Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/3/practice/4


ОSMыSливая президентские выборы

Президентские выборы по телефону вовсе не обязательно шутка или досужий домысел журналистов или политтехнологов. Весьма возможно, это дело самого недалекого будущего. Больше того, предварительные выборы (своеобразные праймериз) по мобильнику уже прошли в России. В 2004 году. Готовьте ваши трубки, дамы и господа!

ПРОЦЕДУРНЫЙ ВОПРОС

Выборы — всегда процедура. Сточки зрения российского опыта политического консультирования, выборы — поиск технологий частичного трансформирования процедуры либо ее полного игнорирования, если мы говорим об использовании административного ресурса. В период избирательных кампаний, особенно национальных, информационное пространство России становится заложником использования процедуры акторами политических процессов.

Несмотря на многочисленные декларации кандидатов и консультантов, административный ресурс продолжает эксплуатироваться. Соответственно, идеологическая сторона «технологий» большинства избирательных кампаний основывается на эксплуатации «способностей» кандидата или его команды в нужный момент запустить механизмы административного воздействия. В результате возведения административных зачисток в ранг обязательных превентивных мер трансформируется информационное поле, которое в контексте избирательной кампании является, если хотите, природной средой политических коммуникаций. Таким образом, наиболее распространенную форму коммуникации между избирателем и кандидатом получает бесконтактный политический спам, который можно охарактеризовать как массовое распространение информации о кандидате, не предусматривающее обратной связи.

Главное следствие этого «приема» — рост протестного голосования и проблемы с явкой.

ЯВКА ПРОВАЛЕНА?

Однако считать status quo фатальным признаком разрушения основ гражданского общества не следует. По крайней мере до тех пор, пока в мире будет доминировать концепция информационного общества. Именно оно — это общество — не оставляет авторитарным режимам шансов на полное «упорядочение» выбора избирателя. В то же время массовое внедрение информационных технологий ведет к стремительным изменениям целевых аудиторий кандидатов. Например, в результате политических, экономических и, наконец, демографических причин «советские» пенсионеры теряют качества ядерного электората. По приблизительным  подсчетам,   количество «мобилизованных» россиян уже составляет около 34 миллионов, большинство из которых — электорально-пассивная молодежь, не воспринимающая общение в командном тоне. Для того чтобы воспользоваться этим «продвинутым» ресурсом, современный кандидат вынужден отказаться от административного кнута взамен на коммуникационный пряник. В контексте PR-технологий это интерактив.

Очевидно, что интерактивные акции пользуются наибольшим вниманием со стороны того самого рядового избирателя. Природа повышенного интереса молодежи к такой форме взаимодействия объясняется многолетней практикой пребывания у власти элит, основная информационная задача которых состояла в ограничении журналистов и, как следствие, своих избирателей в праве на Общение с властью.

Эта ситуация стала причиной проведения 29 февраля в России первых в мире президентских праймериз с помощью мобильной связи в рамках Всероссийской акции «оSMыSли ВЫБОРЫ!».

ПРИРОДА КОММУНИКАЦИИ

Для участия в акции необходимо было в течение 29 февраля отправить со своего мобильного телефона по номеру +79213330000 SMS-сообщение, в котором указать номер кандидата в президенты в избирательном бюллетене:

Сергей Глазьев — 1

Олег Малышкин — 2

Сергей Миронов — 3

Владимир Путин — 4

Иван Рыбкин — 5

Ирина Хакамада — 6

Николай Харитонов — 7

Против всех — 0

Ключевое отличие этого мероприятия от предыдущих попыток использования мобильной связи в политике состояло в том, что абонент, выступающий в роли избирателя, должен был стать инициатором голосования, то есть контакта. Поэтому в сообщениях абонентов приходили не только цифры, указывающие на выбор, но и обращения, просьбы о помощи и тому подобное. Этот факт наглядно свидетельствует как о психологической готовности «мобильного избирателя» к интерактивным коммуникациям, так и о высочайшем уровне доверия участников акции власти.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Несмотря на то что с момента анонса акции до дня голосования прошло чуть меньше недели, новизна и актуальность мероприятия вызвали широкий резонанс в российских и зарубежных СМИ — более 150 сообщений. В результате в акции приняли участие почти 114 тысяч абонентов мобильной связи. Конечно, наибольшее освещение акция получила в день голосования и на следующий день. Однако следующие за акцией официальные выборы создали предпосылки для третьей информационной волны: обсуждения ее результатов в контексте явки избирателей а также сравнения итогов «мобильного» и традиционного голосований.

КАЖДОМУ СВОЕ

ОSMыSливали выборы по-разному: от новой политической технологий до маркетингового исследования операторами мобильной связи наиболее популярных моделей телефонов. Однако самый большой интерес вызвали комментарии непосредственных участников избирательной кампании, а также Центральной избирательной комиссии.

Так, кандидат в президенты России от КПРФ пообещал принять участие в акции «ОSМыSли выборы!». Однако Харитонов отметил: «Я не думаю, что это будут предельно объективные звонки состояния души и сердца избирателя». Кандидат также считает, что результаты SMS-голосования не буду соответствовать реальным результатам потому, что «большинство населения не имеет сотовых телефонов и не сможет дозвониться». Тем не менее Харитонов остался убежден, что акция станет «прелюдией избирательной кампании, которая вышла на финишную прямую, и послужит привлечению внимания молодежи к участию в предстоящих выборах».

По мнению Ирины Хакамады, очевидно, что подобный способ голосования имеет положительные стороны. «Именно такая домашняя форма голосования поможет существенно повысить явку избирателей».

Сергей Глазьев считает, что с помощью голосования через Интернет и мобильную связь «удастся избежать применения административного ресурса, когда сверху спускается разнарядка на процент, проголосовавших за того или иного политика».

Глава ЦИК РФ Александр Вешняков прокомментировал прошедшее 29 февраля голосование с уверенностью в том, что в будущем и в мире, и в РФ можно будет голосовать с помощью мобильного телефона. По мнению г-на Вешнякова, голосование с помощью мобильных телефонов станет возможным, но не в ближайшие 4-5 лет. «Мы занимаемся этой проблемой на серьезных основах — организационных, юридических и технических», — сказал он. Вместе с тем, указал г-н. Вешняков, прошедшее SMS-голосование свидетельствует о том, что довольно большая группа людей «психологически готовится к голосованию с помощью мобильных телефонов». Глава ЦИК также отметил, что задачей, которую ставили организаторы прошедшего SMS-голосования, являлось привлечение внимания к выборам и она вполне реализовалась.

Комментарии, приведенные выше, демонстрируют, что каждый нашел в голосовании свою правду: от повышения явки и апеллирования к результатам SMS-голосования в общении со СМИ до прозрачности процедуры, упомянутой в начале статьи. Круг замкнулся. «Мобильный» электорат формирует информационное общество нового типа.

XXI век — это время, когда с властью будут взаимодействовать граждане, приученные искать смысл в ее действиях.

Дата публикации: 13:06 | 04.04


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.