью, как отмечает Плутарх.

Одно из основных мест культового пространства было отведено богине Верности и богу Границы, охранявшему священный знак собственности. Собственность священна, когда ее владелец верен. В отличие от греков, у которых отношения с богами были достаточно свободными, у римлян эти отношения опосредованы жесткими договорами.      Эта черта ментального поля Древнего Рима вырисовала римское право, положениями которого мы пользуемся до сих пор. Однако законы – позднее явление римской культуры – до того она держалась на кодексе чести. Договор, доверие и верность были тем, что скрепляло общество и продвигало его к мировому могуществу. Через много веков римские архетипы Общего Дела, консульства, верности, чести и достоинства будут переведены на итальянский язык как Cosa Nostra (Наше Дело), infamita (бесчестие, бесславие), omerta (человечество), padrino (крестный отец – по-латински sponsor),  mafia (mafia=”morte alla Francia Italia anelia”=”смерть Франции, вздохни Италия”; в палермском диалекте слово mafia означает нечто вроде «люди чести», либо просто «человечные»), capo (глава-голова), consiglieri (советник) etc.

Оракулы, мифодизайнеры и проект-менеджеры.

В политической сфере Рима одной из самых значимых была позиция гадателя, прорицателя. Существовала развитая система «ведунов», жрецов, целителей. На первых этапах развития государственности они выполняли именно гуманитарно-технологические функции. Обеспечивая политиков инструментами мышления и управления, а также со-общенностью с Благом, Судьбой. Правитель – тот, кто видит дальше всех, тот, от кого ожидают видения будущего. И тот, кто знает куда и зачем. Профессиональные проектировщики объединялись в эзотерические группы, обладавшие разными средствами и навыками производства будущего, - фламины, авгуры, понтифики, салии. Бросание жребия, костей было одной из первых форм проектирования, ведь проект (projectus) – это буквально «брошенный вперед».

Затем ГТ-функции перешли к биографам правителей, историкам, поэтам, сторожам храмов. Вокруг правителей витали целые облака мифов и рассказов о рождении. Великие рождались необычным образом, например от девственной или бесплодной женщины. Отец же часто оказывался богом, сочетавшимся с матерью героя в том или ином образе, например в обличье змея, как в случае со Сципионом Африканским.

Молва приписывала Сципиону пророческий дар и дружеские отношения с Юпитером. Сторожа храма Юпитера рассказывали, что он часто уединялся в священном месте, и к их удивлению, на него не лаяли собаки. Публий Сципион – победитель Ганнибала – во время военной кампании в Кампании совершил, по словам поэтов, путешествие в преисподнюю и выдержал, как и Геракл, испытание выбором между Доблестью и Наслаждением, представшими в облике двух девушек. Очень внимательно римские ГТ-операторы относились к именам, знакам вождей. Наиболее известна дискуссия по поводу этимологии Цезаря. Одни утверждали, что Цезарей надо толковать как «пышневолосых» (от caesaries – грива), другие – как «иссеченных», ибо по другой легенде Цезарь был исторгнут (caesus) из чрева матери ножом, откуда произошло выражение «кесарево сечение».

Публий Сципион принадлежал к одной из самых благородных фамилий, в числе первых усвоившей греческую культуру. Путь в политику ему открылся после получения первой почести – титула жреца-салия. Уже в 22 года он заявил себя в качестве кандидата в курульный эдилитет. Его возраст был недостаточен для этого, но трибуны дали ему право избираться, смутившись его гордым ответом: «Если все граждане хотят избрать меня эдилом, то мне достаточно лет». Перед голосованием ему приснился сон о победе на выборах и примирении со старшим братом – они были конкурентами по предвыборной гонке. Наяву все вышло, как и во сне. Народ проголосовал за своего молодого любимца и, довольный его смелостью, дал ему в товарищи его брата; а счастливая мать обняла на пороге двух курульных эдилов.

