Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Индустрия восторга / Стратегия

Драгоценность Мерцания


Виктор Осипов
Агентство Эффективной Культуры
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Лудизация — путь к развитию человеческих качеств
Непрекращающиеся споры вокруг одной из самых утончённых интеллектуальных практик — лудизации — не мешают активному и теоретически обоснованному внедрению её в жизнь. Феномен, получивший точное описание всего несколько лет назад, но уже давно проявлявшийся в истории мировой культуры, стал передовым рубежом в освоении новых реальностей. О происхождении лудизации,о её предназначении и прикладных аспектах мы беседуем с автором, впервые эту практику обосновавшим теоретически — гуманитарным технологом, основателем российской школы лудизации Виктором Осиповым.


Переписать историю

— Виктор Константинович, откуда происходит сам термин «лудизация»?

— Термин этот несколько неуклюж и не совсем точен, в нём выражен преодолённый ныне первоначальный наш подход к этому феномену, как к разновидности интеллектуальной игры. Ludizatio — по-латыни «обыгрывание». Но менять термин поздно, настолько он вошёл в культуру за эти несколько лет.

На самом деле лудизация — самостоятельная практика, не сводимая к игре. Лудизация лежит на пересечении игры и реальности, воображения и рефлексии.

— В чём заключается суть лудизации?

— Если говорить просто, лудизация — это изменение истории. Создание новой истории для предмета, человека, ситуации. Создание для них иного контекста. Меняя историю, мы тем самым попадаем в другой мир. Мир, у которого другая история.

Моя философская позиция заключается в том, что любой предмет, явление, событие — и есть его история[1].

Итак, задача — чтобы заявить другую историю объекта, «переписать» его заново. Однако, крайне важно, чтобы новая история была правдоподобной. Можно объявить что угодно чем угодно, например, церковь — космической верфью. Но это будет выглядеть неправдоподобно. Когда ты делаешь лудизацию для другого — делай её так, чтобы ты сам смог бы в неё поверить.

Редакция приносит извинения В. Осипову:
это фото было ошибочно опубликовано в
материале о фестивале «Арт-Клязьма» в
«Со-Общении» №9, 2004.На самом деле на
снимке так называемый «Славянский Стоунхендж»,
или, точнее, его руины, — тысячелетия
не пощадили деревянное святилище, — расположенные
вокруг так называемой «Чаши Хорса».
Как писал в VIII-м веке Абу Алхар в труде «Поучительные
сведения о северных народах, их обычаях,
святилищах и воинском искусстве»: «Утром первого
дня каждого месяца солнце посылает первый свой луч
через камень на голове идола этого месяца, и камень
загорается будто свеча».

Лудизацию удобнее всего проводить, когда предмет, явление или текст выбивается из окружающего контекста. Ты должен придумать убедительную историю, объясняющую это несовпадение. Приведу пример.

Вот мы едем ночью в Ростов Великий посмотреть на тамошний кремль. И в разговоре обнаруживаем, что — странно, в 18 веке, в глубине России, вдали от других стран, был построен кремль, который, как известно, является «средневековым оборонительным сооружением». И мы сразу придумываем другую историю, в которой раскольники в конце 17 века создали на севере России своё государство, которое просуществовало полвека и предпринимало серьёзные военные усилия по захвату центральной власти. Поэтому и была построена, в частности, такая мощная крепость как Ростов Великий — для защиты от этих «орд раскольников», которые «бесчинствовали» на севере.

Потом возникает следующая лудизация, поверх этой, — уже в другой поездке: что это тоже фальшивка, а на самом деле Ростов Великий-то и был столицей могучего раскольничьего государства, которое Пётр Первый с трудом смог разгромить в так называемой Северной Войне...

Свидание с хаосом

— Всё же чем-то лудизация напоминает обычный обман, точнее, розыгрыш...

— Есть очень важное различие. Обман — корыстная мистификация, не рассчитанная на раскрытие; розыгрыш — мистификация с обязательным раскрытием ради комического эффекта. А лудизация лежит между ними. Она не предполагает полного раскрытия, но и не предполагает корысти.

— Но у обычной человеческой деятельности есть цель — продукт. Цель игры, как считается — сама игра. В чём главная цель лудизации?

— Цель лудизации — выход в то удивительное «мерцающее» состояние неопределённости, которое мы в нашей школе называем «точка Х». Придавая предмету, явлению, событию другую историю, ты как бы оказываешься в другом мире, но при этом всё равно удерживаешь в сознании реальную историю, базовую реальность. И за счёт сочетания, «мерцания» этих двух позиций ты выходишь в мета-позицию, для которой возможной является любая (правдоподобная) история. Это очень творческая ситуация, мощный тренинг для творческого отношения к миру, если хотите — для творения миров... В этой «точке Х» человек встречается с Хаосом, из которого можно сотворить всё, что угодно.

