Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / Инвестиции. Инновации. Капитал / Тактика

Кто готов вложиться в РОС?


Игорь Писарский
Председатель совета директоров агентства по развитию общественных связей и корпоративной коммуникации Р.И.М. Портер Новелли
info@rim-pn.ru
Версия для печати
Послать по почте

Прежде всего — операторы этого рынка
Если спросить кого-нибудь из так называемых олигархов, готов ли он инвестировать в сферу развития общественных связей, то ответ вряд ли будет положительным. Может ли ситуация измениться? Когда? При каких условиях? Об этом знают практики и признанные мастера РОС.


ВРЕМЯ СТАНДАРТОВ И ПРАЙС-ЛИСТОВ

Не так давно меня пригласили выступить на открытии весьма представительной конференции, посвящённой такой, казалось бы, уже не слишком актуальной теме, как «нетрадиционный пиар». Тогда я спросил себя: что же может быть сегодня столь уж нетрадиционного, неожиданного, уникального, принципиально нового в той индустрии, которая именуется развитием общественных связей?

Понятно, что ещё недавно в нашей стране эта область деятельности во многом строилась именно на индивидуальных творческих решениях сравнительно небольшого числа «мастеров», предлагавших инновационные, яркие, идущие вразрез с привычными представлениями о том, как это «положено делать» подходы к достижению целей, заявленных заказчиками. Это было пространство, открытое для художников. Следует признать: и сегодня креативная, инновационная составляющая развития общественных связей остаётся в числе ключевых условий успешности нашей работы. Но с другой стороны, странно было бы отрицать, что рынок этих услуг вступил в пору стандартизации.

Это означает, что в распоряжении компаний, стремящихся преуспеть в продаже производимых ими проектов, сценариев и других продуктов, уже имеется наработанный набор испытанных, проверенных и вполне профессиональных приёмов, норм и процедур, цены на которые, в целом, были сформированы в минувшее десятилетие. И ни что иное, как именно эти приёмы и процедуры позволяют упомянутым компаниям с той или иной степенью эффективности решать задачи, которые ставят перед ними клиенты.

Таким образом, ни в коей мере не принижая заслуг, талантов и возможностей его креативных деятелей, рынок, тем не менее, предъявляет своим участникам простое требование: предлагайте заказчикам понятный им набор услуг, который может быть рассчитан и адекватно оценён.

Это означает, что упомянутый в качестве темы дискуссии «нетрадиционный пиар» есть зона, где можно успешно оперировать в двух ситуациях. Либо в случае, если появляется очень внятный заказ на продвижение какого-то очень неординарного бизнес-проекта, требующего, по мнению заказчика, не менее неординарных решений в пространстве общественных связей; либо тогда, когда масштабность и рискованность самого проекта подразумевает уникальность, масштабность и, может быть, рискованность сопровождающих его PR-действий.

Но сегодня это ситуации скорее эксклюзивные, чем нормальные.

Что же касается рынка РОС-услуг, о превращении которого в массовый мы можем сегодня говорить вполне уверенно, то он становится всё жестче, всё плотнее, конкуренция усиливается, и это побуждает его операторов искать пути к максимальному усилению своих позиций. Каким образом можно обеспечить такое усиление? Пожалуй, прежде всего — путём превращения сравнительно небольших PR-бутиков в отлаженные «комбинаты» развития общественных связей. Такая возможность возникает, как правило, в случаях, когда сильные компании объединяются с не менее сильными партнёрами, и слившиеся фирмы дополняют и обогащают потенциал друг друга, обретают новые возможности.

Я хочу специально обратить внимание: слияния и поглощения, которые сами по себе есть одна из форм инвестиционного процесса и которые уже давно начались на этом рынке, есть прямое доказательство того, что рынок обладает и инвестиционной ёмкостью (можно вкладывать), и инвестиционным потенциалом (целесообразно вкладывать).

Одним из доказательств этого является и опыт нашей компании. Агентство Р.И.М. превратилось в 2002 году в «Р.И.М. Портер Новелли» именно в результате подобной инвестиционной операции — слияния нескольких бизнесов. Это позволило и нам (и многим другим российским компаниям нашей отрасли, пошедшим по такому пути) не только выстоять в условиях жёсткой конкуренции и всё большей требовательности заказчиков, но и расширить спектр услуг и клиентскую базу.

