Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Президент, семья, Русский Мир / Концепт

Общее дело


Рассуждение о целях, рычагах и точках опоры

Мария Син-Шэ
специально для «Со-Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Предположим, Вы владеете небольшой или, наоборот, немаленькой компанией. Или работаете в этой компании по найму. Или служите в государственной структуре на высоком посту, или не очень высоком. Или работаете в рамках проекта. Или "держите дом" и воспитываете детей. О Вашем роде занятий можно говорить так: "я управляю компанией", или "я занимаюсь тем-то, а потом пишу начальству отчеты", или "я разрабатываю новый продукт", или "я вожу детей в школу, потом в другую, потом делаю ужин, потом мою посуду". А можно сказать иначе: "я вовлечен/а в некое дело, будь то частная компания, государство, проект или семья. Вместе со мной его разделяет еще некое количество людей, и у нас - общие цели, способы и принципы действия… Мы участвуем в общем деле".

Говорят, у него была цель - доказать принцип действия рычага, и средство для этого - эксперимент по переворачиванию Земли. "Дайте мне точку опоры…!"

Афоризм приписывается Архимеду

Цель этой статьи - "поставить перед Вами, уважаемый читатель, зеркало", в котором Вы бы могли увидеть Ваше общее дело "со стороны". Это зеркало наделено необычными свойствами: чтобы помочь Вам не "залипнуть в реальность", разглядывая себя, оно отражает примеры общих дел (корпораций, семей, государств…) с разными целями, рычагами и основаниями в масштабе нескольких столетий. Как известно любителям peak-experience (англ. peak – вершина), чем выше точка обзора, тем дальше видно.

ОБЩЕЕ ДЕЛО - RES PUBLICA

"Общее дело" - это дословный перевод с латыни словосочетания res publica. В современном широком политическом дискурсе «республика» употребляется в значении государственной формы правления.

Традиция называть одну из форм правления "республикой" возникает в момент перевода трактата Платона "Politeya" (в русском переводе - "Государство") с греческого на латинский язык. Затем республика становится обозначением любой политической общности. Это наглядно показывает Никколо Макиавелли в "Рассуждениях о первой декаде правления Тита Ливия", говоря о всех платоновских формах правления, как о республиках. До него средневековые европейцы прибегают к понятию республики (repubblica, republique, commonwealth, Gemeinwohl, rzeczpospolita и.т.д.) для обозначения диапазона явлений от всей своей вертикальной империи (res publica popoli Christiani) до отдельных корпораций. "Республика необходимо принимает четыре модуса. Первый относится к целому, например, к Империи; второй - к Республике Римлян, третий - к республике любого сообщества, четвертый - к республике любого поселения".

Изменение содержания понятия республика и перенос его на конкретную форму политической общности происходит уже в Новое Время с оформлением nation states Европы.

Для средневековых государств, папского престола, корпораций (университетов, союзов купцов, гильдий мастеров) и общин (в том числе, семейных) res publica - это специфический modus operandi в пространстве политики - совместного действия на общих основаниях и ради общих целей. Общее дело со-общает его участников с Целью дела - Предназначением, и с Историей - через предшественников и последователей дела. Через государство, Церковь, корпорацию и род-семью - общие дела, длиною больше чем жизнь человека, - люди Средних Веков участвуют в Истории.

Позволяют ли современные res public’и соприкасаться с Историей и Предназначением? С кем (с чем) со-общают общие дела их участников?

Это не риторические вопросы. Нам – людям, по праву рождения участвующим как минимум в одном общем деле под названием Россия, было бы своевременно ответить на них.

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОБЩЕГО ДЕЛА

Размышляя о своем деле или проектируя его, нам важно помнить, что наш социокультурный контекст накладывает на его форму и содержание весьма жесткие рамки.

Известно, что под одной операционной системой (ОС) работают одни программы, под другой – другие, и программ, совместимых с разными ОС, совсем немного. В нашем случае ОС - метафора социокультурного контекста. Каждая конкретная социокультурная ситуация дает возможности для разворачивания определенного типа общих дел и уничтожает остальные.

