Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Инвестиции. Инновации. Капитал / Тактика

Сверхприбыли vs безобразие


Сергей Быков
брендмейкер, координатор Центра Системного Моделирования Ситуаций «TERRA LIBERA» (г. Челябинске)
md_group@elist.ru
Версия для печати
Послать по почте

Творчество и хаос в прокрустовом ложе порядка
На сверхприбыль можно рассчитывать, только создавая новое поле деятельности, структурируя хаос, безобразие, неразбериху, образовывая новые порядки, формируя правила и рамки. Так действует стратегический инвестор, опережая конкурента за счёт инвестиций в развитие. Об инвестициях в инновационные гуманитарно-технологические проекты — материал Руфины Копыловой, сделанный на Декаднике тренеров, на котором она побывала в ноябре этого года.


Инвестиции — финансовый термин, и его связь с творчеством на первый взгляд неочевидна. Но инвестировать можно только в будущее, несуществующее, проявляемое в проектно-инновационном пространстве. Всё остальное лишь воспроизводит уже созданное. И основная инвестиция — в человека, которого в компаниях называют со-трудником, несущим на себе квалификации, что в переводе с английского обозначает качества. Без движения человеков и их качеств все остальные виды капитала становятся мёртвыми, неподвижными. Поэтому компании и предприниматели, устремлённые в будущее, в первую очередь инвестируют в человека и его творчество, технологически обустраивая совместное пространство деятельности, в котором создаётся то, что сегодня только ощущается, а завтра станет абсолютной реальностью.

С 30-го октября по 6-е ноября в Ижевске произошло событие — Пятая Международная Ярмарка-Декадник «Коучинг — новая парадигма», — собравшее более восьмидесяти бизнесменов, предпринимателей, консультантов, тренеров и коучей.

Декадник — это модель рынка, на котором конкурируют не только проекты, разработанные участниками, но и тренинги и мастерские самих организаторов. Одновременно проходят четыре мастерских, и участник вправе выбирать пойти туда, где есть польза. Это может быть традиционная лекция или тренинг, мастер-класс или телесно-ориентированная программа с элементами боевых искусств. Связующей нитью были лекции ведущих, сшивающие разные пространства, создающие возможность единого разделённого результата-продукта.

Организатор Декадника — Центр Системного Моделирования Событий «Terra Libera», объединивший эффективных консультантов, коучей, специалистов по брендингу.

В Декаднике приняла участие Руфина Копылова (группа развития «Со-Общения»). Ниже — запись беседы Руфины с его лидерами-организаторами: Ольгой Лой, автором и ведущим бизнес-тренингов «Харизма», «Телесные метафоры партнёрства» и Сергеем Быковым, автором и ведущим бизнес-тренингов «Миф как основа бренда», «Системное моделирование будущего и управление проектами организации», «Единый интегрированный продукт» и других.

Руфина: В чём состоит замысел Ярмарки-Декадника?

Сергей: Это, прежде всего, некоммерческая проектно-инновационная площадка, порождающая консультирование в интенсивном текущем проживании. Многие бизнесмены провидят багаж наработок нашего мероприятия, заходят сюда и берут по максимуму. Вот, например, Евгений Тихонов — крупный собственник — в прошлом году оценил возможности Декадника и сегодня приехал уже с семьёй.

Консультируя компании, я стараюсь входить в число ключевых людей, например, в совет директоров директором по развитию, становясь внутренне–внешним консультантом, что позволяет мне использовать продуктивные, хотя и рисковые методы, подобные Декаднику, как опору для решения других задач. В компаниях на новые разработки может уйти до года, здесь всё это можно пройти за десять дней.

Организаторы Декадника — бывшие врачи, преподаватели, а ныне успешные консультанты в области психологии управления — выросли из среды бюджетников. И сегодня у нас есть потребность передать знания, выработанные в новой деятельности, бюджетникам, выходящим в новое для них предпринимательское пространство. Новые знания, упакованные в тренинги, помогут преодолеть «зависание», помогут войти в рыночную среду.

Сейчас в рынке воплощается парадигма Адама Смита, сказавшего, что «если каждый человек ставит перед собой цель и достигает её, то это суммарно полезно для всей экономики».

Это феномен синергетического эффекта, которому мы следуем. Задача — испытать синергию соучастия, единого интегрированного продукта.

Рынки России сложны по своей сути, и здесь находятся ключевые стратегические инвесторы, действующие там, где нет структуры, ответственности, где безобразие, риск, — именно здесь можно получить сверхприбыли, создавая новое поле деятельности, структурируя пространство. И дело не в «ловле рыбки в мутной воде». Различая риск и тень, понимаешь, что наркобарон не является стратегическим инвестором. А вот «Кока-Кола», одной из первых входящая на открывающиеся рынки, в том числе и российский, является.

