Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Консалтинг: Я могу. Больше, чем я думал / Концепт

Древняя Греция и гуманитарные технологии


Греки, они понимали…

Алексей Ширшов
специально для «Со- Общения»
leshashir@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Мы начинаем публикацию цикла статей, описывающих гуманитарно-технологические деятельности в различных исторических эпохах и пространствах. Мы знаем, что это интересно и важно для наших читателей. Первая статья посвящена колыбели европейской культуры, подарившей миру двух всемирно известных политконсуль-тантов - Платона и Аристотеля. А также институт имиджмейкинга и пиара в лице софистов. Быть может, подход молодого автора покажется кому-то рискованным. Но история редко обходится без риска…

ГРЕЦИЯ. СТРАНА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Античная Греция, VI в. до н. э. Молодая культура, молодая страна в окружении племен кочевников и монументальных цивилизаций Египта, Вавилона, Персии, стоявших на фундаменте истории и традиции, насчитывающей тысячелетия. Авантюрность, экспансивность, дерзость древних греков и в то же время почтение и уважение к древним традициям, скрепленные внутренней соревновательностью (то, что культурологи назовут агональностью: от слова агон — война, борьба), выкристаллизовались в полисе — типе общественного устройства, не имевшего аналогов в Древнем мире. Экспансия пространства имела своим продуктом возникновение сети точечных пространств — полисов, создавших матрицу европейской культуры.

Еще в крито-микенской цивилизации, как можно понять книгу «Пираты Эгейского моря» М.К. Петрова, перед мореплавателями, правителями и пиратами встала гуманитарно-технологическая задача воспитания личности, самовоспитания. Она находилась в оперативном пространстве, поскольку в поле непредсказуемых ситуаций жизненно необходимыми стали мышление, воля и примат слова над делом. Воспитания человека и порождения смыслов, несущих ценности, образующих то, что назовут долгом. Решительность, верность слову стали основанием управления — отчуждения совокупности воль в голову повелителя. И именно мореплаватели вместе с философами направили нарождавшуюся государственность по пути строительства гражданина — целостной, всесторонне развитой, обладающей доблестью личности.

Знание Греции возникло в том, что можно было бы назвать фабрикой мысли, — в легендарном «кружке семи мудрецов». Основная тема, с которой работало это сообщество, — выработка и обоснование культурных моделей и поведенческих образцов, не опирающихся на традицию и миф. Такая задача встала перед ними из-за того, что греческая культура была молодой по сравнению с вавилонской и египетской цивилизациями и ее мифы не обладали силой, достаточной для обеспечения связности общества. «Ничего сверх меры», «Познай себя», «Ум — твой вожатый» — вот некоторые слоганы, созданные мозговым штурмом семи мудрецов и опубликованные у резиденции Дельфийского оракула.

Греческое государство сложно назвать государством. Оно представляло собой сеть полисов — городов-государств и колоний, разбросанных по Балканам, побережью Средиземного, Эгейского и Черного морей, Азии, Апеннинскому полуострову. Кроме полисов существовало множество других форм организации общества, описанных Платоном и Аристотелем. Общность этих лоскутков, появившихся как продукты авантюрных проектов по захвату земель, обеспечивалась общностью культуры — в большей степени культуры мышления, языка. Примечательно, что зачатие философии и европейской рациональности произошло не в центре Эллады, а на ее окраинах — в черноморской колонии Милете и прочих провинциях. И первые мудрецы и философы (стремящиеся к мудрости) получили толчок к развитию после поездок по Египту, Ирану, Вавилонии, Эфиопии и приобщения к тайным знаниям жрецов. Точки пространства, помеченные экспансией, стали точками развития мыслительного пространства — наука, философия, политика, искусство развивались сначала в процессе соперничества и пересечения географических школ — милетской, афинской, италийской, элейской, фракийской…

ВЕНЧУР, СПИЧРАЙТИНГ, ИМИДЖМЕЙКИНГ, КОНСАЛТИНГ…

Широкая география смыслов стала причиной появления рефлексии: когда греки столкнулись с мощью знаний, имеющих глубокие корни в традиции, возникла задача их обоснования, понимания, перевода на греческий язык. И у них получилось — Пифагор и Фалес, взяв у египетских жрецов умение вычислять длины сторон геометрических фигур, доказали, обосновали это, не ссылаясь на тайное учение или миф, а используя ум — Логос. Здесь речь идет о теоремах Фалеса и Пифагора, которые нам знакомы из школьного курса геометрии. Фалес известен также тем, что осуществил первую в истории венчурную операцию. Предсказав наводнение, используя основания своей философии и мыслительные техники, он предупредил о нем сограждан, но те ему не поверили. Тогда он выкупил урожай оливок. И когда наводнение произошло, а цены на оливки выросли, Фалес раздал их нерадивым греческим бизнесменам. Поскольку прибыль не входила в его цели.

