Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/3/concept/2


Консалтинг In Natura

Когда люди говорят об одном и том же, но на разных языках, им очень сложно понять друг друга. Разные консультанты работают в разных парадигмах (языках), и им непросто выстраивать коммуникацию между собой. И даже если они используют одни и те же слова в разговоре, это еще не значит, что они говорят на одном языке: знаки могут быть одинаковы, но их значения в различных языках - разные. Пора создавать общий язык.

В этой статье мы сделали попытку предложить метаязык разговора о консалтинге: язык, позволяющий описывать разные процессы в одной системе знаков; язык, позволяющий выстроить связность между людьми, говорящими на разных языках. В некотором смысле такой язык подобен легенде карты: на нее нанесены значки (черточки, точечки, ломаные линии и пр.), легенда карты придает этим неясным знакам понятные человеку, читающему карту, значения (черточки — низины, много черточек — болота, точечки — пески, ломаные линии в зависимости от цвета — реки и дороги…).

Статья написана для двух типов людей: для консультантов и для тех, кто планирует стать таковыми. Практикующие консультанты могут сопоставить наши схемы со своим modus operandi и выстроить через них со-общение со своими коллегами. Будущие консультанты могут увидеть пространство профессиональной компетентности — необходимый для консультанта набор знаний, умений, навыков и способностей — и, опираясь на это видение, выбрать образовательную программу, отвечающую их запросу на будущее.

Учитель сказал: Постигнуть Дао - это хлопнуть одной ладонью. Овладеть искусством консалтинга - это научиться задавать вопросы.

Опытные консультанты говорят, что в то время как эксперт дает ответы, консультант задает вопросы. Иначе говоря, эксперт имеет дело с решением задачи, а консультант — с постановкой проблемы. Проблема, в отличие от задачи, — это то, что не имеет готовых средств решения; проблема — это вопрос, на который нет ответа здесь и сейчас. Когда человек или компания не могут самостоятельно — с помощью имеющихся у них средств — справиться с возникшими трудностями, у них возникает необходимость в консультировании.

ШАГ ЗА ШАГОМ - К ПОИСКУ РЕШЕНИЙ

Действия консультанта подобны действиям врача. Ведь не зря в дореволюционной России слово «консультация» применялось сугубо в двух случаях: при обращении к юристу и к врачу. Кроме того, и врач, и консультант работают с «телом»: в одном случае — с телом человека, а в другом — с «телом» корпорации (лат. «corpus» — «тело», отсюда «corpo-ratio»).

Пройдем шаг за шагом тем путем, каким идет консультант — или врач — с момента обращения к нему клиента.

1. Проблематизация (задание рамок)

На первом этапе заказчик описывает консультанту симптомы «болезни» — «в моей компании проблема с кадрами» или «система управления дает сбои в кризисных ситуациях». Однако слишком смело будет утверждать, что здесь заказчик четко формулирует суть проблемы: он скорее ощущает ее последствия, и, исходя из своего видения, стремится обозначить ее рамки.

2. Сбор материала

Чтобы поставить диагноз проблемы, консультант должен собрать информацию. На этом этапе он занимается обследованием компании на предмет обнаружения описанных ему заказчиком следов проблемы.

Рефлексия (reflexion, фр., — отражение) — это способ бросить «взгляд сверху» на поставленную перед консультантом проблему. Спомощью рефлексии консультант имеет возможность переносить опыт решения пробле

мы из одной ситуации на другую, даже если в одном случае он работал с лесоперерабатывающим холдингом, а в другом — с частным вузом.

Как в случае с врачебной практикой, так и с консультированием, рефлексия предполагает 2 этапа: достраивание до целого и сопоставление с опытом. По-другому, первый этап — это рефлексия проблемы в пространстве, а второй — во времени.

3. Пространственная рефлексия — видение целого

Поясним, как консультант достраивает видение проблемы до целого, с помощью схемы 1.

Предположим, перед консультантом поставлена проблема кадровой политики компании. Однако кроме политики кадров существуют еще и процесс управления, производство, маркетинг, связи с общественностью, логистика... Все эти элементы взаимосвязаны, и консультант в процессе исследования начинает видеть кадровую проблему в рамках всей компании: ее воздействие на многие идущие в ней процессы — и на компанию в целом.

Компания взаимодействует с окружающим миром, где находятся ее поставщики, потребители, где «живут» ее акционеры, партнеры и конкуренты. На этом уровне рефлексии консультант видит ее в ряду других компаний и проблему с кадрами одной компании — в ряду кадровых политик других компаний. Консультант видит те сферы внешней среды, которые воздействуют на кадры компании: стандарты оценки — из законодательства; источник новых людей — из вузов и других компаний; запросы к компетенциям сотрудников со стороны потребителей и так далее.