Руфина: Насколько я понимаю, ваша команда стремится стать стратегическим инвестором в Россию...

Сергей: Это наша сверхзадача, она объединяет организаторов и ведущих, у каждого из которых своя карта мира. И одна из задач ярмарки — познакомить участников с разными картами, помочь их упаковать, найдя в них ядра целостности.

Ведь все участники — профессиональные коммуникаторы, и одна из базовых способностей — опираясь на беспристрастность, общаться в разных языках, системах, собирая карту мира заказчика-клиента, априорно полагая возможность понять и принять другого.

Это установка позволяет сознательно расширить-переписать свою карту, если по ней невозможно двигаться и эффективно действовать.

Гость Декадника из Бельгии, Йохан, рассказывает, что в Бельгии две принципиально разные культуры: голландская и французская. В голландской существует гигантское количество субкультур, там с 20-х годов идут дебаты об основе государства: интегративное начало или доминанта однородности?

Ольга: В жизни неосознанное восприятие других систем происходит постоянно. Наша задача — сделать осознанным процесс принятия и понимания другой культуры, системы. Принцип партнёрства, на котором мы стоим, предполагает: все точки зрения соединяются, и за счёт этого соединения каждый становится богаче.

Сергей: Каждый из ведущих — часть целого, договаривающаяся и достигающая единого результата. Часть, целое, договор, результат. В мире доминирует другая модель отношений: целое встречается с целым, следует компромиссный договор и сделка. Это игра — кто ловчее: «поймай меня, если сможешь». Как правило, результатом такой игры худо-бедно удовлетворён только один её участник. Черты таких отношений: недружественное поглощение, выталкивание с рынка и многое другое. Если цель бизнеса — деньги, то он рано или поздно схлопывается. Такие компании переходят в зону неопределённости, следуя за теми, кто впереди, копируют их и в лучшем случае создают второй продукт, а в худшем — триста тридцатый.

И проигрывают тем, кто работает в проектно-инновационном режиме.

Для нас оптимальное вложение — в компании, определившие свой путь как великий, что Джим Коллинз описал в книге «От хорошего — к великому», фундаментальном исследовании компаний, не менее пятнадцати лет демонстрирующих опережающие результаты, как например, «P&G».

Ориентир «великих компаний» — искушённый
потребитель, знаток. У него нет потребности
добывания хлеба насущного. Олицетворение
искушённого потребителя — аристократ

Руфина: Во что «Terra Libera» вкладывает как стратегический инвестор?

Сергей: Мы как раз и вкладываем в такие компании, в том числе прямо здесь. В финале ярмарки выступает руководитель и собственник с мастер-классом «Философия управления продажами», сформированным на основе работы его компании. Это стратегический инвестор, живущий в рамках партнёрской модели, действующий таким образом, что конкурент всегда ниже на уровень. Не по таким формальным признакам, как доля рынка, например. Даже если у него сейчас денег меньше, чем у конкурента, он опережает на шаг, на три по целым областям за счёт инвестиций в развитие.

Например, закупка компьютера производится с дальним прицелом: есть ли в нём беспроводной интернет. Другой компьютер не нужен, ведь завтра беспроводной способ коммуникаций будет распространён повсеместно. Так действует стратегический инвестор.

Руфина: Вы занимаетесь поиском будущих великих компаний или создаёте их?

Сергей: Они становятся таковыми, в том числе в результате совместной работы. Бизнес, устремлённый в будущее, очень внимательно относится к основной деятельности, потому что это его бензин, ресурсы, средства, инвестируемые в неопределённость, в будущее, которого ещё нет.

Работая в этой зоне, необходимо отслеживать ключевые тренды.

Ближайший ориентир «великих компаний» — среда, готовая вступить в будущее уже сейчас, — это искушённый потребитель, знаток. У него нет потребности добывания хлеба насущного.

Олицетворение скушённого потребителя — аристократ. Такой клиент нужен для деятельности, которая буквально завтра станет основной.

Более дальний прицел — широкое поле потребления.

Необходимо понимать, что происходит в поле свободных радикалов, способных стать предпринимателями, прокладывающими свой путь. Можно сказать, что проектно-инновационный режим — это небо, а свободные радикалы — земля.

Необходимо постоянно удерживать связь одного с другим, и задача организаторов и ведущих мастер-классов — эту связь создавать. На рынке большое количество «блуждающих точек», людей, готовых войти в рыночную ситуацию, отказаться от бюджетного мироощущения, стать свободными игроками, «взять судьбу в свои руки». И нужно обеспечить преемственность между «великими компаниями» и «блуждающими точками». И багаж, наработанный в проектно-инновационном режиме, переосмысляется и собирается в тренинговые технологии.

