Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Консалтинг: Я могу. Больше, чем я думал / Со-Общения

Со-Общения


Версия для печати
Послать по почте


ВЕЧЕР ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ ЩЕДРОВИЦКОГО B МУЗЕЕ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА. СЛУЧАЙНОСТЬ?

22 февраля в государственном Музее А.С.Пушкина прошел вечер памяти, посвященный 75-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, философа, социального мыслителя, основателя нового направления СМД-методологии Георгия Петровича Щедровицкого. Работа Георгия Щедровицкого с 1952 по 1994 год положила начало одной из самых значимых современных интеллектуальных школ, существующих в нашей стране.

Его многолетняя успешная деятельность, начавшаяся в 50-е годы прошлого века с создания элитного дискуссионного клуба, получившего название Московский методологический кружок (ММК), широко известна и признана не только в академических и университетских кругах, но и в области практических видов деятельности -прикладных и гуманитарных технологий, образования, политики, культуры. Его работа в 50-80-е годы -создание оригинального метода Органи-зационно-Деятельно-стных Игр (ОДИ) и многочисленные изданные труды - оказала огромное влияние на многие современные отрасли науки, техники, промышленности, предпринимательства, на государственное и корпоративное управление. Не случайно в Вечере Памяти приняли участие видные деятели науки, политические стратеги, известные журналисты и артисты. Среди них - популярный джазовый музыкант и композитор Алексей Козлов, сыгравший на саксофоне сольную композицию, посвященную
© агенство "Стратег"
ученому, доктор психологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова Тахир Базаров, профессор МАРХИ Вячеслав Гла-зычев, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, писатель Роман Злотников, профессор, один из основателей советской социологии Борис Грушин, академик Российской академии образования, профессор Владимир Зинченко, директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова, Полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, и.о. министра промышленности, науки и технологий РФ Андрей Фурсен-ко, главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, председатель Центрального Банка Армении Тигран Саркисян.

В интервью корреспонденту «Со-Обще-ния» профессор Вячеслав Глазычев сказал: «Я не знаю шкалы, посредством которой можно было бы установить рейтинг Георгия Петровича Щедровицкого в ряду интеллектуальных героев России ХХ века - Бахтина, Выготского, Гумилева, Леонтьева, Лотмана, Мамар-дашвили… Каждый из них по-своему -есть мифическое явление. Отличие ГП, мне кажется, в том, что он единственный в этом ряду, кого не могло удовлетворить создание текстов. Он торопился выстроить обеспечение будущего не через тексты, и не через школу даже, но через утверждение стиля мышления. Тексты, как правило, пишутся в одиночку. ГП строил десятилетиями длившийся диалог с меняющимся, скользящим во времени составом партнеров. Его книги прочли и прочтут немногие, стиль мышления удержат немногие, а имя тем, кто считает себя учениками, -легион. Одни восприняли принцип схематизации, другие -еще и несессер приемов проблематиза-ции, третьи - ещё и чувство причастности к миру мыследея-тельности, четвертые - нечто лишь слышали о Щедро-вицком и придумывают его себе в меру таланта. И в меру испорченности. Георгий Петрович грезил о невозможном - о воссоздании российской интеллигенции. А делал возможное - вбрасывал интеллектуальную машину ММК в ситуативно подворачивавшуюся зону практики - педагогики, дизайна, психологии. По-моему, самое главное, что есть от Щед-ровицкого, - не тексты, не сообщество методологов, уже распавшееся под давлением новой жизни, а образ воплощения интеллектуальной отваги и человеческого служения долгу, долгу перед собственной силой».

Оргкомитет благодарит агентство «Стратег» за работу по созданию цифрового видеоархива Г.П. Щедровицкого.

© агенство "Стратег"
23 февраля прошли 10-е Чтения памяти Георгия Щедровицкого,в которых приняли участие ученики Георгия Петровича, ведущие представители философских и социальных наук, теории управления.На Чтениях с докладами и суждениями выступили председатель Попечительского совета Школы Культурной Политики Петр Щедровицкий, профессор Олег Ге-нисаретский, профессор Борис Элько-нин, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН Валерий Подорога, депутат Государственной Думы Рифат Шайхутдинов, философ, методолог Тимофей Сергейцев, кандидат философских наук Борис Сазанов, методолог Олег Алексеев, профессор Олег Анисимов.

По материалам Оргкомитета Чтений памяти Г.П. Щедровицкого (www.shkp.ru)

ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПОЛИТКОНСУЛЬТАНТА ОТПРАЗДНОВАЛИ. В 27 ГОРОДАХ!

В 2004 г. в праздновании Международного Дня политконсуль-танта, который в сообществе теперь уже называют просто - День (о чем речь - всем понятно), отпраздновали в 27 городах России и СНГ: Архангельске, Барнауле, Владивостоке, Волгограде, Вологде, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Перми, Санкт-Петербурге, Твери, Тольятти, Томске, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Челябинске, Череповце, Хабаровске, Якутске, Курске, Воронеже.