— По словам участников лудизации, это состояние родственно восторгу...

— Восторгу, то есть — изменённому состоянию сознания. Практика лудизации родственна многим эзотерическим практикам. Магическим, если хотите. И в то же самое время — психотерапевтическим и тренинговым техникам, выводящим человека из реальности, ограниченной его личной историей.

Создай себе предтечу

— Можно ли считать, что Вы являетесь изобретателем лудизации?

— И да и нет. Лудизация — действительно совершенно новая практика, названная и описанная уже в 21-м веке. В то же время исторические исследования, вооруженные теорией лудизации, теперь обнаруживают её проявления в истории. Это так же, как с «гуманитарными технологиями». Мы сами создаём своих предшественников.

— И кто же они, эти предшественники лудизации?

— Для начала вспомним о так называемом ордене розенкрейцеров... В начале 17 века в печати появился ряд трактатов от имени загадочного ордена розенкрейцеров. Эти анонимные тексты рассказывали о существовании некоего братства, основатель которого Христиан Розенкрейц когда-то отправился на Восток в поиске тайных знаний. Вернувшись, он создал братство, призывавшее в упомянутых трактатах к объединению учёных мужей Европы во имя весьма туманно обозначенных, но очень гуманистических целей. Это вызвало большой общественный резонанс, пресловутые учёные мужи выражали в письмах желание в это братство вступить. Ньютон конспектировал трактаты, Коменский продвигал эти идеи в странах Северной Европы... Но авторы трактатов так и не объявились..

Ростов Великий был столицей могучего раскольничьего государства, которое Пётр Первый с трудом разгромил в Северной Войне

А человек, которому некоторые приписывают авторство этих текстов — Иоганн Валентин Андрее — вообще заявил, что имел место некий ludibrium («насмешка, розыгрыш» по-латыни). Сегодня мы не сможем перевести это иначе, как «лудизация»!

В этой истории проявилась одна характерная черта лудизации. Лудизация стремится к правдоподобности, но при этом оставляет какие-то «ключи», чтобы толковый человек мог понять, что это была лудизация. Таким ключом и были слова Андрее про «ludibrium», оставлявшие подозрения, что это был не розыгрыш...

Некоторые авторы относят появление лудизации в Европе к действиям так называемого Братства Великого Орлангура, которое окончательно сложилось в конце 16 века. Высказывалась даже гипотеза, что лудизация и была основным содержанием деятельности этого загадочного братства.

Замечу кстати, что вышедший в тот же период (1615 год) второй том романа «Дон Кихот», авторство которого Сервантес приписал некоему Саиду Ахмету Бененхели, вообще может рассматриваться как пособие по лудизации, как самоучитель... Дело не только в пресловутом объявлении мельниц драконами, а баранов разбойниками. Вспомните: персонажи второго тома все «прочли» первый, поэтому знают про склонность Дон Кихота к лудизации, и ему подыгрывают! В «Дон Кихоте» описывается, как индивидуальная лудизация меняет мир. Мир становится таким, каким его представляет Дон Кихот. Но об этом — отдельный разговор. Он особенно актуален в связи с 400-летием выхода этой книги (её первого тома), которое весь мир будет отмечать в 2005 г.

— То есть корни лудизации — в эпохе барокко?..

— По всей видимости. Сюда же имеет отношение вся история с Шекспиром, раскрытая Ильёй Гилиловым в скандально известной книге «Игра об Уильяме Шекспире, или тайна Великого Феникса». Обратите внимание на странную формулировку «Игра о Шекспире» — Гилилову явно не хватает слова «лудизация»! Он описывает то, что творил в Англии на рубеже 16-17 веков кружок вокруг Принца Уэльского и графа Рэтленда, именуемый им «Великими Владетелями». Пользуясь всей мощью королевской власти, они осуществляли широкомасштабные проекты, — собственно, Шекспир как автор является результатом такой вот блестящей лудизации.

— Можно ли назвать лудизацией работы академика Фоменко, который первым в больших масштабах начал переписывать историю мира?

— Поскольку Фоменко очевидно не заинтересован в опровержении своей мистификации, этот проект не является лудизацией в конвенциональном смысле слова. Однако его концепции всё же могут приблизить к рефлексивному отношению к истории, к избавлению от зависимости от той или иной версии истории...

Лудизацию — в жизнь!

— Критики лудизации обвиняют её в эскапизме, уходе от реальности, десоциализации участников.

— Каждый инструмент может быть применён и для добра, и для зла. Хрестоматийной в этом контексте является история с топором, которым можно рубить дрова, а можно — убивать старушек.

Я уверен, что применение лудизации способно обогатить многие социальные сферы — образовательную, психотерапевтическую, креативнодизайновую и, конечно же, художественное творчество.

