Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Индустрия восторга / Оперативный простор

Всемирная история тренингов


Чёрный Охотник Бюро эффективной истории
blackhunter@newsoob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Гладиаторы, шумеры, бедуины
Тренинг — новое явление не только для России, но и для Запада. Хотя история миров полна тренинговых кейсов. Особенно — в пространстве подготовки воинов. Но не только. В предыдущей статье цикла мы писали о тренинге иезуита и гражданина Спарты, а в следующих планируется исследование, посвящённое философским школам Древней Греции, Эсалену, чёрным охотникам и первобытным сообществам.


Дело воина, как и спортсмена — тренинг. Ведь войны, как и соревнования, не так часты. Необходимы регулярные каждодневные многочасовые тренировки из года в год. И в этом аспекте современные краткосрочные тренинги выглядят как до смешного неэффективные. И возникает вопрос: что есть тренинг и его эффект? Воины-профессионалы, например, шумерской цивилизации всё своё время проводили в тренировках: стрельба и метание, обучение рукопашному бою. Численность дружин была невелика, но содержание обходилось дорого. И в условиях войны их объединяли с ополченцами, бойцами-«дилетантами». Если перенести это на современность, то может оказаться, что корпорациям стоит выделять отряд сотрудников, занимающихся исключительно своей подготовкой, например, к антикризисному управлению. А если взять опыт построения непрофессиональных, нерегулярных армий, то очевидно, что их подготовка вписана в целостную систему культуры. Обращаясь к истории Красного проекта: начальная военная подготовка, военные сборы, «зарницы», ГТО, ДОСААФ. Есть ли подобные мегамашины у современных корпораций?

В конце Древнего Царства египтяне много воевали с бедуинами, успешно использовавшими для военных целей верблюдов. Как почти все кочевые народы, бедуины умели вести только локальную войну, в которой им помогало знание местности, дорог и источников. Поэтому египтяне могли противопоставить им только более высокий уровень подготовки и организации. Каждый ном обязан был поставлять рекрутов, которые проходили в военных лагерях обучение — себаит. Начальник тренировочного лагеря — мер-себаит — нанимал инструкторов для преподавания различных видов боя. Является ли современный HR-менеджер мер-себаитом? И есть ли вообще тренировочные лагеря?

Освоение результатов тренинга — это проблема. Например, в одной из самых продвинутых и неисследованных тренинговых областей — гладиаторских школах — античное фехтование получило наивысшее развитие. Но способности гладиаторов, их фехтовальные достижения почти не выходили за пределы арены и чистого искусства, ведь изменив манеру фехтования легионера, пришлось бы менять всю когортную тактику и вооружение. А реорганизация потребовала бы огромных затрат на переобучение и перевооружение легионов. Однако способностям гладиаторов нашлось применение: их нанимали телохранителями и начальниками охраны, учителями для индивидуального обучения фехтованию. То есть консультантами (см. номер «Консалтинг. Управление выбора»). Кстати, в римской истории два императора имели пристрастие к личному участию в поединках: Калигула (не тот, о котором вы подумали) и Коммод. Это — об опасностях сказочного путешествия, метафору которого для описания тренинга использовала в авгус- товском номере Иткуль Кашапова. Как говорил английский путешественник Чарльз Кингстон: «Отправляясь в путешествие, никогда не знаешь, каким вернёшься из него. И вернёшься ли вообще».

Кстати, в гладиаторских боях участвовали и женщины. Петроний, один из любимых писателей Нерона, сообщает об эсседариях, женщинах-гладиаторах, сражающихся на колесницах. Есть сведения о том, что на арену выходили и жёны аристократов. В 200 г. н.э. император Север запретил участие женщин в гладиаторских боях.

Считается, что, как и строители египетских пирамид, гладиаторы были рабами. Здесь мы считаем важным дать ссылку на статью Вячеслава Глазычева в номере «Человеческий капитал» (2002 г.), где он указывает на то, что такие грандиозные сооружения, как пирамиды, не могли быть построены рабами под страхом кнута и палки. Сложно представить себе рабов, под страхом смерти совершенствующих своё мастерство и выходящих на смертный бой с людьми и зверями. Ведь «раб — это тот, кто не смог умереть», — как писал Мераб Мамардашвили, а с культурой смерти у гладиаторов всё было в порядке. Вспоминая слоган гладиаторов «Ave Caesar, morituri te salutati» («Да здравствует Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя»), приходит догадка о том, что они были не более и не менее чем самыми преданными вассалами императора. Особой дружиной, служившей не актуальным задачам, а предназначению и вечности.