Большинство мероприятий прошли 24 февраля. В Москве традиционное чествование по-литконсультантов состоялось в клубе «Петрович». В Архангельске организаторы праздника -Центр социологических и маркетинговых исследований «Форис» -провели круглый стол, посвященный следующему этапу выборов в областное собрание в декабре 2004 года. В Барнауле праздник состоялся в третий раз и прошел в два этапа -16 февраля состоялась деловая игра «Выборы», а 24 февраля прошло «Полит-party» -дискуссия представителей избирательных штабов, журналистов и политологов. Традиционно организатором ДПК в Барнауле выступает кафедра связей с общественностью АлтГУ, а также - Центр социальных технологий. Организаторами Дня на Вологодчине (он прошел в Череповце)стали Гуманитарный институт Череповецкого государственного университета (кафедра связей с общественностью и кафедра социологии, политологии и права) и Корпоративный университет «Северсталь». В программе мероприятий -специальные выпуски студенческих газет «Образ жизни» и «Витамины», встречи в группах на тему «Молодежь и политика», лекции, мастер-классы, круглый стол «Политическое консультирование в регионе: проблемы и перспективы развития». В Казани 24-25 февраля аппарат Президента Республики Татарстан, министерство по делам молодежи и спорту, Казанский государственный университет провели конференцию «По-литконсалтинг: горизонты новой реальности», посвященную Дню политического консультанта и 200-летию КГУ. В конференции приняли участие видные специалисты в области консалтинга, представители органов власти, общественно-политических структур, PR-агентств и СМИ. В Киеве прошли конференции по темам: «Вы-боры-2004 - судьбоносный выбор Украины» и «Политконсультанты -адвокаты демократии», а также - импровизированные выборы президента Украины. Организатор - Центр социальных и психологических исследований «Легиа». В Новосибирске состоится круглый стол; среди приглашенных - региональные политики, представители СМИ, аналитики, PR специалисты. Организаторы -Новосибирский «Пресс-центр» и фонд развития политических технологий и прогнозирования «Сибирь-Форум».

В Оренбурге День отметили семинарами и лекциями. Организаторы -Оренбургский фонд поддержки малого предпринимательства, Ассоциация развития Связей с общественностью, кафедра журналистики Оренбургского государственного университета, Торгово-промышленная палата. В Твери агентство Об-Ком совместно с «Тверской газетой» провели дискусссию на тему: «Политконсультант. Кто? Какой? Зачем?». Студенты Тюменского государственного нефтегазового университета встретили праздник веселой игрой «Наш человек в Кремле. Выбо-ры-2004». Продолжение было неформальным -участники за чашкой кофе пытались ответить на вопросы: что означают для региона итоги выборов в Государственную Думу? Как пройдут президентские выборы? Организатор Дня в Тюмени - кафедра социальных технологий Тюменского государственного нефтегазового университета. В Ульяновске торжества продолжались несколько дней. Прошли лекции на тему «Новое избирательное законодательство России и политические реалии Ульяновской области: оценка правовой основы выборов», дискуссия «Что же такое PR?», по окончании которой было торжественно сожжено чучело «черного пиара». Организаторы - АНО «Центр стратегического консалтинга» и Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ). В Челябинске прошла Церемония награждения лучших фильмов российского кинематографа, в которых демонстрируются политические PR-технологии, а также посвященная им (технологиям) развлекательная программа. Организаторы - кафедра массовой коммуникации Южно-Уральского государственного университета. О как!

24 февраля инициатор Дня Алексей Ситников дал интервью журналу «Со-Общение».

- Инициатива празднования Дня полит-консультанта принадлежит Вам. Как это пришло Вам в голову?

- Новому поколению специалистов необходимо обратить внимание на то, как общаются мои коллеги. В основе этого общения -уважение, партнерство и только потом - конкуренция. Когда возникла идея консолидировать рынок полит-консалтинговых услуг, то в 1995-96 гг. появился клуб «Петрович» - инструмент, средство, место неформального общения. Невозможно, просто создав некую ассоциацию, заставить людей встречаться и дружить. Необходимо создать условия, при которых возникает возможность и желание общаться, рефлексировать, анализировать, строить человеческие отношения. Эту функцию и выполнил «Петрович». Следующим шагом к неформальному диалогу не только с коллегами, но и с заказчиками-политиками, со СМИ стал День полит-консультанта. Хотелось еще раз обратить внимание всех участников политического процесса на социальную значимость нашей профессии, на наше место в этом мире.

- В чем же главный смысл Дня?

- Во время Олимпийских игр наступал всеобщий мир, люди забывали о распрях. Отмечая День политконсуль-танта, мы предлагаем своеобразное перемирие всем, кто зачастую являются соперниками в бизнесе и политических баталиях. В этот день мы общаемся, помня о том, что у нас гораздо больше объединяющего, чем разделяющего. В «Петровиче» встречаются не соперники, а коллеги, партнеры, - нормальные, веселые, полноценные люди. И пусть политические игры, конкуренция будут сродни шахматной игре: партия закончена, игроки забывают про накал борьбы и общаются как нормальные люди. Мне кажется, что смысл Дня политконсультанта именно в этом.

- Как относятся к Дню политконсуль-танты? Как оценивают его влияние на имидж профессии?

- Об этом надо спросить у них. Но хочу заметить: практически все, даже те, кто жестко конкурирует, приходят и принимают правила игры, которые мы предлагаем. Более того - вот уже три года праздник проводится не только в Москве, но и в других регионах России и СНГ. Значит, инициатива вызвала отклик у многих профессионалов.

- Расскажите о награде, которую получила идея Дня политконсультанта?

- Идея проведения Дня получила в 2003 году награду всемирного конкурса «The 9th World Young Business Achiever 2003», номинация «Communications Skills». Важно отметить: в 2003 году только в Англии было 200 конкурсантов, среди которых выбирался претендент на участие.

В апреле 2003 г. идея проведения Международного Дня политконсультанта была поддержана участниками конференции Европейской ассоциации политических консультантов (EAPC) и рекомендована для информирования всех национальных ассоциаций.

- В этом году количество городов, где празднуют День, увеличилось более чем в два раза. В чем причина такого отклика?

- Для специалистов в регионах участие в Дне стало инструментом, позволяющим заявить о себе, а также -осуществить внутрицеховую процедуру по консолидации игроков на рынке. В Москве эту задачу решает ВОСТ, а в регионах, мы надеемся, как раз ДПК может послужить толчком к созданию более формализованной системы отношений в сфере консалтинга. Интересно, что ДПК в регионах проводят практически самостоятельно, мы лишь напоминаем о приближении праздника и формулируем тему обсуждения.

- День политконсуль-танта-2004 - пятый по счету, юбилейный. Что вы пожелали участникам праздника, с которыми работаете на одном профессиональном поле?

- Консалтинг - один из самых высокоинтеллектуальных видов деятельности. На праздник собрались умные и интересные люди, и я пожелал всем получить удовольствие от общения с коллегами и здесь в Москве, и в регионах. Было замечательно, исполнилась миссия Дня: способствовать взаимопониманию и консолидации профессионалов, от чьих усилий зависит развитие демократических процессов в нашей стране.