Сегодня «Р.И.М. Портер Новели» имеет чёткую инвестиционную политику. Есть ряд секторов рынка массовых коммуникаций, в которые мы решили не выходить, так как старт нового перспективного предприятия требует очень и очень значительных вложений. Прежде всего, я говорю о сложившихся секторах, например, рынке рекламы. Напротив, формирующиеся сектора с относительно низкой стоимостью «входного билета» нас очень интересуют. Скажем, бренд-менеджмент, BTL или такая сфера, как Investor Relations. Основным критерием выбора для нас, безусловно, является то, насколько тот или иной сектор является востребованным нашими существующими клиентами в рамках комплекса коммуникационных задач, которые нам ставят клиенты.

ВНЕШНИЕ ИНВЕСТОРЫ — ТЕ ЖЕ ВНУТРЕННИЕ

Нет никаких сомнений в том, что российские компании и зарубежные корпорации, специализирующиеся в самых разнообразных областях — от розничных продаж до металлургии, и действующие на российском рынке, нуждаются и будут нуждаться в квалифицированных услугах маркетинговых служб, готовых к инновациям и способных грамотно менять свою политику в зависимости от требований времени.

Однако при всей востребованности РОС-компаний и РОС-продуктов, инвестиционные проекты пока реализуются за счёт внутренних ресурсов игроков рынка массовых коммуникаций.

И дело здесь, конечно, не только в том, что наследие 90-х, вместе с присущей этому периоду «затенённостью» части нашего сектора, всё ещё очень ощутимо. Просто рядом с нами существуют сферы, потенциальная доходность вложений в которые куда более очевидна и исчислима, и, следовательно — привлекательна.

Конечно же, было бы недальновидно сводить такие многоплановые и многоуровневые понятия, как инвестиционная привлекательность или инвестиционная культура исключительно к замерам уровня предполагаемой реальной доходности или степени защищённости капиталовложений.

Само собой, когда речь заходит о капитале, то имеются в виду и человеческий капитал, и репутация, и другие активы, которые совсем не обязательно должны исчисляться в деньгах. Лично мне не импонируют ни инвестор, видящий единственной задачей своих капиталовложений извлечение дохода, ни эксцентричный барин-богач, готовый бросить миллионы в проект заведомо недоходный, но при этом позволяющий в полной мере раз

вернуться его «творческим амбициям».

Меня больше устраивает компетентный и смелый предприниматель, готовый всерьёз делать ставки и рисковать там, где риск измерим, и где шансы на успех можно просчитать, потому что деньги — это самый удобный способ обратной связи между предприятиями, а также между производителями товаров и услуг, с одной стороны, и их потребителями — с другой.

Приход внешних инвесторов на РОС-рынок вероятен, но важно оставаться реалистами и отдавать себе отчёт в том, что индустрии развития общественных связей ещё предстоит очень многое сделать для этого.

Реноме самой нашей профессии и профессионалов очень немногими подвергается сегодня сомнению. Сегодня скорее следует говорить не о повышении респектабельности, но обратить внимание на быстрое и значительное улучшение качества и расширение ассортимента услуг, предоставляемых российскими компаниями, работающими в сфере развития общественных связей, а также на стимулирование более широкого спроса на эти услуги, идеи, общественные сценарии. Ёмкость рынка должна быть значительно увеличена.

В распоряжении РОС-операторов уже есть немало инструментов такого увеличения, и немалое число таких инструментов будет внедрено в ближайшее время — ведь в этом и состоит наша функция: разрабатывать, предлагать и внедрять инструменты, помогающие повышать в том числе и капитализацию клиентов.

Так что впереди у нас есть ещё несколько очень и очень интересных лет.

ЗАПАДНЫЕ ДЕНЬГИ

Поскольку мы понимаем, что для венчурных инвесторов рынок РОС в России пока не привлекателен, а также исходя из того, что инвестиционные процессы на нём идут, и идут за счёт внутренних резервов рынка, можно достоверно предсказать последовательное расширение присутствия на российском рынке международных сетевых компаний, работающих в нашей и в сопредельных отраслях.