Наглядный пример - различение общего дела в государстве и в nation state.

"В европейской истории мы знаем 2 прецедента схватывания исторической целостности, имевших государственную форму и претендовавших на вечные способы организации жизнедеятельности. Первая форма - это абсолютистское государство. Его вечность и незыблемость гарантировались связью с божественной властью, олицетворением которой был император или царь. Вторая модель – nation state. Источником претензии на целое здесь является идея нации".

Чтобы различить общее дело государства и nation state, различим сначала сами эти понятия.

В социокультурном контексте христианства общее дело государства со-общает монарха (опирающегося на благородных - дворянство) и народ в онтологии трансценденции (трансцендентной связности человека и Бога через монарха): "Государь - должностное лицо Бога. Долг Государя - вести свой народ к вечной жизни".  Выполняя эту задачу, государь распоряжается разными типами собственности своего владения (государства): его "материальными и нематериальными активами" - инфраструктурным, финансовым, человеческим, символическим и другими типами капиталов. "Объединяя совокупность родов и владений, королевский дом возвышается над индивидами, олицетворяющими его, начиная прямо с главы дома, который должен уметь поступаться своими интересами или личными чувствами ради продления материального, а главное - символического, наследия (чести дома или родового имени)". Субъекты общего действия в государстве сословно разделены, стратифицированы, что помогает им выполнять предназначенные им роли в общем деле: "народ работает, дружина служит, а князь трудится".

"Нации складываются в процессе секуляризации общества и культуры… Это означает перемещение сакрального, смыслонаделяющего и структурирующего космос центра из сферы надличностных общностей - рода, семьи, власти, церкви - к личности. Эта трансформация реализуется через крах мира должного, "расколдовывание", по выражению Вебера, мира, через смену патриархальной, аристократической и теократической моделей - моделью гражданского общества, наконец, через перемещение точки опоры власти от конечных и абсолютных целей к интересам граждан".

"Общее дело" nation states (в рамке ОС «либерализм») - совмещение "государственных интересов" (raison d'etat) с частными. Интересы отдельных людей закрепляются Новым Временем в понятии частной собственности, в том числе собственности человека на самого себя - то есть свободы. Совокупность свободных индивидов формирует здесь единственный субъект действия - народ.

Государство интегрирует сословия через идею трансценденции - Предназначение человека находится вне пределов его жизни. Взамен этого, nation state предлагает концепцию "национального самосознания", а в качестве миссии - "национальную идею". Заметим здесь, что "идея и самосознание нации" эволюционировали, во-первых, в расизм, во-вторых, в "сепаратизм без границ".

Когда мы думаем о нашем общем деле, нам необходимо отдавать себе отчет, к какой социокультурной среде мы хотим присоединиться, или – резче – какую среду мы хотим построить с помощью нашего общего дела. А это понимание возникает из рефлексии нас самих – наших целей и ценностей: Что важно для меня? Что я хочу получить в результате? Каким я хочу быть и каким я хочу видеть мир через 10, 50, 100 лет? Ответы на эти вопросы становятся основанием нашего общего дела.

ОБЩЕЕ ДЕЛО: "КРОВЬ И ПОЧВА" ИЛИ "ЯЗЫК И КУЛЬТУРА"?

Почему в одной компании работает от силы 100 человек, а число участников другой разрастается до населения небольшой европейской страны? Почему среднестатистическая западная семья состоит из «мамы-папы-ребенка-собаки», а mafia насчитывала десятки и сотни членов Семей?

Одно дело позволяет вовлекать в него лишь узкий круг людей. Количество участников другого, напротив, определяется лишь волей его создателей и их преемников. Различие между одним и вторым - в основаниях (принципах, точках опоры), на которых строится общее дело.

История показывает, что государство легко интегрирует и удерживает разные этнические общности, в то время как интегративный потенциал nation state строго ограничен территориями, на которых живет одна нация.