День политконсуль-танта шагает по стране!

Нижний Новгород

В Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова по инициативе кафедры философии и теории социальной коммуникации состоялся круглый стол на тему «Выбо-ры-2003, выборы-2004: общероссийский и региональный аспект». Посвящено это событие Международному Дню, проходящему в Нижнем в третий раз и приобретающему все больший размах. Поэтому не удивителен интерес к событию представителей городской и областной администраций, политологов, журналистов и специалистов в области развития общественных связей, вошедших в состав Экспертного совета межвузовского конкурса студенческих эссе. Из пятидесяти работ жюри выбрало семь. Первое место отдано студенткам отделения по связям с общественностью НГЛУ Марине Старковой и Анастасии Меркуловой. Их работы были также отмечены специальными призами издания «Биржа плюс карьера». Второе место поделили Юлия Беззу-бова (НКИ) и Мария Штейман (НГЛУ). Третий приз получили Юлия Кандрашина, Татьяна Христова (НКИ) и Юлия Крылова (НГЛУ). Результаты анализа студенческих эссе на темы «Почему молодежь не активно участвует в выборах» и «Как привлечь молодежь на выборы» стали самой горячо обсуждаемой темой круглого стола. Отмечалось, что российская политическая система была ориентирована на низкий уровень явки избирателей (от 25%), и молодежь -это лишь частный случай проблемы. Вместе с тем - это важная составляющая нашего общества, и методы работы с этой группой должны быть тщательно отработаны. Молодые люди должны созреть для ответственного выбора. Сегодня их политическая включённость относительна.

Не осталась без внимания и отставка правительства. Некоторые эксперты оценили этот ход как удачную политоперацию, лишенную, однако, идеологического обоснования. Другие увидели в ней следствие «склок» в правительстве.

На вопрос об актуальности профессии по-литконсультанта эксперты ответили однозначно: время политтех-нологов продолжается, профессия вечна. Изменения на рынке будут обусловливать повышение профессионального уровня, профессия обретет новые черты, освоит новые технологии.

Уфа

В Уфе День праздновали 27 февраля. Представители власти, консультанты, редакторы ведущих СМИ собрались в ресторане «На-циональ». Необходимость в празднике возникла давно, ведь «выборы» - слово для Башкортостана актуальное - начиная с 2003 года они идут в республике в режиме «нон-стоп». В свете этого обстоятельства проведение Дня в Уфе именно в этом году стало символичным. Встреча позволила всем, кто работает на политической арене, наконец, встретиться и поговорить. Первым делом был поднят тост за создателя этого замечательного праздника - Алексея Ситникова. А далее -всё пошло по сценарию.

Экскурс в историю по-литтехнологий сделанный проректором БАГСУ при Президенте РБ Сергеем Лаврентьевым настроил гостей на деловой лад. В главном зале ресторана прошел круглый стол, где на повестке дня стояли следующие вопросы: есть ли полит-технологи(политкон-сультанты) в нашей республике? Какие технологии и методы избирательных кампаний они используют? Напоминает ли депутатское кресло бермудский треугольник? И хотя секретарь ЦИК РБ Наиля Алтынова заявила, что «настоящих политтехнологов в республике нет», дискуссия разгорелась нешуточная. Потому что по-литтехнологи в республике есть!

А когда в спор вступили представители прессы, многие вспомнили, что к ним накопилось немало вопросов. И все их нужно обсудить прямо сейчас. Завязался вечный спор про курицу и яйцо - кто был вначале: консультанты или журналисты. Масло в огонь подлила реплика: «Политтехно-лог может обойтись без СМИ…» Впрочем, были два момента, с которым согласились все. Первое: полностью работе политического технолога научить нельзя. Второе: процесс выборов очень сложен, и требует работы команд профессионалов. Возможно, главным детищем Международного Дня политконсуль-танта в Уфе стало создание професси-онального объединения политических консультантов и всех, кто работает на этом рынке. Со-здание такой организации необходимо: когда профессионалы следуют единому этическому кодексу, когда вчерашние студенты знают, куда им обращаться в поиске достойной работы, когда заказчики уверены в уровне людей, к которым обращаются - только тогда не возникает вопрос, кто же он такой -этот господин Полит-технолог.

«Изюминкой» вечера стала выставка агитационной продукции. Здесь можно было наблюдать как удачные экземпляры, так и, мягко говоря - не очень: чаще вызывающие смех, чем желание голосовать за кандидата. Тут-то и пришла пора сесть за стол и вспомнить анекдоты из «предвыборной» жизни. Так было положено начало традиции встречи Дня в Уфе.

Омск

В Сибири День стал праздником примирения политиков, бизнесменов, журналистов и политконсультантов на основах этических стандартов и цивилизованных общественных связей. В этом году в Омске праздник отмечали во второй раз.

В 2003-м он прошел под девизом «Молодежь за честные и чистые выборы». В этом году, организаторы мероприятия - общественная организация «ПаРи» и деканат Факультета гуманитарного образования ОмГТУ менять девиз не стали, но сделали праздник более живым и насыщенным.

В ОмГТУ прошла межвузовская игра «Выборы царя в Тридесятом государстве», в которой участвовали команды четырех ведущих вузов Омска. Оценивали же их видные политики и депутаты Омской области. Болельщики - а было их не менее 300 - бурно реагировали на все происходящее. Кандидатам в цари -Красной Шапочке (ОмГТУ), Илье Муромцу (ОмГАУ), Ивану-дураку (ОмГУ) и Колобку (ОмГУПС) - предстояли нелегкие испытания. Первое - презентовать себя и свою политическую листовку. Второе - команда должна поддержать кандидата музыкальным номером - «Звездная поддержка». И третье - конкурс «Грязная листовка». За час до начала командам был выдан макет листовки, порочащей кандидата, и надо было быстро ее нейтрализовать. Между конкурсами, пока жюри подводило итоги, а команды готовились к следующим испытаниям, болельщикам были предложены сюжеты из мультфильмов «Вовка в Тридесятом царстве», «Бременские музыканты» и фильма «Иван Васильевич меняет профессию». К каждому прилагался «пиаровский» вопрос. Правильно ответив на него, болельщик приносил своей команде дополнительное очко. Спонсорами мероприятия выступили КГ «ИМИДЖ-Контакт», приславшая из Москвы книги по public relations, и Группа компаний «Титан».