Продуманная лудизация может служить развитию качеств человека. Она ведь тесно соотносится с известными техниками стирания личных историй и «контролируемой глупости», описанными Карлосом Кастанедой. Потому что себя можно лудизировать, как и всё окружающее. Придать себе другую историю, становясь кем угодно в этот момент. Очень перспективно, наконец, развлекательное применение лудизации. Использование элементов лудизации в туризме могло бы придать этой индустрии совершенно новое качество. Лудизация позволяет создать увлекательную историю о любом объекте, который вы встречаете в путешествии, посмотреть с совершенно неожиданной стороны на привычные достопримечательности, открыть новое в привычном и банальном.

— Считаете ли Вы, что лудизации нужно обучаться?

— Необходимо подчеркнуть, что только на первый взгляд лудизацией может заниматься кто угодно. На деле для этого требуются системные знания истории культуры и особое сочетание навыков. Необходима подготовка, которая в том числе научит людей справляться с теми опасностями, которые могут возникать при неконтролируемой лудизации. В настоящее время эта практика уже выходит из сферы экспериментов для избранных и становится общественным явлением. Это делает актуальным создание системы курсов и тренингов. Я думаю сегодня о необходимости расширения моего закрытого семинара по лудизации.

Беседовал Александр Корбах

Из «Тезисов о лудизации»:

  1. Лудизация есть помещение объекта в контекст другой истории. В качестве объекта лудизации могут выступать материальные объекты и люди с их действиями (в том числе и сам автор лудизации), а также ситуации — как определённые совокупности людей, их действий и материальных объектов.
  2. Изменение истории есть в той или иной мере изменение самого объекта лудизации.
  3. Другая история есть вымышленная история, созданная или найденная автором лудизации.
  4. Целью лудизации является достижение неопределённости в отношении применения к объектам и ситуациям фрейма «реальный — вымышленный» и типологически сходных фреймов. Тем самым достигается эффект «подвешивания» текущей реальности и выхода в точку Х.
  5. Необходимая неопределённость (эффект мерцания реальности) достигается за счёт сочетания вымышленных историй с материальными объ ектами и реальными ситуациями.
  6. Материальная лудизация предполагает изготовление материальных свидетельств, подкрепляющих те или иные вымышленные истории. Это подобно «фабрикации улик» в судебном процессе.
  7. Ещё точнее будет сказать, что эффект мерцания достигается за счёт сдвижки фреймов возможного существования вымышленного, или сдвижки фреймов отношений вымышленного и реального, уществующих в обыденном сознании
  8. Лудизация выводит «вымышленное» (выышленные истории) из гетто книг, фильмов и игр, предписанного ему обыденным сознанием. Лудизация не ограничена пространством и временем.
  9. То, что является для обыденного создания заведомо не-вымышленным — предисловия и комментарии к книгам, специальная литература (типа путеводителей или кулинарных книг), материальные объекты и «реальные» ситуации — делается при лудизации вымышленным, тем самым создавая необходимую неопределённость применения фрейма.

[1] На таком подходе базируются представления о брендинге, изложенные в статье В. Осипова «Как поймать дух бренда» в «Со-Общении» №6, 2004 («Литература. Бренд-стратегии. Прикладная история»).


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Индустрия восторга
Контекст
Новогоднее путешествие по радостным мирам
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Стратегия
Архитектура времён и коридоры турбулентности
Редакция «Со-Общения»
Другой праздник
Михаил Эпштейн
Игра, игрушка, восторг, экстаз
Дмитрий Пригов
Драгоценность Мерцания
Виктор Осипов
Тактика
Новый дом для новой династии
Григорий Ревзин
Уроки живой археологии
Ростислав Егоров
Сообщение есть путь сообщения
Ярослав Гузакин
Индустрии развлечений в России нет?
Валерий Смирнов, Сергей Калиновский
Россия, вперёд!
Александр Чернов
Предновогодние медиазабавы
Ольга Муратова
Сообщения
«Белое крыло» взлетает над Уралом
«Хрустальный апельсин» на Урале стартует в третий раз
Гу-вшэ — 12 лет!
Бренд — двигатель инновации
Лучший русский роман написал Василий Аксёнов
Форум будущего: шаг в сторону языка
Пятая prоба: вброс креативного адреналина
Non/fiction: альтернативы и перспективы
Оперативный простор
Торжество неадекватности
Андрей Левкин
Террор и власть
Рифат Шайхутдинов
Русский образ за границей
Денис Перепелицын
Ребрендинг Германии
Анна Бражкина
Песни, стихи и танцы войны и примирения
Роберту Леал Рамуш Монтейру «Нгонго»
Проектные мотивы корпоративных симфоний
Анна Рыжова
Всемирная история тренингов
Чёрный Охотник Бюро эффективной истории
«Pr на 100%»
Почаще навещайте парки своего детства
250 микрограммов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.