Государство объединяет этносы, предлагая им присоединиться к единой картине мира - единой системе Знания, отраженной в языке и воспроизводящейся в культурных образцах. Общее участников государства лежит не в цвете кожи или лицевых углах, а в разделяемом ими мировоззрении. Для nation state принципиальна граница и территория, которую она определяет. Кроме того, nation state вынуждено искать черты внешности и характера представителей своего народа, которые отличают его от всех других. Поэтому доктриной nation state в XIX в. становится геополитика, предлагающая провести зависимость между спецификой "крови" и спецификой "почвы", на которой эта "кровь" живет.

«Кровь и почва» - это основания создания nation state, «язык и культура» - основания интеграции государств… и внетерриториальных со-обществ.

Такие со-общества порой называют сетевыми. Сети формируют пространство для общих дел, альтернативное (не обязательно противостоящее) той "официальной" модели, которую предлагает в каждый конкретный исторический момент полис, империя, государство или nation state. Вспомним, что купеческие союзы могли объединять торговых людей разного вероисповедания; на территорию средневековых университетов зачастую не распространялась юрисдикция государств; интеллектуальные со-общества позволяли выйти за пространство границ и идеологий nation states; а ТНК свободно перемещают продукты, человеческий и финансовый капитал в транснациональном экономическом пространстве.

Внетерриториальные со-общества складываются вокруг определенного типа деятельности, и выстраивают знаковую и смысловую систему для ее описания. "Пропуском" в сеть является не гражданство, как в случае с nation state, а язык и культура сети. И этот пропуск получить значительно легче: проще усвоить систему знаков и смыслов, чем, к примеру, родиться заново в другой семье и на другой территории.

О ПОЛЬЗЕ ЗЕРКАЛА

Зеркало – отражает. Что же касается ответа на вопрос "и что мне теперь с этим делать?", то прямых указаний оно не дает.

Перед зеркалом стоим мы - люди разных профессий и занятий, конфессиональных укладов и образов жизни. А за стеклом перед нами проявляются образы различных со-обществ и их проектов в истории - от небольших союзов серебряных дел мастеров до транснациональных корпораций, от "легких сетевых структур" до nation states с территорией в 1/6 часть суши Земного шара, от родов-семей до великих империй. Эти со-общества оставляют свой след в Истории - и отражаются в нашем зеркале - через их общее дело.

Наша историческая рефлексия позволяет нам не погружаться в реальность настолько глубоко, что ясность осознания собственных шагов меркнет, и мы попадаем в нелепую ситуацию, когда не мы ведем дело, а дело "ведет" нас.

Но чтобы понять, в каком общем деле участвуем мы, одного зеркала истории мало. Нужно зеркало внутри себя, взглянув в которое мы ответим себе на вопросы:

Что мы создаем?

Зачем и для кого мы это создаем?

С кем вместе мы это создаем?

Как мы это создаем?

Вспомним притчу про строительство храма на холме: один каменщик говорил, что он таскает камни, другой - что строит стену, а третий - что создает храм, - …и будем в числе тех, кто возводит прекрасное и прочное здание общего дела.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Президент, семья, Русский Мир
Концепт
Дела, миры, герои
Дмитрий Петров
Президент и Русский Мир
Редакция «Со-Общения»
Россия: страна которой не было
Пётр Щедровицкий, Ефим Островский
Русский мiр
Ширхан Павлов
Контуры общей судьбы
Максим Шевченко
Другой миф
Виктор Осипов
Общее дело
Мария Син-Шэ
Со-Общения
Со-Общения
Практика
Право на Россию
Александр Неклесса
Кадровый пасьянс-2008
Павел Малиновский
Шанс подняться в полный рост
Вячеслав Игрунов
Всемирный цех кожевников...
Валерий Хилтунен
Социология белой кости
Рустам Рахматуллин
Деловой разговор 4
Ольга Муратова
Оперативный простор
"Письма с зоны" как предмет экспертизы
Евгения Абрамова
Новые тренды на коммуникационном рынке
Илья Кузьменков
Гуманитарные технологии в древнем Риме
Алексей Ширшов
"Русский мiр" в мире журналов
Дмитрий Петров
О Путине - Объективно
Андрей Большаков
Недостигшие
Лев Малахитов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.