Во второй половине дня на Факультета гуманитарного образования состоялся круглый стол «Омская область от выборов до выборов», организованный общественной организацией

«ПаРи» совместно с газетой «Коммерческие вести». Конечно, поднимался вопрос: а нужны ли будут политические консультанты в России? Выяснилось: да - нужны.

25 февраля в Доме журналистов были вручены сертификаты известным политконсуль-тантам области. Празднование Дня в

Омске стало традицией и способствует налаживанию добрых отношений между политтехно-логами, будущими PR-специалистами, политиками и СМИ.

Юлия Блохина, Игорь Комиссаров, материалы КГ «ИМИДЖ-Контакт» (www.image-contact.ru)

КРИТИЧЕСКИЕ ДНИ PR В МОСКВЕ.

ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ PR - ЛЕКАРСТВО ОТ МИГРЕНИ

24-27 февраля в рамках «Дней PR в Москве - 2004» прошел ряд мероприятий, круглых столов и деловых встреч. Среди ключевых тем, обсуждавшихся на них, были формирование брендинга в различных сферах, в том числе в политике, проблема кризисного PR, брендинг крупных корпораций.

«Отказываемся от перерыва на кофе!» -единогласно заявили модераторам участники проходившего 25 февраля круглого стола «Защита бренда и репутации: антикризисный PR». Судя по интересу, с каким аудитория слушала доклады, было очевидно, что организаторы слушаний -Ассоциация менеджеров России и Агентство коммуникационного менеджмента «Принцип PR» - нашли тему, которая пока еще слабо изучена российскими корпоративными PR-менеджерами.

Понятно, что это направление представляет собой достаточно деликатную и не всегда открытую сферу. Тем не менее организаторы смогли пригласить профессионалов действительно высокого уровня.

Так, начальник аналитического отдела Департамента по связям с общественностью ОАО «Российские Железные Дороги» Александр Лукьянов выступил с докладом «Технологические аспекты решения кризисных ситуаций, взаимодействие со СМИ, организационные технологии, внутрикорпоративные коммуникации».

Название доклада Льва Кошлякова, заместителя генерального директора и директора департамента по связям с общественностью другой транспортной компании - ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» - звучало более драматично: «Особенности управления информацией в условиях авиационного происшествия. Нейтрализация информационных угроз репутации компании и спокойствию пассажиров». Руководитель департамента корпоративной коммуникации пищевой компании ООО «Данон Индустрия» Анастасия Жигалова посвятила сообщение теме «Социальный проект в системе профилактики кризисных ситуаций». Об опыте корпорации «Шелл» в минимизации репутационных рисков рассказал Максим Шуб, директор по связям с общественностью «Шелл Эксплорейшн энд Продакшн Серви-сиз (РФ) Б.В.». «Жизнь показывает, что кризисные ситуации, угрожающие бренду и репутации, случаются у любой компании. Вместе с тем, как показало обсуждение, многие российские PR-менеджеры пока еще не владеют в достаточной степени этим важным и сложным разделом своей профессиональной деятельности. Будем стараться помогать им поскорее его освоить», -сказал, подводя итоги дискуссии, генеральный директор Агентства коммуникационного менеджмента «Принцип PR» Мирослав Кошелюк.

БРЕНДИНГ В ПОЛИТИКЕ И ПОЛИТИКИ-БРЕНДЫ

Круглый стол «Брендинг в политике», мастерски проведенный одним из руководителей группы компаний «НИККОЛО М» Екатериной Егоровой, был посвящен использованию технологий брендинга в избирательных кампаниях. Обсуждалось также место брендинга в процессе принятия государственных решений. Участники встречи согласились с тем, что политический бренд в России - понятие всё еще не совсем опера-ционализированное. Пока не существует общепринятого представления о том, что считать брендом в политике. Однако докладчик Дмитрий Гавра (Санкт-Петербург) предложил определить его как комплекс ожиданий граждан. С этой точки зрения политическим брендом можно назвать Юрия Лужкова. Исходя из того же критерия, брендом можно назвать и Александра Лебедя. Всё сказанное выше касается бренда политического субъекта. Но существуют еще и партии. Здесь ситуация складывается следующим образом. В Европе, да и в Америке можно говорить о наличии брендов консерваторов, либералов, республиканцев и пр. И голосуют там не столько за сами партии, сколько за соответствующий бренд, считает профессор Гавра. В России же партийных брендов нет. Четко и весомо выраженной социал-демократической идеи, так же как и консервативной, нам всё еще не хватает. Была затронута тема новых приемов политических кампаний электорального цикла 2002-2003 годов. Среди них:

а) супертестимониал - выражается в положительной идентификации себя с лидером государства;

б) кандидаты-шахи-ды - они, уничтожая себя, уничтожают лидера предвыборной гонки;

в) использование теледебатов для снижения имиджа лидера (именно поэтому ЕР и Владимир Путин отказываются от участия в них);

г) обращение к механизмам ассоциативного сознания (при проведении кампании, направленной против сильного соперника по фамилии Густов, использовались агитационные материалы со слоганом: «От Густого мрака к светлой жизни»);

д) креативные семиотические находки типа «неваляшки» или «нас не ЗаВа-лишь!» (читай: «За Валентину»), использовавшиеся на губернаторских выборах в Санкт-Петербурге. Правда, в итоге выяснилось, что все эти ноу-хау способны отнять у лидеров лишь доли процентов. Как выразился один из участников круглого стола, это скорее «запудривание мозгов заказчику». Генеральный директор «Центра политических технологий» Игорь Бунин подтвердил мысль Дмитрия Гавры о том, что у российских партий как таковых брендов нет. Исключение составляет разве что КПРФ. Остальные существуют лишь за счет лидеров. Трудно представить себе «Родину» без Сергея Глазьева, «Яблоко» без Григория Явлинского или ЛДПР без Владимира Жири-новского.

