Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/2/practice/4


Русский язык как вид бизнеса

У каждого рынка «базовой» продукции есть своя инфраструктура - рынки товаров и услуг, необходимые для функционирования основного рынка. У рынка информации такой инфраструктурой мог бы стать рынок idea design. «Дизайн мысли», по-моему, хорошее коммерческое название для подобных услуг. Таким образом, у русского языка появится мощный покровитель -выгода. Она уже помогла театру - в результате грамотного руководства многие театры стали приносить неплохие кассовые сборы. А ведь считалось, что театр и коммерция несовместимы. Выгода предъявляет спрос на хороший дизайн. Выгода делает хорошие манеры необходимыми все большему количеству предпринимателей. Возможно, в скором времени правильный русский язык станет такой же необходимостью, как хороший офис или дорогой мобильный телефон. Поживем - увидим.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Это очень простой закон: если есть спрос — появится предложение. Возникнет рынок. Рынок товара или услуги. Если же спрос настолько велик и платежеспособен, что обеспечивает более высокую, чем в соседних отраслях, норму прибыли, многие захотят работать именно в данном бизнесе. Потекут инвестиции. Предложение, ассортимент и качество возрастут, а цена снизится. Так в целом всё происходит в экономике традиционных товаров и услуг — от производства аэробусов и зубных щеток до услуг химчистки или машинистки.

Нет никакого открытия в том, что Интернет — тоже часть экономики. В Сети тоже постоянно возникает спрос на те или иные услуги. При этом в ней всё проще и одновременно сложнее. Проще, потому что создание сайта стоит сравнительно дешево даже по сравнению с объемом инвестиций на покупку, аренду или строительство магазина средней руки. А создание и раскрутка большого и профессионального сайта или даже целого интернет-холдинга неизмеримо дешевле, чем, например, постройка среднестатистического машиностроительного завода, как бы высоко ни котировались акции первого и низко — второго. Другими словами, в Интернете низкие входные барьеры.

И в то же время в Сети — сложнее. Сложнее, потому что часто бывает довольно трудно найти покупателей на услуги сайтов. Информация здесь, как правило, бесплатна, как и телевизионные программы или радиопередачи, остается надеяться на рекламу и на доходы или комиссионные с продажи реальных, традиционных товаров, предлагаемых на сайтах. Но для того чтобы привлечь на свой сайт щедрых рекламодателей или успешно торговать традиционными товарами, нужно сперва сформировать аудиторию сайта. При этом аудиторию достаточно большую и постоянную — ведь купить рекламируемые товары, как правило, готово не такое уж значительное число потребителей. Подчеркну — аудиторию не «разношерстную», как на поисковом сайте, а объединенную по какому-либо признаку (работа, увлечение), например деловые женщины (www.businesswoman.ru), образованные люди, менеджеры, консультанты, специалисты по рекламе (www.sostav.ru) или бухгалтеры и финансисты (www.consulting.ru). Желательно, чтобы эта аудитория состояла из достаточно состоятельных людей, которые умеют и хотят платить за адекватные товары и услуги, например, за ремонт или тюнинг своего джипа — (www.niva.msk.ru).

ПОТРЕБНОСТЬ В УСЛУГЕ

Однажды на сайте www.ione.ru я опубликовал несколько комментариев к статьям. И вскоре, перечитывая свои комментарии, появившиеся на этом ресурсе, был приятно удивлен — все тексты оказались отредактированы: там были правильно расставлены знаки препинания, некоторые слова заменены более подходящими по смыслу, перестроены отдельные фразы. При этом мысль не была потеряна, наоборот, она стала более «отшлифованной», удобочитаемой, а значит — понятной.

У меня (и наверняка не у меня одного) давно существует потребность в специфической услуге — помощи в грамотном, корректном и точном изложении моих мыслей. Это могло бы выглядеть так: некто очень быстро (пока не убежала мысль) набрасывает в текстовом редакторе свой рекламный текст, статью, заметку, документ, репортаж или, скажем, главу из книги. Затем автор отдает материал квалифицированному профессионалу на дальнейшую «шлифовку». В кратчайшие сроки (максимум через нескольких суток) он получает обратно безупречное с точки зрения орфографии и стилистики произведение. При этом такая услуга, безусловно, оплачивается. Кстати, важно отметить, что в Сети она могла бы стоить значительно дешевле, чем в оффлайне. Полагаю, спрос был бы изрядным — значительное количество создателей веб-сайтов, авторов статей на сайтах, сетевых и «бумажных» журналистов воспользовались бы такой услугой.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ РУССКИЙИНТЕРНЕТ

Прежде всего сайт «Фотиния»: http://fotinia.nm.ru. Туда можно прислать адрес своего сайта для проверки орфографии. Шлифовка содержимого сайтов — многообещающая ниша рынка. Справочно-информационный портал «Русский язык» предоставляет возможность проверить написание и ударение любого слова, включая имена собственные и нарицательные. Нужно только набрать это слово. Можно задать любой вопрос на тему как орфографии, так и — что особенно важно — стилистики и манеры изложения. Можно поучаствовать в дискуссии и обсудить проблему среди квалифицированных профессионалов. Это небольшая, но важная ниша «небольших услуг» в области русского языка. Нужно и полезно.