Уровень социокультурной ситуации — это общество, предъявляющее компаниям «социальный заказ» на конкретные типы продукта; стандарты потребления, внедряемые компаниями через культурные образцы в общество; политическая ситуация, воздействующая, с одной стороны, на общество и его потребности, и на законодательство — с другой; нормы и правила ведения бизнеса, как определенные юридически, так и закрепленные в обычаях и традициях... И, делая шаг в своей рефлексии на уровень социокультурной ситуации, консультант проясняет (один раз себе, другой раз заказчику), откуда возникают стандарты оценки кадров; почему потребители предъявляют именно такой набор требований к продукции компании и к обслуживающему ее персоналу; чем определяется набор знаний и умений выпускников вузов, приходящих на работу в корпорацию.

4. Перепроблематизация целого (рефрейминг)

После того как консультант увидел целое — все многообразие окружающих проблему контекстов, — он, наконец, может ее сформулировать — «поставить точный диагноз». Консультант меняет рамки проблемы (рефрейминг): либо локализует первоначально сформулированную проблему, либо расширяет ее постановку.

В случае локализации проблемы (как врач, указывающий на причину головной боли — простуженный шейный нерв) консультант сужает ее постановку с неэффективности кадров до ущербности практикующейся в компании системы повышения квалификации.

Во втором варианте консультант может прийти к выводу, что проблема нуждается в расширении либо до масштаба компании, либо до масштаба рынка, либо до масштаба социокультурной ситуации.

В масштабе компании проблема кадровой политики может превратиться в проблему системы управления, которая не только отражается на эффективности работы людей, но и проявляется в сбое системы распространения продукции и уменьшении объема производства («просто головная боль» превращается в дисфункцию нервной системы организма).

В масштабе рынка проблема может быть в принятых в отрасли стандартах оценки персонала при приеме на работу (причиной головной боли может быть неправильное положение тела во сне).

В масштабе социокультурной ситуации причиной кадровой неэффективности может быть система высшего образования, готовящая специалистов, чей набор знаний и навыков отличается от требующихся в компании (здесь источником головной боли станет постоянный шум расположенного неподалеку аэропорта).

«Постановка диагноза» на этом этапе позволяет консультанту начать поиск «лекарств» — средств решения проблемы.

5. Временная рефлексия или мышление — перенос опыта или создание нового?

В поиске средств консультант может обратиться к опыту решения подобных проблем или создать новое средство.

Обращение к опыту — это временная рефлексия. В рефлексии консультанта появляется, наряду с актуальным социокультурным пространством, пространство истории. И здесь он может обратиться либо к прецеденту (кейсу), либо к норме права (схема 2).

В случае с кейсами консультант действует «по аналогии», перенося средства решения проблемы из исторического пространства в актуальность. Обращаясь к норме права, консультант получает образец решения проблемы, закрепленный в законодательстве (норма — это квинтэссенция опыта, она содержит в себе рефлексию многих кейсов).

Обращение консультанта к мышлению и создание им нового способа решения проблемы указывает на то, что консультант не нашел в нормативном или историческом пространстве аналога поставленной проблемы. В этом случае консультант работает с инновацией и сам создает образец для решения проблемы.

Выводы и рекомендации

Выбрав кейс, норму или создав новое решение, консультант «выписывает рецепт» — предлагает заказчику средства решения проблемы.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫМ ВЫБОРОМ

В своей практике консультант использует компетентности юриста, социолога, историка, психолога… Но что позволяет ему самоопределяться именно как консультанту?

Базовый рабочий процесс консультанта — это рефлексия: рефлексия проблемы на основании собранных им данных и собственных знаний. При этом консультант зачастую совершает интуитивный — «естественный» выбор между разными кейсами, нормами и системами мышления (следует заметить, что в многолетней практике консультирования существует немало разных вариантов решения очень похожих проблем).

Первый шаг на путь осознания — это ответ на вопрос, на основании чего консультант совершает выбор между разными кейсами, нормами или схемами

мышления. И лежит этот ответ в сфере понимания консультантом, в какой картине мира он действует.

Картины мира — системы организации Знания о мире, его устройстве и законах движения, о человеке и его месте в мире — существуют в виде различных учений, доктрин, гипотез, концепций, парадигм и так далее. Что актуально для нашего рассуждения — в картинах мира содержатся представления о ценностях, служащих основанием для деятельностей («на основании чего я действую»); о целях деятельностей («ради чего я действую»); о языке, организующем культуру (здесь толкуемую как «устройство», «организованность») этих деятельностей («как я действую»); о субъекте деятельностей («кто такой «Я», «кто действует»), Собственно говоря, рефлексируя свои представления о ценностях, целях, языке деятельности, ее устройстве и так далее, консультант может понять, к какой картине мира он принадлежит, а значит, что движет им, когда он делает выбор.

Поясним наши рассуждения схемой 3.

* * *

Таким образом, консультант — это тот, кто осознанно действует в рамках своей картины мира, кто находится в связи с идеальными представлениями, практикует их и через это связан с другими консультантами; и именно эта связность, один раз — с идеями, а другой раз — с людьми, и позволяет ему сказать себе: «Я — консультант».

Читайте обсуждение статьи «Консалтинг in naturа» с ведущими российскими консультантами на сайте журнала «Со-общение» www.soob.ru

Дата публикации: 10:59 | 04.04


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.