Игорь Бунин поведал также об условиях, при которых в России партия может стать успешной. Это узнаваемый лидер, удачная аббревиатура, ясный мессидж и «ядерный электорат», который всегда можно расширить. Неудачу СПС он объяснил тремя причинами. Во-первых, отсутствием четкого месси-джа.

Во-вторых - неудачным подбором лидеров. Немцов и Чубайс в сознании россиян - личности несовместимые. Вместе они создали опасную смесь, оттолкнувшую электорат. И в-третьих - конфликтом бренда Владимира Путина с брендом либералов. Ведь экономический либерализм президент декларирует сам, а политический в России не развит. Екатерина Егорова доложила об информационном сопровождении военных операций и войн, указав на то, что сегодняшнее освещение войны в Чечне всё еще вызывает у населения растерянность и чувство опасности. Нужно менять информационную политику в этом направлении. Подводя итог дискуссии, г-жа Егорова дала свое определение бренду: это торговая марка, которой доверяют. Исходя из этого, можно сказать, что среди российских партий брендами являются только КПРФ и ЛДПР. За них будут голосовать даже в случае смены лидера. Несмотря на то что на заключительном пленарном заседании конференции РАСО Марина Шишкина в шутку назвала «Дни PR в Москве» «критическими днями PR», форум был благожелательно оценен и участниками, и СМИ, и руководством ассоциации. В перерыве между заседаниями Марина Шишкина дала интервью корреспонденту «СоОбщения» Ольге Муратовой.

МАРИНА ШИШКИНА: ОНИ ПРОРВУТСЯ!

- Чем отличается конференция этого года от предыдущих «Дней PR в Москве»?

- Все наши конференции не похожи друг на друга. Однако выбрать ключевую тему нынешней встречи было очень непросто.

Напомню, что конференция прошлого года касалась имиджа России в целом. Продолжая тему целостности, в этом году мы затронули понятие бренда в целом. С одной стороны, коллегам важно и полезно понять что такое бренд, как с ним работать, как оптимизировать свою деятельность… Ведь работа с брендом - это далеко не только реклама, как привыкли считать многие. Это очень емкая тема. С другой стороны, мы (РАСО) просто обязаны действовать на опережение и потому сфокусировали внимание на теме формирования бренда в различных сферах деятельности.

- Вопрос лицензирования/сертификации PR-деятельности в последнее время снова становится актуальным. Как лично вы относитесь к этому процессу?!

- Сертификация профессиональной PR-деятельности - процесс вполне закономерный. По инициативе РАСО в 2000-м успешно стартовала процедура общественной сертификации. Наш сертификат - это этический документ, который выдается общественным комитетом, сформированным из авторитетных представителей PR-отрасли. Желаю-щий получить сертификат должен заполнить специальную анкету, в которой он указывает свои профессиональные заслуги. Для чего, собственно, нужен этот документ? Для того, чтобы профессиональное сообщество признало заявителя своим полноправным коллегой. Это своеобразный знак и аванс доверия. Что же касается государственного регулирования нашей профессии, то это вопрос очень сложный. Он нуждается в дополнительном всестороннем обсуждении. - На конференции часто поднимался вопрос о PR-образовании.

- Какой уровень образования, на ваш взгляд, дают российские вузы студентам, обучающимся по этой специальности?

- Я оцениваю уровень PR-образования как средний. Нельзя сказать, что он низкий. Он разный. Есть очень сильные школы. Но их мало. Я не смогу назвать более десяти подобных вузов. Называть поименно я их не стану, дабы никого не обидеть. К сожалению, по большей части школы предлагают средний уровень. Но меня больше волнуют не середнячки. Они все равно наберут потенциал и придут к хорошим результатам. Потому что эти люди хотят развиваться, учиться. Больше меня волнуют вузы, открывающие эту специальность из конъюнктурных соображений и совершенно не готовые двигаться вперед.

- Что же делать студентам, которые не вошли в число студентов 10 топ-вузов?!

- Менять свой выбор!

- Но ведь большинство нынешних российских PR-студентов учатся в тех самых «средних» вузах. Что вы им посоветуете?!

- Досамообразовы-ваться! Учиться дальше. Работать над собой. Будем считать, что это своеобразная форма заочного обучения. И еще: работать в профессиональных организациях. Я понимаю сложность этой ситуации. Но я убеждена: если человек хочет быть конкурентоспособным на рынке труда, ему просто неизбежно приходится заниматься самообразованием и прикладной, повседневной практической работой!

- Каковы у них шансы быть принятыми на хорошую работу?!

- Однозначно ответить нельзя. Шансы очень разные. Многое зависит от личных качеств. А вообще - я верю в наших студентов. Они прорвутся!

- Ну и напоследок, поделитесь планами на будущее!

- РАСО будет продолжать позиционировать себя как сильная общественная организация, будет защищать нашу профессию и помогать членам сообщества!

Елена Анастасиева, Ирина Гаврюшкина, Ольга Муратова

LEGO-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. ИХ РАЗРАБАТЫВАЮТ В «НЕВСКОМ»

КТО МЫ? КАК НАШЕ ИМЯ?

1 марта в Невском институте языка и культуры стартовала IV международная конференция «PR-неделя в Невском». Конференция задумывалась как опыт освоения новой площадки взаимодействия работодателей, студентов, преподавателей и профессионалов в области развития общественных связей. На мастер-классах и круглых столах представлялись разные, порой - противоположные, позиции и мнения по поводу роли и места так называемого «пиара» в современном российском обществе. Ведь представление о том, каким должен быть профессионал этой сферы, у каждого вуза, у каждого продвинутого специалиста, а уж, тем более у заказчика различно. Студентам в очередной раз напомнили о проблемах, связанных с разнообразием названий сферы их будущей деятельности: РОС, PR, коммуникационные технологии, связи с общественностью и так далее (в этой статье, во избежание путаницы, будет использоваться аббревиатура «PR», несмотря на то что ряд мастеров, сегодня избегает ее как «дискредитированную и профанированную»).