РОС в древноем риме. Выборная монархия. Партии

Изначально римское общество возникло как община, связанная общей миссией, что привело к образованию республики (res publica – общее дело). Общее дело, общая миссия были движущей силой общества, совершившего стремительный взлет как в экономическом, территориальном, так и в культурном отношении. Причем то, что обозначалось словом «публика», не имело отношение к массовости! Публика – это те, кто делал политику, те, кто служил. Публика в Риме – это демос в Древней Греции. Напомним, что т.н. демократия возникла после того, как у мелких землевладельцев появилось достаточное количество рабов – чужеродных и безродных.

Рим сменил огромное количество форм и агентов правления – рексы, принцепсы, цезари, августы, консулы, трибуны, императоры etc. В этом смысле Рим постоянно находился в состоянии несуществующей страны. Примечательно, что историки называют римские формы правления выборными монархиями. Монархи (буквально – единоначальники) действительно выбирались – аристократами, родом, жрецами. В период упадка империя пользовалась и всеобщим голосованием, что привело к возникновению  класса люмпенов, живущих на подачки от государства, зависящего от их выбора. Именно тогда появились демонстрации люмпенов с лозунгами «Хлеба и зрелищ». Собственно, ради них и устраивались гладиаторские бои, устанавливались непомерные налоги с колоний и т.п. Что привело к восстаниям, растлению нравов масс и императоров, а затем и к распаду. Забвение общего дела в угоду наслаждениям и раз-влечениям (публичные дома, сексуальная революция, гигантские бани, многодневные пиры) - такова была операционная среда древнеримских ГТ, породивших «грязные» избирательные трюки, гасивших недовольство масс, организовавших примитивные шоу и т.п. Пиры для целевых групп, подкуп избирателей, предвыборные акции-гладиаторские бои – вот арсенал тогдашних избирательных гонок. ГТ забыли о своем предназначении, перестали обеспечивать связность, подготовив свое исчезновение-трансмутацию. И передачу ГТ-эстафеты другим. Тем, кто помнил слоган Цезаря «Divide et impera» - т.е. «разделяй и властвуй», превращающийся в послание к гуманитарным технологам «связывать разделенное». Cui que suum – каждому овощу свой фрукт.

Возвращаясь к теме выборных монархий, вспомним афинскую демократию, которая на самом деле была аристократией, поскольку демос – народ – это свободные граждане, воины и землевладельцы. Рабы, метеки (полурабы), женщины, дети, составлявшие другую сторону фактического населения не принимали участия в управлении. Другая форма выборной монархии – «отборная» монархия – была присуща Вавилону и Египту, где цари регулярно проходили испытание, удачный исход которого подтверждал право на престол. Еще одна форма (описанная в Библии) - это избрание, избранность. В современной культуре мы находим её в фэнтези и фильме «Матрица», до сих пор вызывающем философские, культурологические и гуманитарно-технологические дискуссии.

Итак, легко увидеть, что дискуссия, развернувшаяся по поводу преемника Путина и несоответствия института преемственности демократическим нормам, - мыльный пузырь. Поскольку преемственность-наследственность присуща и западным институтам. Ведь демократы и республиканцы, перенимающие власть друг у друга – это практически одна династия, одна длинная воля, один род, не совсем по крови, но по духу. А «кровь есть дух», как говорил один из самых модных философов ХХ века Фридрих Ницше.

Политическое поле периода поздней Республики размечалось несколькими фракциями (factio=пучок) и партиями (partes=части), породившими структуру современной политики. Государство, состоявшее из высших, средних и низших сословий, имело три партии: партию правящего нобилитета, отстаивающую привилегию немногих, и два крыла антиолигархической оппозиции – мелкоплебейскую демократию популяров и фронду «почтенных людей» - состоятельных помещиков-рабовладельцев, недовольных существующим строем.

Предвыборные кампании. депутаты и избирательные технологии.

Лексикон современного избирательного процесса был взят именно из римского электорального поля. Candidatus – буквально значит ходящие в белых одеждах.  Древнеримские кандидаты в посланников (deputatus – в переводе значит посланный), т.е. в депутаты Сенатов и др. властных структур, выходили перед народом в белых тогах («белый пиар»?), свидетельствуя свое почтение народу. Здоровались по кругу, называя каждого по имени – его кандидату называл на ухо особый раб-подсказчик. Просили благосклонного внимания к своим заслугам. Голосование изначально было открытым, и его функция скорее была церемониальной, знаковой. Лишь позже плебс и его представители стали требовать тайного голосования и подлинного учтения их голосов, в т.ч. на выборах в жреческую коллегию салиев, что вообще было запредельно по отношению к кодексу чести патрициев.

