Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/11/k/8


Прощай, невинность. А впридачу — страхи и стререотипы

Карманный справочник предпринимателя по поиску новых ниш на мировых рынках
Олегу Тинькову понадобилось два week-end’а, чтобы прочитать её. До этого ему, правда, понадобилось какое-то время, чтобы люди по всей стране, читая его имя, говорили с уважением: «О, Тиньков!» Ричарду Брэнсону понадобилось прожить на свете 48 лет, чтобы создать компанию, в названии которой слышатся: кому религиозные, кому медицинские, а кому — сталкерские нотки, и несколько раз побить мировой рекорд воздухоплавания, чтобы написать её. Сколько времени понадобится вам для того, чтобы известный и удачливый предприниматель одной из стран «золотого миллиарда» почёл за честь написать вступление для иноязычного издания вашей автобиографии? Уже ведёте подсчет? Для начала инвестируйте пару свободных вечеров в прочтение автобиографии Ричарда Брэнсона — не пожалеете.

Ричард Брэнсон.
Теряя невинность.
СПб.: Стокгольмская
школа экономики в
Санкт-Петербурге, 2003
ПОД ЧЬЮ ДУДКУ ПЛЯШЕТ СТОКГОЛЬМСКАЯ ШКОЛА?

Среди авторов Стокгольмской школы экономики, изданных в России, упоминание кейса Virgin заходит за все мыслимые пределы. Так, как империю Брэнсона, они не любят ни Microsoft, ни Toyota, ни McDonald’s. Авторам Стокгольмской школы есть за что любить Брэнсона: ведь в истории Virgin и «капитал плясал под дудку таланта», и «общество мечты» замысливалось, и «корпоративная религия» пестовалась. В книге «Теряя невинность» все ключевые точки философии школы расписаны как по нотам: капелька сумасбродства «отцов-основателей», неожиданность решений, миссионерство (в обоих смыслах этого слова), игра вабанк, разрушение общественных стереотипов, доверие внутри компании, целеустремлённость и личная харизма лидера. У читателей ноябрьского номера журнала «Со-общение» тоже есть причина если не полюбить Брэнсона, то прочитать его автобиографию. Потому что натуры рациональные, закрыв глаза на весьма эмоциональный язык книги и описание безбашенных приключений ее автора, найдут в ней чему поучиться и что потом применить на практике. А натуры впечатлительные, удивившись примерам развивающих бизнес-решений и технологиям выстраивания транснациональных корпораций, увлекутся рассказами о смертельно опасных полетах на воздушных шарах и о неравной, но победной борьбе Virgin с British Airways. И тем и другим будет польза. Если вы думаете, что сотворить брэнд, который вместе с материальными активами будет стоить около трёх миллиардов уе, может только сточившая не один ряд зубов бизнес-акула... Хотя нет, вы-то вряд ли так думаете. И Брэнсон, похоже, одного с вами мнения.

Ричард Брэнсон с товарищами назвались Virgin в далеких 60-х, потому что они НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЛИ В БИЗНЕСЕ. Говорят, в то время прибыль они держали в банке — такой средних размеров стеклянной банке на рабочем столе в полуподвальном офисе. Но свою «бизнес-девственность» они компенсировали колоссальной активностью: вместо того, чтобы который год ломать копья об один не слишком прибыльный, но такой знакомый рынок, они ветвили свою компанию, забираясь в щели новых и новых для себя направлений. Сначала была студенческая газета, потом сеть распространения музыкальных дисков, затем магазин музыки, звукозаписывающая студия, ночной клуб. А потом Virgin Group совершила прыжок на зарубежные рынки и новый виток диверсификации: сеть магазинов в Париже, Токио, Нью-Йорке, игровые приставки, теле— и радиовещание, туристический бизнес, авиакомпания, железнодорожные перевозки, безалкогольные напитки...

7 октября в зале «МАНЕЖ» (Санкт-Петербург) открылась Пятая Российская Венчурная Ярмарка. Некоторые из инноваций, заявленные на экспозицию, не имеют аналогов в мире и могут составить серьёзную конкуренцию не только на российском, но и на международном рынке новых технологий.

Проекты прошли специальный отбор, а менеджмент компаний — тренинг, направленный на построение эффективной работы с потенциальными инвесторами.

В рамках Ярмарки был проведён конкурс компаний-участников по следующим номинациям: «Лучшая компания», «Лучший маркетинг», «Лучшая презентация», «Лучший менеджмент» «За успех на российском рынке», и «За успех на международном рынке»

РАВИ.ру

Примечательно, что первые бизнесы брэнда Virgin побеждали на тех рынках, где, казалось, яблоку было негде упасть. Ну скажите, разумно ли предполагать, что на рубеже 60-70-х годов британцам остро не хватало музыкальных пластинок, магазинов, занятых их продажей, и ещё одной студии звукозаписи? Да, действительно, Virgin стала пионером на западных рынках игровых приставок, а потом компьютерных игр. Но развивать музыкальные бизнесы корпорации приходилось в высококонкурентной среде. А чего только стоит схватка с гигантской British Airways, на стороне которой были значительный финансовый и «административный» ресурсы. Но Virgin выигрывал. В чём же фокус?

ЛИБО — ЧЁРНАЯ МАГИЯ ЛИБО — ИНВЕСТИЦИИ, ИННОВАЦИИ, КАПИТАЛЫ

Вряд ли успех Virgin в высококонкурентных средах зависел от заклинаний из репертуара чёрных магов. В автобиографии Брэнсона не зафиксированы обвинения её автора в практиковании Вудукульта. Зато там есть свидетельства того, что Брэнсон умело инвестировал в инновационные решения и управлял разными типами капиталов.

«Теряя невинность» описывает удивительно синергичную организационную и управленческую культуру корпорации Virgin. Постоянно инвестируя прибыль не только и не столько в инфраструктуру (помещения, звукозаписывающую аппаратуру, самолеты), скольков антропо— (кадры) и ультраструктуру (брэнд) компании, Брэнсон добивался создания человеческого и символического капиталов компании. Сам он результат своей деятельности называет «брэндированный венчурный капитал». Что это? А вот что: постоянный поиск парадоксальных решений, активное завоевание новых рынков, присвоение производимым продуктам качеств, главными из которых были «нонконвенциональность» и «свобода», тонкая кадровая политика, ну и — реверанс в сторону натур эмоциональных — подвиги Брэнсона на романтической ниве покорения небес, — всё это привело к закреплению за Virgin репутации «группы прорыва». А это обеспечило Virgin лояльных сотрудников и потребителей и немалые инвестиции.

Человеческий и символический капиталы стали наиболее значительными активами Virgin. Гибкие и мобильные по своей сути, они позволяли ей расставаться с отдельными бизнесами, не теряя при этом brand essence, высвобождать за рекордно короткие сроки большие объёмы свободных денег, лавировать между Сциллой и Харибдой косной британской банковской системы и фондового рынка. И никакой магии, только ловкость рук — и ума!

Мария Син-Ше

Дата публикации: 23:05 | 09.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.