Декадник, во-первых, — это огромная фокус-группа, из результатов её работы будет извлечена информация о том, что сегодня существует на уровне предощущений, а завтра будет реальностью. Это кипящий бульон, где зарождаются новые тенденции и запросы на потребление.

Во-вторых, выстраиваются партнёрские связи. Нужно знать своих друзей.

И третье — лаборатория с оранжерейными условиями, где базовыми являются принципы экологии. Это приглашение в со-разработку: вы (участники) находитесь в начале самоопределения на пути к проектно-инновационному миру (рынку). Давайте сходим и посмотрим прямо сейчас на ярмарке, как он устроен.

Обратите внимание на то, куда они вкладывают деньги, может, вам это тоже полезно.

В проектно-инновационном режиме появляется возможность опережения, готовности к встрече с крупными игроками, и не только иностранными, но и российскими с крупной долей иностранного капитала и, по сути, с бездонными ресурсами.

Если раньше для вхождения в регион необходимо было договариваться с администрацией, то сегодня этого не нужно, достаточно иметь деньги. Регионы к этому не готовы, хотя и здесь есть компании, готовящиеся к приходу крупных игроков, и в момент прихода они станут вровень с пришедшими за счёт способности жить и действовать в проектно-инновационном режиме, опираясь на основные статьи дохода. Остальных поглотят или вытеснят.

Наша команда помогает перспективным компаниям создавать новые официальные карты мира, опираясь не столько на экономику, сколько на философию. Чтобы понять новые, незнакомые понятия и концепции, достаточно проконсультироваться с профессионалами. Сегодня на тренинге, чтобы разобраться, что такое дериватив, я обратился к финансисту.

Моя задача — понимать концептуальный дизайн смыслов: активы-деривативы, и уже с этим работать в широком поле, поэтому доверие между мной и заказчиком достигается быстро, в отличие от тех, кто предпочитает говорить на своём специальном «птичьем» языке.

Руфина: Меня удивила дисциплина участников ярмарки. Я регулярно езжу на игры, семинары, конференции, но, несмотря на прагматичный интерес участников подобных мероприятий, мне нигде не встречалась такая дисциплина, которую я наблюдаю здесь.

Сергей: Это не случай, а культура дисциплины. Вы наблюдаете продукт, привнесённый из проектно-инновационной среды. В проектировании без культуры дисциплины действовать невозможно. Я называю это творчеством в прокрустовом ложе жёсткого технологически обустроенного пространства. Как это ни парадоксально.

Творчество по принципу всегда должно быть и процессуальным и результативным в их балансовом соотношении. И то и другое одновременно является и причиной и следствием.

Если в компании процедура создания того, чего никогда не было, является нормой, как и её основная деятельность, то мы имеем два ключевых типа деятельности.

Первый приносит доход здесь-и-сей-час.

Второй — создание продукта, который будет основным завтра. Так работает любая устремлённая в будущее компания. Отработанные в горизонтальной, неие-рархичной проектно-инновационной среде процедуры легко переносятся в нарождающееся пространство свободных людей. Эти процедуры построены на феноменах человеческих отношений, суммарных величинах, позволяющих человеческие отношения настраивать в творческой и созидательной волне в жёстких временных и финансовых условиях.

Деньги и время — ключевые факторы обустройства процедуры. Деньги и время — не просто объявлены и существуют, а становятся инструментами и присутствуют даже в тех случаях, где они не считываются как жёстко заданные параметры.

Руфина: Можем ли мы говорить о том, что в пространтсвах, подобных Декаднику, вырабатывается новый антропотип?

Сергей: Скорее восстанавливается утраченная культура хозяина. В течение длительного времени в стране формировалась логика «не моё — ничьё», логика не инвестора, а наёмного работника, в пределе — раба. Мы можем говорить, что сейчас проявляется логика свободного человека, который решает: нужно ли ему входить, действовать, отвечать. Каждый участник Декадника отвечает на вопросы: покушаются ли на мои ценности, ориентиры? В общем-то нет. Но организуются силовые линии. Расставляются акценты, на них ставятся маркеры, и они несут в себе часть деловой культуры и дисциплины.

Ольга: Культурой дисциплины удивлены многие, она говорит о том, что происходящее людям близко, родственно и нужно. Как только это введено, результаты сразу выскакивают, к ним приходят быстрее, легче, естественнее. Организованный хаос, как говорит Дмитрий Давидович. Ничего не навязывается. Даётся возможность пощупать, проверить, осознать, и в этом новом состоянии начать жить. Здесь работает коучинг в чистом виде. Восстанавливается то, что есть в человеке, но находилось в запустении, спячке, было востребовано только в критических ситуациях. Создана возможность состояния, когда творится легко, результат возникает как бы сам по себе.