Новая мыслительная стратегия шла параллельно со стратегией политической — греки создавали Полис, где главным политическим инструментом стало слово (как об этом пишет Пьер Накэ-Видаль в «Черном охотнике»). Причем слово-смысл, а не слово-заклинание — характерный инструмент политических структур соседних государств. Коммуникативность политики, политический дискурс требовали владения языком, искусством мышления и публичного выступления. На запрос откликнулись софисты — спичрайтеры, имиджмейкеры и репетиторы Древней Греции, обучавшие интеллектуальным и ораторским техникам политиков. Через частные уроки, учебные курсы и публичные лекции, служившие рекламой их бизнеса. Платон и Аристотель, представлявшие более продвинутый лагерь, упрекали софистов в торговле знаниями, которых те не имели, и, значит, способствовали инфляции смыслов. Ибо для благородных знание не языковая игра, служащая захвату власти, но путеводитель к Благу.

Связность полисов выстраивалась через со-отнесенность интеллектуальных стратегий и через философов — носителей стратегий, инсталлировавших их в образование, политику, экономику, искусство и быт. Грек — это тот, кто говорит и мыслит по-гречески. А греческий мир (ойкумена) — это мир греческого языка. Понятие человека (то есть грека или гражданина) при этом конституировалось по отношению к женщинам, детям, иноземцам, животным и рабам. Молодую греческую культуру со-единяло именно понятие человека. Человек — этот тот, кто имеет логос своего тех-нэ, то есть технолог («технэ» в переводе с греческого — искусство, мастерство, «логос» — мысль, ум, слово). Тот, кто знает, что делает. И что делать. А также «тот, кто может в любой момент положить жизнь за свое достоинство», как отмечал философ Мераб Мамардашвили. И эти два момента — Ум и Честь, Слово и Дело — были для греков связаны воедино.

Идеальное состояние человека для греков — калокагатия, гармония (что переводится с древнегреческого как связь, соответствие), связность мышления и действия. Поэтому Платон поехал к тирану Дионисию строить то государство,   каким  оно  должно  быть.  Поэтому Гераклит,  Демокрит  и другие практиковали философию, удерживая базовые структуры нового мира и нового поколения людей. Нового класса в первом поколении, ведь греческие гуманитарные технологи создавали страну и историю, которых не было. В ситуации, чем-то напоминавшей современную Россию, начинающую свою историю с нулевой точки.

THE MEDIA IS THE MESSAGE. СО-ОБЩЕНИЕ - ЭТО СООБЩЕНИЕ

Связность была одной из важнейших тем политики, военной сферы и философии. Агора — площадь в центре Афин, где происходило совещание граждан и принятие решений и законов, — находилась именно посреди полиса, а не во дворце. Посередине, es meson, стояли ораторы, представители конкурирующих во имя общего блага политических партий. Побеждал тот, чье слово было самым объемлющим, связующим. Продвигающим к Благу. Значимая для греческой культуры фигура посредника — metaxy — это то, что обеспечивает связность разделенного. Греческая философия часто оперировала двоичными различениями (бытие-небытие, чет-нечет, раздор-дружба, мир-война, идеи-вещи) — интеллектуальными реинкарнациями мифологических структур (сакральное-профанное, сырое-вареное, добро-зло, хаос-космос). На социальном уровне это оппозиции мальчика-мужчины, грека-варвара, человека-раба, воина-«трудящегося». Как в мифах, конституирующих традиционные общества, так и в философии и их отражении — социальном мире — эти противопоставления-разрывы связывались через нечто третье — медиатора, metaxy — Эрота Платона, Логос-Огонь Гераклита и др. Тема связности и преемственности была одной из главных тем Платона, прописавшего миф об Атлантиде в то время, когда Афины находились под угрозой растаскивания и растворения в морских со-общениях.

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОРПОРАЦИИ

Едва возникнув, мысль стала выстраивать формы собственного воспроизводства — институт ученичества (Сократ, Элейская школа), школу (Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура, Стоя Зенона), эзотерический орден, созданный по образцу древних тайных союзов (Пифагорейский союз). И эти структуры стали не только производить и воспроизводить знания и определенный тип мышления, поведения и человечности, но и воплощать идеальное, проецировать мышление на мир вещей, то есть заниматься проектной деятельностью. Делать то, чего еще нет, — будущее. Писать законы, взаимодействовать с властными структурами, заниматься образованием (условием которого является наличие образа).

Самой жесткой структурой организации обладал Пифагорейский союз. Из известных нам это, пожалуй, самая закрытая фабрика мысли Древней Греции. Ученики, прежде чем увидеть Учителя, три года проходили испытания, затем пять лет проводили в молчании, слушая его за занавеской, и только потом могли видеть его и творить сами. Члены союза должны были соблюдать культовые установления, пищевые, гигиенические и этические предписания. Вскоре эта гуманитарно-технологическая корпорация породила сеть политических партий, оказывавших прямое влияние на общественную жизнь ойкумены. Кстати, концепция идеального пространства с равнозначными левой и правой сторонами, разработанная пифагорейцем Филолаем, помогла полководцу Эпаминонду так реорганизовать военный строй и тактику боя, что это привело к ряду блестящих побед. Другая концепция пространства, разработанная ионийской школой, позволила афинянину Клинасфену провести успешные реформы административно-территориального деления Аттики.