Более того. Мировая тенденция развития инвестиционных процессов на PR-рынке также основана преимущественно на внутриотраслевых инвестициях. Реципиентами внешних по отношению к отрасли, инвестиций являются не сами PR-агентства, а несколько крупных коммуникационных холдингов, выступающих, как правило, публичными заемщиками и представленных на мировых биржах. Вы не увидите, например, ни Porter Novelli, ни Fleishman&Hillard, ни Ketchum, ни BBDO, ни TBWA, ни другие известные бренды коммуникационных компаний в биржевом листинге. Вы увидите только Omnicom Group — название, которое вам, вероятно, ничего не скажет, хотя все компании, которые я перечислил, это части холдинга Omnicom. И ещё многие другие. А что вам говорит название WPP? Ещё один крупный коммуникационный холдинг... И так далее.

В мировом масштабе все инвестиционные процессы на этом рынке опираются на вертикальные структуры, носящие выражено отраслевой характер.

До сих пор каждая из них определяла свою политику в странах, куда они приходили, в соответствии с принятыми в них стратегиями развития. Это многократно подтверждалось на практике: независимо от национальной или культурной специфики, а также социальных и политических условий наши западные коллеги не были склонны менять ни свою политику, ни стратегию. Кто-то предпочитал открывать на новых, развивающихся рынках свои представительства, филиалы «с нуля». Кто-то покупал доли в уже существующих и заслуживающих доверия компаниях, чтобы модифицировать их под собственные деловые стандарты.

Кто-то целиком покупал успешные бизнесы, доказавшие свою жизнеспособность и перспективность.

Не вижу достаточных оснований для того, чтобы Россия стала исключением. Но отмечу немаловажную деталь: если нынешние тенденции экономического роста и повышения конкурентоспособности российской экономики сохранятся, западные коллеги будут заинтересованы в максимальной прочности и надёжности своих позиций на российском рынке.

Это означает, что в таких обстоятельствах более предпочтительным для них будет именно инвестиционный сценарий.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Инвестиции. Инновации. Капитал
Стратегия
Инвестор — это звучит гордо
Дмитрий Петров
О важности тёплой одежды в зимнем климате
Редакция «Со-Общения»
На пути к новой экономике
Пётр Щедровицкий
Принц уэльский делает ставку
Адриан Ходжес
России нужна диктатура развития
Юрий Крупнов
Тактика
Прольётся ли на Россию инвестиционный дождь?
Артём Андреев
Кто готов вложиться в РОС?
Игорь Писарский
Детские годы бизнесов
Сергей Шумский
Сверхприбыли vs безобразие
Сергей Быков
Viva el Capitalismo,Компаньерос!
Карл Маркс
Оперативное искусство
Регион. Инвестиции. Капитал.
Вячеслав Глазычев
Заговор на арт-рынке
Ширхан Павлов
Ост- и вест-индские компании
Чёрный Охотник
Мир как взаимопревращение форм капитала
Пьер Бурдьё
Сообщения
МГИМО — 60! Возраст зрелости и силы
«Каннские львы» и «львята» Промчались по Москве!
«Брэнды года» присуждены. Лауреаты остались довольные
«Колесо в заброшенном парке» найдено. И представлено публике
Медиа-менеджеры рвутся в бой. За звание лучшего
Серебряный лучник наводит порядок в своём колчане. Церемония вручения премий пройдёт на Новом Арбате
Заявочная книга Москвы направлена в МОК. И уже доступна в интернете
Контекст
Террор и власть
Рифат Шайхутдинов
Украина промежуточная
Андрей Левкин
Тренинги бархатных революционеров
Олег Барабанов
США-2008: женщина и негр против терминатора
Андрей Садаков
Осеннее пресс-пиршество
Ольга Муратова
Сёрфинг капиталов
Жиль Делёз
Новое время гуманитарных технологий
Алексей Ширшов
«Инвестируйте в железные дороги!», или флюид дервиза
Анна Бражкина
Прощай, невинность. А впридачу — страхи и стререотипы
Продавец понимания
Как мы делали этот номер...


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.