Не раз на протяжении «PR-недели» вставала проблема терминологической разобщенности не только в плане названия специальности, но и базовых принципов PR-деятельности. В качестве метафоры, раскрывающей суть PR, лекторы-мужчины с постоянством выбирали образ конструктора Lego. Хотя оставалось неясно, что должен делать с этим конструктором специалист: рисовать чертежи будущих конструкций, собирать кубики, руководствуясь собственным вкусом и представлением об идеальном, или заниматься сбытом готовых изделий. Не раз поднимался вопрос: как измерить эффективность PR-деятельности и - в чем ее мерить. Конкретность и однозначность ответов поражали. Генеральный директор Фонда содействия подготовке к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга г-жа Шаразыкова, измеряет эффективность старым-добрым способом - по количеству публикаций в СМИ. Андрей Ульяновский, специалист в области брендинга, мерить предложил по факту узнаваемости названия продукта. Марина Балабанова, главный специалист по связям со СМИ ЗАО «Филип Моррис Ижора», измеряет эффективность программы по предотвращению курения среди подростков количеством агитационных наклеек (!) около кассовых аппаратов(?). Такая разноголосица не оставляла молодым специалистам ничего другого, как слушать, записывать и недоумевать.

УСПЕШНАЯ МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА И ПУТЬ НАВЕРХ

На мастер-классе Ефима Островского «Труд, работа, служба: успешная молодая женщина 2015 года» был аншлаг. Все ожидали чего-то необычного и получили это. «Разве «пиар» не превращается всё в большей степени в бранное слово, во-первых, чуждое русскому языку, а во-вторых, не несущее никакой положительной информации?» - вопрошает Ефим. Судя по его утверждениям: «Если поэт-то А.С. Пушкин, если холодильник - то белый, если PR - то чёрный» а «хорошее дело «пиаром» не назовут». Куда лучше звучит «РОС-оператор», что значит - специалист в области развития общественных связей. Аудитории пришлось задуматься над тем, что это важно - научиться понимать «идеальное». Иными словами - освоить «программный код матрицы», с помощью которого сегодняшние студенты смогут попасть в «правящий класс будущего» -«новый класс» медиаторов между элитами и всеми остальными. Опять же, порадовали слова: «Возможно, вы будете теми, кого мы ждем». Г-н Островский, оперируя метафорами и историческими аналогиями, уверенно вел участников к тому, что же будет представлять собой успешная молодая женщина 2015 года. Выяснилось, что она будет оснащена специальными знаниями, позволяющими стать самостоятельной дамой-предпринимателем, либо - полезной и необходимой советницей и, мастерски работая с информацией, двигаться вверх по карьерной лестнице! В заключение гость подчеркнул: «У этого мира есть цель. Он дан людям в пользование высшим началом». Думаю, эта фраза послужит толчком тем, кто ещё дремлет, и станет дополнительным стимулом для тех, кто уже ищет путь к Высоким целям.

ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ -К СОЦИАЛЬНЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ

Особый интерес вызывали именно такие встречи - развивающие способность правильно искать и формулировать проблему.

Например, мастер-класс «Общественные PR-кампании по поддержке лоббирования», посвященный не столько методам лоббирования(о них можно прочитать в книжке) или подстерегающим подводным камням (они познаются на практике), сколько определению того, что именно предполагается лоббировать. Причем студенты играли не роль пассивных слушателей, которым разрешается задавать вопросы в паузах, а активных, деятельных участников. Председатель Саратовского представительства РАСО, президент Центра общественных связей «Саратов» Максим Музалевский на мастер-классе «10 правил эффективного спонсорства» перевернул стандартное понимание этого термина. По его мнению, спонсорство - это социальное действие, привлекающее внимание общественности; информационный повод, обеспечивающий публикации; способ обретения лояльности властных структур.

Немало внимания было уделено социальной ответственности бизнеса. Например -мастер-класс Владимира Вайнера «Социально-маркетинговые проекты в России». Владимир покорил аудиторию улыбкой и шуткой, которая всегда у него наготове. Порой не верилось, что мастер-класс ведет директор по маркетингу и PR в издательстве «Index Design and Publishing» - так тонка была граница между ним и студентами. Г-н Вайнер предложил перейти от вынужденной благотворительности к социальным инвестициям. Ибо именно они становятся инструментом продвижения компании в мире, где уже мало хорошего качества и приемлемой цены и где на рынке соревнуются репутации. Обсуждение этой темы продолжилось на круглом столе «Социальные инвестиции в бизнесе как средство создания репутацион-ного капитала», где Марина Балабанова из «Филип Моррис Ижора» изложила суть социально-активной политики в духе «реалити шоу», выступив с презентацией социальных программ своей компании («Класс, свободный от курения» и «Мой выбор»). Важно особо отметить активность участников, говорящую о значимости темы, хотя представительство бизнес-сообщества на «Неделе» и было скромным. Главный вопрос дискуссии звучал просто: перед кем и за что ответствен бизнес? Было высказано и оспорено мнение, что отвечает он не столько за оказание поддержки социально незащищенным слоям общества, но за собственную, в том числе и коммуникационную, деятельность. Оппоненты сошлись на том, что в концепции социальной ответственности немалую роль играет запрос общества, на который следует ответить бизнесу. Роль же PR-специалиста заключается в формировании и формулировании этого запроса.

