Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/3/op/3


Новый красный проект

Книги Александра Зиновьева рецензировать трудно. Особенно если знать, что Г.П. Щедровицкий отзывался о нем как об одном из блистательнейших ученых советской эпохи. О том, что он стоял у истоков Московского методологического кружка. О том, что он автор «Со-Общения», наконец…
Рецензировать трудно. Но нужно. Особенно - когда его книги выходят в серии «Все на выборы!» - под лозунгом, бросающим вызов идеологическим конструкциям автора. Дело в том, что уже много лет Александр Зиновьев указывает что якобы «демократические выборы» есть трюк, разработанный западнизмом для управления людьми, живущими в запад-нистских человейниках…

ЖИЗНЬ В ЧЕЛО

Человейник — это такое особое человеческое объединение, члены которого «живут совместно исторической жизнью, то есть из поколения в поколение воспроизводят подобных себе людей, вступая в регулярные связи с другими его членами, признают себя в качестве таковых, а другие его члены признают их в качестве своих». Но характеристики человейника этим не исчерпываются. Его жители занимают в нем различные позиции (порой наследуемые) и совместными усилиями обеспечивают самосохранение системы, в которой пребывают.

Что немаловажно — человейник характеризуется материалом, из которого он строится. А материал, в свою очередь, состоит из «социальных атомов» — людей и всего того, что ими создается и используется. Так вот, пока автор разъяснял жителям человейников, что выборы есть один из способов манипуляции социальными атомами, им самим сманипулировали, превратив его книгу в карманный транспарант, агитирующий всех стать объектами манипуляции.

Впрочем, это нормально для ситуации человейника. Другое дело, что было бы любопытно узнать: если существуют какие-либо другие формы человеческих объединений кроме человейников (а автор утверждает, что они многочисленны и разнообразны), то, может быть, жить в них куда как приятнее, чем членами человейников…

ПЛЕННИКИ ИД

Однако Александр Зиновьев этот вопрос практически не обсуждает, потому что он ему не интересен.

Ему интересно то, что в мире человейников социальная эволюция стала планируемым и управляемым процессом, для которого характерна тоталитарность (безальтернативность), виртуальность и регрессивность. Более того, автор утверждает, что «эпоха просвещения закончилась. Началась эпоха мракобесия». Причем мракобесия, идущего от большого знания! Эти характеристики запад-нистских человейников обоснованы и внедрены в сознание их жителей посредством специальной идеологии, представляющей собой «совокупность понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений людей обо всем, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения».

То есть, когда во время Второй мировой войны в немецкий плен попали и были допрошены первые американские летчики, в нацистском истеблишменте случилась показательная путаница. Тогда Геббельс докладывал Гитлеру: «Мой фюрер, это не люди. У них нет никакой идеологии!»

И правда, по Александру Зиновьеву, это действительно, вроде бы были не люди. У них явно не имелось осознания самих себя и своего окружения. Но с другой стороны, весьма вероятно, что идеология у них как раз была, и вполне соответствующая определению г-на Зиновьева. Только язык, на котором они ее транслировали, оказался абсолютно незнаком тем, кто пытался с ними общаться.

Само собой, что когда на вопрос: «А что для вас — главная ценность?» звучал ответ: «Экономическая свобода, основа которой есть частная собственность», вдохновлённые заклятиями крови и почвы нацисты просто не понимали: а при чем здесь ценности. Ведь в их человейнике ценностями называли иное…

Но потом носители западнистских ценностей в союзе с носителями советских ценностей носителей нацистских ценностей победили и поделили мир на две группы человейников, где одни стали бравировать своей внеидеологичностью, а другие — своей идеологизированностью. При этом у первых имелось превеликое количество политических партий, которые якобы были выразителями разнообразных якобы идеологий, имеющих право на жизнь и активно присутствующих в этих человейниках, а у других была только одна партия и одна идеология, якобы общая для всего человейни-ка в целом. При этом первые, как уже указывалось автором, катились по наклонной плоскости регресса и безальтернативности, а другие продолжали созидать сверхобщество, которое начали строить после своей Октябрьской революции 1917 года.

I И МОЩНЫЙ

Однако сложилось так, что те, которые катились вместе со своими многочисленными и порой соперничающими друг с другом якобы идеологиями, тех, которые созидали со своей общей и единой идеологией, почему-то одолели. И стали пытаться навязать им свою западнистскую модель бытия. В результате оказалось, что в западнистском человейнике с партиями всё как было, так и осталось, а вот в этом новом непойми каком (который раньше созидал) никаких партий и в помине уже нет. И идеологий тоже нет — ни общей, ни частных. Только вот понятно, что и он теперь катится по наклонной. Ку-да?

Александру Зиновьеву не нравятся футурологи.

Они, по его мнению, не считаются с объективными закономерностями социальных явлений. Это ему не подходит, поскольку он считает, что закономерности есть. Ему не подходит, что они оперируют понятием «человечество» в то время как он полагает, что важно считаться со свойствами конкретных человеческих объединений. Александр Зиновьев противопоставляет западнистской футурологии научно оснащенный коммунистический проект, имевший целью преустройство реальности в соответствии, во-первых, с его идеалами, а во-вторых, с теми самыми объективными законами.

Тема футурологии заинтересовала автора, видимо, потому, что в последних главах книги речь идет о партии будущего. Стоит ли удивляться, что он не мыслит этой партии без новой идеологии, которая, по его мнению, будет идеологией ан-тизападнизма, предлагающей новый социальный идеал, созданный на основе изучения советской (коммунистической) социальной организации.

Здесь и закончим. У автора, как всегда, всё очень точно и ясно.

Он предлагает реализовать оснащенный новой идеологией, основанной на том подходе, который он считает научным, новый и мощный красный проект.

Прочитайте. Полезно помнить: красные смыслы прочно держатся не только за так называемых «простых людей», но и за «лучшие умы эпохи».

Дата публикации: 13:32 | 04.04


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.