Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/3/practice/0


Консультанты бывают разные

Как указывалось в редакционной статье, консультантами (в том числе и в области управления) в сегодняшней России называют себя все кому не лень, порой весьма смутно представляя себе, а в какой же, собственно, конкретной области предлагаются услуги. Удивительно, но даже когда речь идет о людях, получивших вполне приличное образование (скажем, в США), то одним, то другим клиентам припоминается немало примеров, когда это непонимание вызывало серьезные недоразумения. Европейцы, как известно, не любят недоразумений. И потому они свели всех консультантов по управлению (менеджменту) в один, общий справочник-указатель.

Этот документ очень прост и ясен и потому будет полезен и любопытен специалистам, работающим в самых разнообразных областях. Хотя бы по той простой причине, что многие (если не большинство) позиции данного реестра вполне при-ложимы как к сфере финансового, производственного, торгового и других видов бизнеса, так и к области государственного управления, а кроме того, к зоне деятельности политических партий и неправительственных организаций.

Конечно, многие из приведенных в списке позиций могут и должны быть описаны подробнее. Однако, несомненно, это могут сделать сами заинтересованные читатели сообразуясь со своими знаниями, опытом, повседневной практикой, а также доступной литературой. Несомненно, полезен этот реестр и заказчикам консультационных услуг. Представьте, как на переговорах клиент спрашивает: «А вы, простите, в какой области предлагаете консультации — в общем управлении, администрировании или производстве (включая упаковку и контроль качества)?» А вы отвечаете: «И в этих, и во всех остальных».

- А обучающее консультирование предлагаете?

- И предлагаем, и осуществляем.

- А схему организации работ оценить и оптимизировать сумеете?

- Обязательно.

- А корпоративный образ и общественные связи наладить и развить поможете?

- На то мы и мастера развития общественных связей.

При этом обе стороны спокойны и довольны: клиент — тем, что представитель консалтинговой компании предлагает столь широкий спектр услуг (само собой, подкрепляя его не менее солидным портфолио с перечнем достижений), а консультант — тем, что клиент понимает, о чем, собственно, идет речь, чего он хочет и чего ожидает.

Mногие читатели скажут: да мы не только этот, а вообще все справочники и реестры такого рода прочли и оценили. Вот и славно.

Это означает, что знакомство с классификацией Европейского справочника-указателя консультантов необходимо другим. Тем, кто тоже относит себя к славному цеху консультантов.

И тут уместно напомнить, что, по мнению редакции, приоритетное право на это звание имеют те, кто, последовательно следуя своей профессиональной миссии, осуществляет ее Предназначение.

Однако думается, что и для этих людей не будет лишним знакомство с видами консалтинговых услуг согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по менеджменту*.

I. ОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

1.01 Определение эффективности системы управления.

1.02 Оценка бизнеса.

1.03 Управление нововведениями.

1.04 Определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка.

1.05 Диверсификация или становление нового бизнеса.

1.06 Международное управление.

1.07 Оценка управления.

1.08 Слияния и приобретения.

1.09 Организационная структура и развитие.

1.10 Приватизация.

1.11 Управление проектом.

1.12 Управлением качеством.

1.13 Реорганизация инженерных служб.

1.14 Исследование и развитие. 1.15. Стратегическое планирование.

II. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

2.01 Анализ работы канцелярии.

2.02 Размещение и перемещение отделов.

2.03 Управление офисом.

2.04 Организация и методы управления.

2.05 Регулирование риска.

2.06 Гарантии безопасности.

2.07 Планирование рабочих помещений и их оснащение.

III. ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

3.01 Системы учета.

3.02 Оценка капитальных затрат.

3.03 Оборот фирмы.

3.04 Снижение себестоимости.

3.05 Неплатежеспособность (банкротство).

3.06 Увеличение прибыли.

3.07 Увеличение доходов.

3.08 Налогообложение.

3.09 Финансовые резервы.

IV. УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ

4.01 Профессиональное движение и сокращение штатов.

4.02 Культура корпорации.

4.03 Равные возможности.

4.04 Поиск кадров.

4.05 Отбор кадров.

4.06 Здоровье и безопасность.

4.07 Программы поощрения.

4.08 Внутренние связи.