Следует отметить также «Справочную службу русского языка» (www.rusyaz.ru). Здесь представлены профессиональные услуги широкого спектра — от справок по нормам правописания и произношения до переводов и корпоративного сопровождения. «Корпоративное сопровождение» стоимостью 1000 долларов в месяц включает огромный диапазон услуг. Правда, за такую сумму позволить его себе может только достаточно состоятельная компания с высоким уровнем того, что называют «корпоративной культурой». Просто проверка (вычитка) русских текстов стоит дешевле. Очевидный недостаток этой службы — необходимость платить. Если пишешь бесплатную статью для чужого сайта, не очень-то тянет «шлифовать» ее за деньги. Плюс «трансакционные издержки»: чтобы перечислять деньги, нужно куда-то идти, что-то заполнять, подсчитывать размер статьи…

Любопытная конкуренция сложилась между словарями и энциклопедиями — значение любого слова можно узнать у Кирилла и Мефодия (www.km.ru), на Руб-риконе (www.rubricon.ru) или на десятке подобных сайтов.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ВИД БИЗНЕСА

Итак, услуги по работе с текстами можно разделить на несколько секторов:

Ассортимент услуг можно разделить на несколько групп в зависимости от степени сложности:

Поле непаханое. При этом все виды услуг можно оказывать в Интернете — так проще и намного удобнее многим клиентам. Спектр таких услуг украсил бы «модельный ряд» любого интернет-проекта, портала или холдинга — Рамблера (вдобавок к его «Словарям») или Яндекса (с его «Лингво»). Подобные услуги могли бы оказывать и, например, сайты фирм интернет-дизайна.

ЛЮДИ ИЛИ МАШИНЫ?

Конечно, для создателей сайтов проще и эффективнее было бы действовать так: автор присылает на сайт статью в электронном виде, а программа (вроде ОРФО,встроенной в Word) обрабатывает ее, а затем выдает (или высылает) список предложений по корректировке или уже откорректированную статью. А также слова, сходные по смыслу со словами, отмеченными автором, а также их значения плюс ссылки на сайты с похожей информацией. По-моему, это не так уж сложно и возможно уже сейчас.

Особенно такая услуга актуальна для непрофессиональных сайтостроителей, например, на narod.yandex.ru.

Но главный трудовой ресурс для такого рынка — это преподаватели русского языка и литературы. У большинства или по крайней мере у очень многих из них высочайшая квалификация, огромный опыт и… очень низкая зарплата. Интернет-проект, который бы позволил бы преподавателям заниматься консультациями (и не только по русскому языку, но и по другим предметам) или «электронным репетиторством», был бы одним из самых общественно значимых дел Рунета. Сайт получал бы плату за услуги перевода, частные редакторские услуги, репетиторство, компетентную помощь компаниям. За счет этого ряд мелких услуг (вроде вычитки текстов или ответов на вопросы) мог бы быть бесплатным или очень дешевым. Сайт выплачивал бы учителям деньги в соответствии с выполненным объемом работы. Выход в Интернет осуществлялся бы со школьных компьютеров.

Возможно, для преподавателей, которые особо «значимы» для удержания клиентов, можно было бы организовать аренду или покупку компьютера в рассрочку. Каждый мог бы заработать себе имя, составлялся бы рейтинг профессионалов, со своей специализацией, спектром услуг, своими постоянными клиентами. Разумеется, на старте своей деятельности такой проект потребовал бы достаточно серьезных по нынешним интернет-меркам инвестиций. Да и без солидных спонсоров он сначала существовать вряд ли смог бы. Но в то же время такое предприятие могло бы стать частью государственной программы компьютеризации школ и со временем превратиться в полезный, популярный, уважаемый, разветвленный и крупный бизнес, со своей стабильной клиентурой

Очевидно, что спрос на правильный русский язык существует. Как только он будет достаточно ясно проявлен — возникнет и предложение правильного языка. Вместе с тем, предлага

Дата публикации: 21:27 | 04.03


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.