Если мы перенесёмся из Рима в новоевропейские тренинги фехтования, то сможем увидеть, что учитель фехтования не только смотрит за тем, как фехтуют его ученики, а сам участвует в поединке с учеником. В пределе — до тех пор, пока ученик не начнёт побеждать учителя. Это к вопросу об участии начальников в тренингах подчинённых. И о статусе тренера. Одно из самых сильных воспоминаний одного из кикбоксёров — это полноценный бой с тренером во время занятий кикбоксингом. И его предыстория: когда спортсмены, придя на тренировку, увидели тренера, надевающего перчатки, шлем, капу. Бой с тренером дал им почувствовать другой уровень силы, вдохновив на развитие и многократно повысив уважение к учителю и связность группы.

И напоследок, одна из даосских притч о тренинге. Гань Ин в старину был замечательным стрелком. Лишь натянет лук — и звери ложатся, а птицы падают. У Гань Ина обучался Стремительный Вэй и превзошел в мастерстве своего наставника. К Стремительному Вэю и пришел учиться Цзи Чан. «Сначала научись не моргать, — сказал ему Стремительный Вэй, — а затем поговорим и о стрельбе». Цзи Чан вернулся домой, лег под ткацкий станок своей жены и стал глядеть, как снует челнок. Через два года он не моргал, даже если его кололи в уголок глаза кончиком шила. Цзи Чан доложил об этом Стремительному Вэю, тот сказал: «Этого ещё недостаточно. Теперь ещё научись смотреть, а потом можно и стрелять. Научись видеть малое, точно большое, туманное, точно ясное, а затем доложишь». Чан подвесил к окну вошь на конском волосе и стал на неё глядеть, обернувшись лицом к югу. Через десять дней вошь стала расти на его глазах, а через три года уподобилась тележному колесу, все же остальные предметы казались ему величиной с холм или гору. Взял он лук из яньского рога, стрелу из цзинского бамбука, выстрелил и пронзил сердце вши, не порвав волоса. Доложил об этом Стремительному Вэю. Стремительный Вэй ударил себя в грудь, затопал ногами и воскликнул: «Ты овладел искусством!» Тогда Цзи Чан понял, что во всей Поднебесной для него остался лишь один соперник, и задумал убить Стремительного Вэя. Они встретились на пустыре и стали друг в друга стрелять. Стрелы их на полдороге сталкивались наконечниками и падали на землю, не поднимая пыли. Но вот у Стремительного Вэя иссякли стрелы, а у Цзи Чана осталась ещё одна. Он спустил её, но Стремительный Вэй точно отразил стрелу колючкой кустарника. И тут оба мастера заплакали, отбросили луки, поклонились друг другу до земли и просили друг друга считаться отцом и сыном. Каждый надкусил себе руку, и кровью поклялся никому более не передавать своего мастерства.

В чём польза обращения к истории? Возможно, в том, что исторические кейсы позволяют схватить другую карту тренингов, раскрыть вопрошание, остранить, освежить «замыленный» взгляд. И пойти дальше — с обновлённым видением и рефлексией опыта поколений. К тому же история сама по себе есть тренинг — учитель жизни, magistra vitae.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Индустрия восторга
Контекст
Новогоднее путешествие по радостным мирам
Дмитрий Петров
Гонцы эпох
Стратегия
Архитектура времён и коридоры турбулентности
Редакция «Со-Общения»
Другой праздник
Михаил Эпштейн
Игра, игрушка, восторг, экстаз
Дмитрий Пригов
Драгоценность Мерцания
Виктор Осипов
Тактика
Новый дом для новой династии
Григорий Ревзин
Уроки живой археологии
Ростислав Егоров
Сообщение есть путь сообщения
Ярослав Гузакин
Индустрии развлечений в России нет?
Валерий Смирнов, Сергей Калиновский
Россия, вперёд!
Александр Чернов
Предновогодние медиазабавы
Ольга Муратова
Сообщения
«Белое крыло» взлетает над Уралом
«Хрустальный апельсин» на Урале стартует в третий раз
Гу-вшэ — 12 лет!
Бренд — двигатель инновации
Лучший русский роман написал Василий Аксёнов
Форум будущего: шаг в сторону языка
Пятая prоба: вброс креативного адреналина
Non/fiction: альтернативы и перспективы
Оперативный простор
Торжество неадекватности
Андрей Левкин
Террор и власть
Рифат Шайхутдинов
Русский образ за границей
Денис Перепелицын
Ребрендинг Германии
Анна Бражкина
Песни, стихи и танцы войны и примирения
Роберту Леал Рамуш Монтейру «Нгонго»
Проектные мотивы корпоративных симфоний
Анна Рыжова
Всемирная история тренингов
Чёрный Охотник Бюро эффективной истории
«Pr на 100%»
Почаще навещайте парки своего детства
250 микрограммов


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.