Предвыборная кампания начиналась с детства, вернее она начиналась еще в далеком прошлом рода. Позиционировался не индивид, а род, родовое имя. Гай Юлий Цезарь уже в молодости задавал блестящие пиры и обеды, поддерживая престиж знатной фамилии. Знать - нобилитет - правила не только через формальные госструктуры, но и неформально, через длительные широко расходящиеся связи клиентеллы и гостеприимства – т.н. называемый патронаж. Внешний образ, имидж составлялся из знаков – аристократические тоги, троны из слоновой кости, обувь, воспроизводившая обувь древних царей и патрициев. Курульные сенаторы обладали т.н. «правом масок» (jus ima ginum) – правом выставления масок предков на всенародное обозрение в похоронных процессиях членов курульных семей. Знатное имя предполагало следование определенным нормам – поддержание престижа. Общественный престиж сенатора определялся понятием «достоинство» (dignitas), поддерживавшимся огромными тратами на представительство. Считалось необходимым, в связи с положением семьи, содержать сына, обычно учившегося в Греции,  не только прилично, но и роскошно.

В предвыборных кампаниях уже тогда существовал и «черный пиар», правда в несколько др. форме. А именно в форме обвинительных речей ораторов (из школьной истории мы можем вспомнить речи Цицерона против Катилины).

Анонсирование выборов происходило за 24 дня до голосования. К избирательным участкам - «загонам-оградам» на особом поле - приходилось добираться несколько дней. Поэтому состоятельные лица, заинтересованные в исходе голосования, за свой счет снаряжали в дорогу целые делегации «своего» плебса. Обеспечивая дорогу, питание, ночлег – командировочные расходы. Римский народ не участвовал в государственных делах, но всенародное обсуждение текущих дел и законопроектов все-таки происходило. На этих бурных сходках влиятельные политики громили предложения своих противников, спорили друг с другом перед лицом народа, а в это время слушатели выражали свое участие шумом и криками. Причем для римских граждан это не было чем-то нелегитимным – это было нормально. Поскольку vox populi не приравнивался к vox Dei.

Memento mori. Знаковый трафик.

Римская империя после своей физической смерти переехала в Византийскую – Восточную Римскую империю. Новая столица была образована посредством переименования Византия в Константинополь, открыв свое второе рождение. Новый Рим, Царь-град стал Римом-знаком, заимствовав сложную знаковую сеть церемоний, титулов, регалий, разработанную в Риме-значении. Реальный Рим превратился в знакотканный, стал для последующей истории Дельфийским оракулом, который, как изрек Гераклит, «не говорит, не скрывает, а подает знаки». В том числе надгробные.

О конце Римской империи и начале Восточной и Священной Римской империй читайте в продолжении цикла в следующем номере.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Президент, семья, Русский Мир
Концепт
Дела, миры, герои
Дмитрий Петров
Президент и Русский Мир
Редакция «Со-Общения»
Россия: страна которой не было
Пётр Щедровицкий, Ефим Островский
Русский мiр
Ширхан Павлов
Контуры общей судьбы
Максим Шевченко
Другой миф
Виктор Осипов
Общее дело
Мария Син-Шэ
Со-Общения
Со-Общения
Практика
Право на Россию
Александр Неклесса
Кадровый пасьянс-2008
Павел Малиновский
Шанс подняться в полный рост
Вячеслав Игрунов
Всемирный цех кожевников...
Валерий Хилтунен
Социология белой кости
Рустам Рахматуллин
Деловой разговор 4
Ольга Муратова
Оперативный простор
"Письма с зоны" как предмет экспертизы
Евгения Абрамова
Новые тренды на коммуникационном рынке
Илья Кузьменков
Гуманитарные технологии в древнем Риме
Алексей Ширшов
"Русский мiр" в мире журналов
Дмитрий Петров
О Путине - Объективно
Андрей Большаков
Недостигшие
Лев Малахитов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.