ПОБЕЖДАЙ СТРАХ. КОНТРОЛИРУЙ СОВЕСТЬ

«Неделя» продолжилась круглым столом «Перспективы сотрудничества вузовских центров по трудоустройству с представителями малого и среднего бизнеса», весьма полезным студентам, активно ищущим работу. О действиях в условиях кризисов можно было узнать и от замдекана журфака СпбГУ Михаила Петрова. Всем, кому удалось попасть в аудиторию, выпал шанс пообщаться с востоковедом-филологом, мусульманином, а по совместительству и специалистом по кризисному PR, по словам которого принцип работы настоящего специалиста таков: из нашей «конфузии» сделаем нашу «викторию», а важнейшие качества мастера -умение бороться с собственным страхом и контролировать свою совесть. Такие «проблемные» мастер-классы по окончании озадачивали не только их участников, но подчас и ведущих. Это говорит о том, что «мастера» приходили не с предварительно придуманным решением вопроса, а с желанием вместе решить проблему, интересующую аудиторию. На таких встречах устанавливались партнерские отношения между их участниками. Хотя некоторые ведущие приходили с заранее подготовленным списком рецептов, предлагая записывать их под диктовку. На демократичной «PR-недели в Невском» были представлены любители и этого экзотического способа познания: за шуршанием их перьев часто пропадал голос чтеца.

УРА. НА НЕВСКОМ НЕ ВАЛЯЮТСЯ ТРУПЫ! МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС ЖДЕТ ТЕБЯ, ГЕРОЙ!

Главная задача круглого стола сотрудницы ЦРНО Натальи Ивановой заключалась в выявлении проблем подготовки PR-специалистов для работы в международном бизнесе. Было отмечено, что за рубежом у Санкт-Петербурга репутация неважная. Это связано с тем, что тамошние СМИ упорно транслируют бренд: «Санкт-Петербург -криминальная столица». Во время празднований 300-летия города на вопрос: «Что вас больше всего поразило?» - иностранцы часто отвчали: «То, что на Невском не валялись трупы». Так что PR-специалистам в этой области еще работать и работать.

Закрывал конференцию круглый стол «Коммуникации в бизнесе: учебные планы вузов - проблемы и развитие» с участием представителей университетов Голландии, Польши, Бельгии и Финляндии. Они рассказали, что раньше факультеты коммуникаций европейских университетов выпускали специалистов по media relations, сегодня же они сосредоточились на обучении управленцев, принимающих решения - менеджеров высшего звена. Дискуссия развернулась вокруг вопроса, насколько востребованы эти специалисты на рынке. Жаль, что на круглом столе не оказалось представителей бизнеса, которые могли бы рассказать, чего они ожидают от молодого специалиста как носителя нового знания.

ИТОГИ

Вместо 200 запланированных участников в «Неделе» приняли участие 350. Прошло 23 встречи. Трудно сказать, какая из них была самой интересной, веселой или полезной, поскольку каждый день участники боролись с переполненными аудиториями: столько было желающих! Нельзя оставить без внимания мероприятие, которое, возможно, повлияло на судьбы многих студентов: Ярмарку студенческих проектов для бизнеса, где было представлено более десятка работ. «Case-study. Благотворительная программа «AVON против рака груди», «Воздействие образов на процесс коммуникации в благотворительной деятельности», «Тату: что дальше» - таковы вопросы, показавшиеся студентам актуальными в сфере развития общественных связей. 3-е место на Ярмарке заняла Анастасия Бахчеван (НИЯК), 2-е разделили Евгения Синепол (СПбГПУ) и Михаил Талалай (ЛЭТИ), а почетное 1-е получила Ирина Чукомина (НИЯК) с уже упоминавшимся проектом «Воздействие образов на процесс коммуникации в благотворительной деятельности».

Юлия Герасимова, Кристина Калмыкова, Светлана Кирюхина, Тарас Логвин, Софья Плаксина, Ирина Чукомина (www.nilc.spb.ru)

«НИККОЛО М» ПОДАРИЛИ СКРОМНУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ. СМЕШНО: ЛАМПОЧКИ - ГОРЯТ!..

4 марта, в отеле Marriott Aurora, в зале «Петровский», прошло празднование 15-летия Группы компаний «НИККОЛО М». Именинников пришли поздравить известные политики и видные представители бизнес-элиты. В зале были замечены депутаты Государственной думы РФ Геннадий Селезнев, Владимир Рыжков, Владислав Третьяк, Валерий Драганов, Валентина Иванова, Оксана Дмитриева, Виктор Черепков, Валерий Гальченко, Михаил Емельянов, депутаты Мосгордумы Иван Новицкий, Евгений Герасимов, экс-министр экономики РФ Евгений Ясин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Игорь Зубков, президент ЗАО «Тройка Диалог» Павел Теплу-хин, члены правления РАО «ЕЭС России» Леонид Гозман и Андрей Трапезников, президент ГК «IBS» Анатолий Карачинский, управляющий директор инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Юрий Кобаладзе, председатель совета директоров УК «Менеджмент-Центр » Сергей Михайлов, основатель ГОСТ Ефим Островский, телеведущие Елена Ханга, Борис Ноткин, Сергей Брилев и еще полторы сотни знаменитых гостей. Под хорошую закуску и уместные вина гости говорили тосты и дарили подарки. Особенно всем запомнилось теплое, а главное, светлое для компании «НИККОЛО М», поздравление члена правления РАО «ЕЭС России» Леонида Гозма-на. На 15-летие хозяевам торжества Екатерине Егоровой и Игорю Минтусову была подарена настоящая, действующая электростанция! В своем поздравительном выступлении г-н Гозман отметил, что теперь компания «НИККОЛО М» может существенно расширить свой бизнес и заняться продажей электроэнергии в близлежащие дома, составив тем самым конкуренцию РАО «ЕЭС России». В ответном слове Екатерина Егорова и Игорь Минтусов пообещали не быть конкурентами РАО ЕЭС и использовать дорогой подарок исключительно для нужд компании и только в случае аварийного отключения света. Тем более что мазута к подарку было приложено в нужном количестве. Свет в зале действительно вскоре отключили, но ненадолго. Только для того, чтобы с фейерверком вкатить огромный праздничный торт, выполненный в виде карты мира, на которой были отмечены страны, где работали консультанты из «НИККОЛО М». Неохваченным континентом оказалась только Австралия. К 20-летию «НИККОЛО М» руководство обещало заполнить этот пробел в биографии компании. «Аварийных» отключений больше не было.