Руфина: Вы вытаскиваете акцентуации, запускаете процесс и уже на следующем шаге проявляется новое, причём само по себе, при этом процесс проблематизации отсутствует...

Сергей: Нужно давать обратную связь, обустраивать рефлексию, но фиксировать внимание не на проблемах, а учить видеть всё, что происходит и что получается. Ты поделился пустотой, я поделился волнением, она — возмущением. Мы поделились состояниями. Задача — способствовать этому потоку. У каждого из нас есть возможности так называемого клипинга, позвольте воспользоваться этим вульгаризмом. Неплохо было бы выработать способность отслеживать происходящее подобно тому, как это происходит в клипе, кино. Подобное Кастанеда называет перепросмотром. Клипинг потока, в котором находится человек, и рефлексия клипинга поддерживает человека в потоке и является значимой для всех участников, формализует, придаёт направление потоку. Куда пойдёт поток: обрушится на город или выйдет в широкое русло реки?

Вообще, в потоке важно плыть. Плывя с другими в одном потоке, вдруг осознаёшь, что это — великий кайф. Один вместе с другими. Когдапоявляется навык плавания одного в потоке, появляется навык плавания самостоятельно. Это подтверждается обратной связью на Декаднике. Когда ты плаваешь один в потоке с другими, можешь подплыть к другому, можешь выбирать: плыть вместе или одному. Это и есть описание сообщества.

Риск, что кто-то начнёт тонуть, утратив уверенность, начнёт хватать за волосы соседа и потянет его ко дну, исключён. Начинающий захлёбываться мгновенно выделяется в общем потоке, и ему тут же оказывается максимальная поддержка. Для этого, единственное, требуется расфокусировка и собранность, если снова обратиться к Кастанеде.

Плывя в потоке и осознавая его, ты одновременно видишь всё происходящее: и впереди, и сбоку, и сзади. Это легко можно отследить по работам в группах, где каждый двигается вполне самостоятельно, но провалиться, утонуть невозможно — другие тут же подхватят. И здесь восстанавливается суть помощи. Последнее время помощь воспринимается как унижение.

Помощь, поддержка в потоке не воспринимается милостыней, снисхождением, это естественная потребность в помощи и её оказании, движение становится взаимным. Чтобы утонуть, нужно выйти из потока или перестать его чувствовать и осознавать.

Руфина: Слово «декадник» обозначает десять дней, планируете ли вы изменить название, ведь то, что вы делаете, по сути, уникальная технология?

Сергей: Эта технология развивается, и на её базе появляются новые, например, компактные бизнес-лагеря с более конкретными задачами и коммерческими результатами. При этом сам Декадник уже является брендом, продуктом, который многими эффективно используется.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Инвестиции. Инновации. Капитал
Стратегия
Инвестор — это звучит гордо
Дмитрий Петров
О важности тёплой одежды в зимнем климате
Редакция «Со-Общения»
На пути к новой экономике
Пётр Щедровицкий
Принц уэльский делает ставку
Адриан Ходжес
России нужна диктатура развития
Юрий Крупнов
Тактика
Прольётся ли на Россию инвестиционный дождь?
Артём Андреев
Кто готов вложиться в РОС?
Игорь Писарский
Детские годы бизнесов
Сергей Шумский
Сверхприбыли vs безобразие
Сергей Быков
Viva el Capitalismo,Компаньерос!
Карл Маркс
Оперативное искусство
Регион. Инвестиции. Капитал.
Вячеслав Глазычев
Заговор на арт-рынке
Ширхан Павлов
Ост- и вест-индские компании
Чёрный Охотник
Мир как взаимопревращение форм капитала
Пьер Бурдьё
Сообщения
МГИМО — 60! Возраст зрелости и силы
«Каннские львы» и «львята» Промчались по Москве!
«Брэнды года» присуждены. Лауреаты остались довольные
«Колесо в заброшенном парке» найдено. И представлено публике
Медиа-менеджеры рвутся в бой. За звание лучшего
Серебряный лучник наводит порядок в своём колчане. Церемония вручения премий пройдёт на Новом Арбате
Заявочная книга Москвы направлена в МОК. И уже доступна в интернете
Контекст
Террор и власть
Рифат Шайхутдинов
Украина промежуточная
Андрей Левкин
Тренинги бархатных революционеров
Олег Барабанов
США-2008: женщина и негр против терминатора
Андрей Садаков
Осеннее пресс-пиршество
Ольга Муратова
Сёрфинг капиталов
Жиль Делёз
Новое время гуманитарных технологий
Алексей Ширшов
«Инвестируйте в железные дороги!», или флюид дервиза
Анна Бражкина
Прощай, невинность. А впридачу — страхи и стререотипы
Продавец понимания
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.