Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/3/op/6


Ре-конструкция по Датски

Если вы думаете, что вам не пришлось пережить ситуации, когда ткань реальности разрывается, слоится, опадает каскадом причудливых складок… Когда события жизни разлетаются в разные стороны и складываются в обалденные узоры, подобные картинкам калейдоскопа, в беспорядке разбросанным по небу и земле… Когда красота ускользает, а заботы переворачиваются с ног на голову. Если вы думаете, что вам не пришлось этого пережить, значит, вы просто спрятались в собственной памяти. А датский режиссер Кристофер Боэ это разыcкал. И показал.

Ты приходишь в этот мир один и уходишь один... Илья Артемьев, «Уддияна, или Путь искусства»

ЛЕДЯНАЯ ФО

В первые секунды фильм, словно мозаика из застывших кусочков льда, медленно тает на экране, чтобы затем взорваться метаморфозами сюрреалистических повторений в духе бессмертных творений Франца Кафки.

Это фильм про любовь, но сюжет «Реконструкции» совершенно не укладывается в рамки традиционных любовных историй. Главная тема фильма — искажение, сдвиг окружающего пространства. У него нет временных и логических связей, тем не менее картина смотрится на одном дыхании. Постановка, монтаж, взаимопроникновение рассказа, хаотичные переходы состояний и смыслов рождают ощущение большей или меньшей нереальности происходящего.

Итак, стремление датского кинематографиста порвать с банальностью трактовки фильма о любви осуществилось: это просто фильм, обыкновенная конструкция — предупреждает нас автор действа. Но почему же тогда так больно?

Главный герой, молодой фотограф Алекс (Николай Лие Каас) встречает на улицах вечернего Копенгагена прекрасную незнакомку, моментально влюбляется в нее и… попадает в параллельную реальность, выпадая из привычного мира. Он живет как будто во сне, и он бежит, пытаясь успеть вернуться в свое прошлое, в то же время страстно желая попасть в такт сиюминутности.

Иметь свой дом, близких, не быть одиноким - что может быть проще и понятнее? Увы, новая, стремительно меняющаяся реальность отторгает его. В рваном ритме этой первой полнометражной ленты Боэ просматриваются черты, свойственные классике сюрреализма — «Метаморфозам» Франца Кафки и «Пене дней» Бориса Виана.

Режиссер вновь и вновь возвращает героя в одну и ту же точку, чтобы он оказался в уже прожитой ситуации. Или переворачивает реальность так, что персонажу приходится заново выстраивать отношения с давно знакомыми людьми. Как это часто бывает в жизни.

Сбиваясь на неровный аллюр страсти, Алекс ищет равновесия в сердце, чтобы найти равновесие в хаосе мира, окружающего его, и понять, почему могут быть так дороги образы мира, который больше не принадлежит ему. А зритель напряженно пытается уловить, чем закончатся испытания, выпавшие на долю участников любовного треугольника: Алекса, его девушки и загадочной красавицы Айме, с появлением которой в жизни Алекса начинают происходить странные вещи…

«CHANGE YOUR MIND» = СЕКРЕТ ИДЕАЛЬНОГО МИРА?

Странный - вот ключевое слово, характеризующее дебют этого нордического таланта.

«Реконструкция» — действительно странное кино, которое совершенно не вписывается в рамки последних кинематографических трендов.

Примечательно, что неожиданный, полный скрытого романтизма фильм успел получить призы на семи влиятельных международных кинофорумах, в том числе «Золотую камеру» и «Молодой взгляд» в Каннах 2003, приз молодого жюри на 42-й Международной Неделе критики, приз «Золотой диск» МКФ в Чикаго 2003, приз ФИПРЕС СИ «Режиссер года» на МКФ в Сан-Себасть-яне 2003, два приза «Роберт» 2004 (датский «Оскар») за монтаж и звук и приз «Аманда» 2003 за лучший скандинавский кинодебют.

Режиссер картины Кристофер Боэ родился в Дании в 1974 г. В 1996 г. окончил факультет кино и масс-медиа в университете Копенгагена. В 2001 г. получил диплом кинорежиссера в Национальной киношколе Дании. Его выпускная работа, — короткометражный фильм «Тревога» (2001) получила приз французской критики. «Реконструкция» - первый полнометражный фильм Боэ.

Работы Кристофера Боэ и его соратников - продюсера Тине Греу Пфайффер, оператора Мануэля Кларо и звукорежиссера Мортена Грина, называющих себя «г-н Боэ и компания», привлекли внимание кинокритиков еще тогда, когда все четверо учились на одном курсе копенгагенской киношколы. После просмотра дипломной работы Боэ, — короткометражного фильма «Тревога», — контракт с ним заключила известная и влиятельная в Дании студия «мейнстримного» кино Nordisk Film, давно мечтавшая найти реального конкурента Ларсу фон Триеру и студии Zentropa.

Боэ называют одним из ярких представителей нового поколения режиссеров, которое должно прийти на смену вездесущему Ларсу. Подтверждением служит и тот факт, что в Каннах и Сан-Себастья-не Боэ обошел по призам своего именитого соотечественника: «Догвилль» остался без наград. Его фильмы ставят в один ряд с ранними работами фон Триера («Элемент преступления»), работами Тарковского, Бергмана, Линча.

ВЬ БЕЗ ТОСКИ

Метаморфозы преследуют героя. А за этими метаморфозами видна пронзительная, сентиментальная тоска по нежности и любви. Но что такое любовь — подарок судьбы или ее насмешка?

Предлагая зрителям многообразие возможных сюжетных линий и ситуаций, Боэ играет не только с чувствами Алекса, находящегося в состоянии аффективного иррационализма.

Ловкость рук, и никакого мошенничества. Gobho иллюзионист, с лукавой усмешкой демонстрирующий восхищенной и озадаченной публике фокус с сигаретой, висящей в воздухе, Кристофер Бoe, предлагает нам войти в лабиринт «Реконструкции».

Где мы блуждаем между жизнью, мечтой и кино, как очарованные странники в поисках запутанных следов мастера, не теряя надежды, что ответ — за следующим поворотом.

Дата публикации: 14:16 | 04.04


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.