По материалам ГК«НИККОЛО М» (www.nikkolom.ru)

«КРАСНЫЙ ПИАР» В ПИТЕРЕ. А ДАЛЕЕ - ВЕЗДЕ

Президентская компания не была богата скандалами. Но далеко не все политики и их советники разделяют точку зрения, согласно которой относительное спокойствие есть свидетельство вступления нашей политической системы в пору зрелости. Те, для кого политика остается опытом проверки нервов и мускулов власти (Иван Рыбкин, Ирина Хакамада) или же перформансом (политтехнологи КПРФ и лево-правые активисты), считают, что до зрелости нам далеко, а политическое пространство есть детская площадка для юных резвунчиков. В Питере весна началась с задержания участников акции, направленной против кандидата в президенты Владимира Путина. Демонстранты сообщили, что милиция следовала за ними, когда они шли по Маяковской улице и Невскому проспекту в масках Путина и с лозунгами «Миссия провалена!», «Подлодка утонула!», «Метро взорвалось!», «Аквапарк обрушился!». Митингующие спокойно фотографировались с прохожими и уличными музыкантами. Задержание произошло, когда манифестанты вышли на проезжую часть. В числе задержанных оказался редактор отдела политики «МК» в Петербурге Олег Горбатов.

Удалая акция была организована КПРФ.По словам представителей партии, суть мероприятия — «показать фарсовость… шоу под названием «выборы Президента РФ». В апогее акции ее участники замерли возле родного дома президента с лозунгом «Вова, домой!» Затем фрондерская кампания перекинулась в столицу, где к левакам и НБПшникам примкнули активисты «Молодежного яблока» и СПС, которым оказалось всё равно с кем справлять поминки по демократии, которая, по мнению лидера молодежного крыла КПРФ Ильи Пономарева вовсе и не померла даже, а была казнена. - Путин превратил выборы в фарс... Мы хотим показать, что, опуская бюллетень в избирательную урну, вы приговариваете демократию! - заявил красный пиарщик, выразив убеждения своей разноцветной гвардии. Действительно, компот получился пестрый -явно замешанный половником таинственного повара, умело сыгравшего на ощущении обидной маргинально-сти, охватившем еще вчера вполне приличных ребят.

Это всё к тому, что вы зря смеялись, слушая хохмы о либерало-ком-муно-фашистском заговоре. Впрочем, здесь, конечно, не заговор, а скорее - фронт. Хотя и не подпольный, атанц-польный.

Сперва в клубе «Табу-ла Раса» либерало-коммуно-фашисты отплясывали погребальные танцы под лозунгом «Путин: вперед в прошлое! КПРФ - назад в будущее!», а после -11 марта - коллективно прощались со свободой на Пушкинской площади. Как и положено - черным хлебом и водкой. На фоне стилизованной избирательной урны.

Эдуард Михневский ИАНГТ (gtmarket.ru)

III САРАТОВСКИЙ PR-МАРАФОН СОСТОИТСЯ В АПРЕЛЕ

Сообщество российских специалистов по коммуникациям активно не только в столицах. В последние годы активизируется профессиональная жизнь и в регионах.

Саратов перестал быть исключением 3 года назад, с тех пор как в нем было создано Саратовское представительство Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО-Саратов). Уже третий год РАСО-Саратов проводит форум, на котором специалисты по общественным связям, рекламе, политическому консультиро-ванию обсуждают проблемы цеха, вопросы построения взаимоотношений с клиентами, оценивают новые тенденции в мире рекламы и PR, делятся опытом. Очередной PR-марафон пройдетс 19 по 24 апреля. В этом году площадки для мероприятий предоставили три ведущих вуза города - Саратовский государственный университет, Социально-экономический университет и Поволжская академия государственной службы.

В рамках PR-марафона планируется провести цикл мастер-классов и тренингов, фестиваль рекламных и PR-проектов «Браво, реклама!», олимпиаду по решению маркетинговых задач, выставку работ фотографов, работающих в сфере рекламы и связей с общественностью. Организационную поддержку мероприятию оказывает маркетинговое агентство Центр общественных связей «Саратов», полиграфическую - рекламное агентство «Софит». А фестиваль «Браво, реклама!» пройдет при поддержке Администрации города Саратова и агентства маркетинговых коммуникаций «Креатив-PRоект». В рамках марафона состоится также награждение саратовских студентов - участников конкурса «Хрустальный апельсин». На Саратовском PR-марафоне всегда рады видеть гостей из всех регионов России - в качестве участников, партнеров, организаторов отдельных событий.

По материалам РАСО-Саратов (www.precenter.cluster.sgu.ru)


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Консалтинг: Я могу. Больше, чем я думал
Концепт
Большой труд - управление выбором
Дмитрий Петров
Предназаначение консалтинга
Редакция «Со-Общения»
Консалтинг In Natura
Виктор Осипов
Древняя Греция и гуманитарные технологии
Алексей Ширшов
Есть такая миссия - советы давать
Руфина Копылова
Метафизика службы
Илья Бражников
Самый успешный советник
Антонина Воронкова
Со-Общения
Со-Общения
Практика
Консультанты бывают разные
Хочешь быть консультантом? Будь им!
Грант Барсегян
Разумные пахари мифопоэтических нив
Владимир Ешкилев
Деловой разговор - 3
Вадим Логинов
ОSMыSливая президентские выборы
Максим Каневский
Оперативный простор
Повесть о правостоящем человеке
Валерий Хилтунен
Искушение политикой
Павел Гельман
Этюда о позиционировании
Сергей Пашутин
Новый красный проект
Олег Иванов
Антология психо-делических самокруток
Катерина Медведева
Апология непримиримости
Андрей Метельский
Ре-конструкция по Датски
Вера Васильева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2019
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.