Если аристотелевский Ликей и платоновская Академия были элитарными заведениями, удерживавшими овер-граунд культуры и общества, то последующие институты — эпикуровский, кинический и стоический — имели массово-(или поп-) культурную направленность. К ним примыкает и Сократ — «рыночный» философ, вопрошавший греков в пространстве базаров об основаниях их деятельности. Между Академией и Ликеем тоже существовало существенное различие — для Платона философия и политика приравнивались, для Аристотеля философия — это со-ратник политики. Но они были едины в связности философии, философской школы с действием, образом жизни, практикой. Поэтому Платон не мог не поехать к тирану Дионисию.

Философские школы античной Греции — это не чтение лекций, а психа-гогические тренинги, духовные упражнения. Это действование, стремление к благу и внутреннее преображение, как говорил Платон. Действие связано с мышлением, а «многознание (как учил Гераклит) уму не научает». А некий нувориш Полемон, снисходительно относившийся к идеальному, завалившийся ради бравады после пира в школу Ксенократа, так и не ушел оттуда, впоследствии став ее главой. Полемон, как и многие в Греции и нынешней России, считал идеальное, интеллектуальное чем-то малозначащим и многословным, однако, увидев и почувствовав на себе практичность идеального, он понял нечто важное и стал учеником. А затем топ-менеджером школы.

Гуманитарно-технологическая сфера Древней Греции обладала высокой плотностью силовых линий: кроме столкновений групп внутри философско-политического со-общества, в андеграунде действовали религиозно-политические секты — орфические, дионисийские, самофракийские, — обладавшие собственными культовыми практиками, священными текстами и мифологиями. Контрагентами выступали софисты и киники (буквально — «мудрики» и «собачники»).

PR И РОС. СОФИСТЫ И ФИЛОСОФЫ

Софисты, сравнение которых с пиарщиками так и напрашивается, стали предтечей платонизма — новой линии в ГТ-индустрии Греции. Научив всех желающих красиво говорить и доказывать все, что угодно, они столкнулись с тем, что это никак не продвигает политику и общество. А измерение, оценивание в масштабе индивидуальной жизни разрушает связность общества и поколений. И приводит к упадку. Однако софисты все же стали значимым ресурсом развития, пополнив арсенал ГТ-практик и создав систему образования, не требующую длительного проживания учителя и учеников в одной усии — поместье. А их потомки — киники — заложили основу для современного либерализма и экологического сознания.

Позднее, в эллинскую эпоху, философы служат советниками правителей или дипломатами (то есть консультантами и консулами, если говорить на современном языке), о чем свидетельствуют часто обнаруживаемые надписи в их честь. Афины, ставшие образовательным центром Древнего мира, притягивают гостей-учеников из Спарты, Македонии, Ближнего Востока, Африки, Италии. Кстати, походы Александра Македонского, которого воспитал Аристотель, имели значимую со-общающую направленность. Александр намеренно взял с собой в индийский поход нескольких философов, благодаря чему и состоялось первое официальное знакомство двух культур — западной и индийской, стремящихся к мудрости одетых в тунику и голых мудрецов-йогинов, погруженных в медитацию.

Смыслы, порожденные в гуманитарно-технологических со-обществах, сдвигались, прорастали, транслировались и перетекали в различные регионы бытия и быта. На людях осуществлялся постоянный взаимообмен, со-об-щение смыслов, идеальных образов, финансовых, политических и материальных ресурсов, разных энергий и сил. Круговорот и взаимопревращение различных форм капитала, затем транспортированные на территорию капитолийской волчицы. Продолжение — история ГТ в Древнем Риме — в следующем номере.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Консалтинг: Я могу. Больше, чем я думал
Концепт
Большой труд - управление выбором
Дмитрий Петров
Предназаначение консалтинга
Редакция «Со-Общения»
Консалтинг In Natura
Виктор Осипов
Древняя Греция и гуманитарные технологии
Алексей Ширшов
Есть такая миссия - советы давать
Руфина Копылова
Метафизика службы
Илья Бражников
Самый успешный советник
Антонина Воронкова
Со-Общения
Со-Общения
Практика
Консультанты бывают разные
Хочешь быть консультантом? Будь им!
Грант Барсегян
Разумные пахари мифопоэтических нив
Владимир Ешкилев
Деловой разговор - 3
Вадим Логинов
ОSMыSливая президентские выборы
Максим Каневский
Оперативный простор
Повесть о правостоящем человеке
Валерий Хилтунен
Искушение политикой
Павел Гельман
Этюда о позиционировании
Сергей Пашутин
Новый красный проект
Олег Иванов
Антология психо-делических самокруток
Катерина Медведева
Апология непримиримости
Андрей Метельский
Ре-конструкция по Датски
Вера Васильева


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.