4.09 Оценка работ.

4.10 Трудовые соглашения и занятость.

4.11 Обучение менеджменту.

4.12 Планирование рабочей силы.

4.13 Мотивация.

4.14 Пенсии.

4.15 Анализ функционирования.

4.16 Психологическая оценка.

4.17 Вознаграждение.

4.18 Повышение квалификации работников.

V. МАРКЕТИНГ

5.01 Реклама и содействие сбыту.

5.02 Строительство корпоративного образа и развитие общественных связей.

5.03 Послепродажное обслуживание заказчиков.

5.04 Дизайн.

5.05 Прямой маркетинг.

5.06 Международный маркетинг.

5.07 Исследование рынка.

5.08 Стратегия маркетинга.

5.09 Разработка новой продукции.

5.10 Ценообразование.

5.11 Розничная продажа и дилерство.

5.12 Управление сбытом.

5.13 Обучение сбыту.

5.14 Социально-экономические исследования и прогнозирование.

VI. ПРОИЗВОДСТВО

6.01 Автоматизация.

6.02 Использование оборудования и его техническое обслуживание.

6.03 Промышленный инжиниринг.

6.04 Переработка материалов.

6.05 Регулирование внутреннего распределения материалов.

6.06 Упаковка.

6.07 Схема организации работ на предприятии.

6.08 Конструирование и совершенствование продукции.

6.09 Управление производством.

6.10 Планирование и контроль за производством.

6.11 Повышение производительности.

6.12 Закупки.

6.13 Контроль качества.

6.14 Контроль за поставкой узлов и деталей.

VII. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (IT)

7.01 САПР/АСУ.

7.02 Применение компьютеров в аудите и оценке.

7.03 Электронная издательская деятельность.

7.04 Информационно-поисковые системы.

7.05 Административные информационные системы.

7.06 Проектирование и разработка систем.

7.07 Выбор и установка систем.

VIII. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УСЛУГИ

8.01 Обучающее консультирование.

8.02 Консалтинг по управлению электроэнергетикой.

8.03 Инженерный консалтинг.

8.04 Экологический консалтинг.

8.05 Информационный консалтинг.

8.06 Юридический консалтинг.

8.07 Консалтинг по управлению распределением ресурсов, материалов и материально-техническому снабжению.

8.08 Консалтинг в государственном секторе.

8.09 Консалтинг по телекоммyникациям.

ТИПИЧНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ

1. Исследование рынка (в том числе изучение потребительской базы, конкурентов и потенциальных партнеров).

2. Построение на основе проведенного исследования вариантов стратегического развития и сравнение их по разным параметрам.

3. Обсчет необходимых размеров инвестиций, поиск инвесторов, подготовка инвестиционных соглашений.

4. Поиск и предложение вариантов решений тактических проблем претворения в жизнь стратегий, которые разработаны в кампаниях.

5. Консультирование в разработке корпоративных информационных систем. Обследование, разработка системного проекта, разработка эскизно-технического проекта, рабочего проекта — вплоть до создания системы «под ключ».

6. Реорганизация бизнес-процессов.

7. Разработка проектов, связанных с пересмотром технологии, выработкой механизма управления прибылью — различными аспектами реинжиниринга.

8. Сравнение технических возможностей разных услуг, продуктов или их сочетаний.

9. Проведение экспертизы проектов, предлагаемых клиенту третьими фирмами.

10. Юридический и финансовый консалтинг, аудит, помощь организациям в налаживании бухгалтерского учета.

***

Не случайно ряд существующих в Европе и мире профессиональных ассоциаций и других объединений консультантов принимают регулирующие их деятельность кодексы, а их члены стараются следовать изложенным в них нормам.

Не приводя здесь эти документы, отметим лишь, что их не удалось бы написать, не будь в руках у их создателей простого и ясного инструмента, такого, как приведенный выше перечень.

Более того, думается, он может быть в полной мере применим в российском консалтинговом сообществе, деятельность и культура которого восходят к европейским этическим и профессиональным ценностям и стандартам в той же мере, в какой мы, невзирая ни на что, остаемся европейцами.

С уважением, журнал «Со-Общение»

Дата публикации: 12:19 | 04.04


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.