Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/11/k/6


Новое время гуманитарных технологий

Джентльмены и патроны. Лондон-Венция-Падуя-Париж.
Новое время. Пройдя через горнило Возрождения, средневековая аристократия становится перелистанной главой книги Истории. На смену средневековым парламентам и Генеральным штатам приходят абсолютные монархии и буржуазные революции. На смену рыцарям — джентльмены и буржуа. На смену цеховым корпорациям — мануфактуры и фабрики. На смену княжествам и королевствам — национальные стэйты. Новое время — это время тотального рефрэйминга, полномасштабной смены рамок и правил поведения и деятельности людей. И если ещё совсем недавно король — это заместитель Христа в дольнем мире, то теперь его можно обезглавливать. Однако вскоре создаются новые ценности. Их назвали либерально-демократическими. По гамбургскому счёту сейчас и эта глава начинает перелистываться.

Казалось бы, Новое время. Ньютон, Галилей, Бэкон, Кеплер. Рождение естественных наук и сословия инженеров. Вера в силу разума и победу над природой. Цифры, логика, системы. Какие тут гуманитарные технологии? Но всмотримся поближе. Вот, к примеру, Галилео Галилей. Тот самый, что сказал: «И всё-таки она вертится». Преподаватель университета, не удовлетворённый своим положением. А положение в то время обеспечивалось могущественными патронами, аристократами-покровителями, имевшими клиентские сети — клиентеллы. В языке Красного проекта это называлось блатом.

Галилео начинает мягкую осаду семейства Медичи. Через промежуточных лиц. Его медиа — секретарь герцога Медичи, великая герцогиня Кристина. Посредством них он дарит герцогу свои изобретения: военный компас, подзорную трубу, etc. А Совету Венецианской республики он посылает телескоп. И начинается потлач, обмен дарами. Взамен Галилей получает протекции разного рода. Например, по рекомендации Совета ему предоставляют пожизненную должность в Падуанском университете. Однако амбиции автора закона инерции выше. И он направляет изобретённый им телескоп на Юпитер, логотип династии Медичи. И какое везение — вокруг Юпитера множество спутников! Галилей называет их «медицейскими» звёздами, преподносит их в дар юпитерианской семье, пишет «Звёздный вестник», в котором сообщает об открытии спутников Юпитера, предвестников могущественного царствования Кози-мо II Медичи и судьбы его династии. На собственные деньги (а их у него пока немного), за свой счёт, безо всяких грантов, печатает тираж «Вестника» и рассылает его по всем европейским странам. Вот это инвестиция! Вот это ставка! Ай да Галилей!

Герцог, конечно, мог бы и кинуть Галилея. Но тогда он бы подставил себя и семью, замочил бы репутацию напрочь. И своё будущее — ведь ему подарили знамение. Но герцог на то и герцог, чтобы быть образцом чести-честности. Учёный-инвестор получает в дар золотую цепь, золотую медаль с профилем герцога и, самое главное, пожизненный титул и содержание первого придворного математика и философа герцога Тосканского. Шикарней не бывает. И теперь уже у него ищут покровительства молодые учёные, добиваясь его патронажа.

И это не уникальный кейс. Такова была норма. Норма прибыли экономики престижа и чести. Кстати, о нормах прибыли. Мажоритарные акционеры Ости Вест-Индских компаний, осваивавших новые географические открытия, имели дивиденды до 700-800% годовых.

Но это не повод для зависти. Даже с учётом того, что вся Земля уже открыта, освоена и поделена. Новые пространства человеческого сознания ждут (но не с распростёртыми объятиями) своих конкистадоров и компаньонов, субъектов новых типов деятельности и носителей новых качеств. Система патронажа интеллекта была создана молодыми интеллектуалами, группировавшимися в неформальные кружки вокруг наставника или магната. Эти организационные формы появились на заре Возрождения, когда рамки средневековых университетов стали тесны, перестав отвечать на вызовы среды. Кружки трансформировались в знакомые нам университеты. Вобравшие в себя и черты наукограда Новой Атлантиды — Дома Соломона, спроектированного консультантом английской королевы Фрэнсисом Бэконом. Тем самым, что сказал: «Знание — сила». И поведал об идолах рынка, театра и пещеры, гуляющих по закоулкам нашего сознания.

РОЖДЕНИЕ ДЖЕНТЛЬМЕНА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ИЗ ВЫСКОБЛЕННОЙ ДОСКИ И РЕФЛЕКСИИ

Новое время. Система сословных различий аристократии, духовенства и крестьян уже не актуальна. Актуальна буржуазия. Новый класс. Новая аристократия. Предприниматели. Джентльмены. Совершенный джентльмен. Так называлась книга Даниэля Дефо, скальда ново-временных конунгов.

Скальд, певец варягов, кстати, получал такую же долю прибыли-добычи, как и конунг-князь. Почему? Да потому что руководство — это не только сила и знание того, куда и как идти, но и вдохновление. Особенно необходимое во время долгого и тяжёлого путешествия по океанам неизведанного, полным рисков и преодолений.

Другой скальд элитной прослойки — людей рода (так переводится джентльмен) — Джон Локк. Советник лорда Энтони Эшли и воспитатель его сына. Член Учёного королевского общества в Лондоне. Разработки Локка стали рамками западной воспитательно-образовательной и политической традиции XVIII—ХХ вв.

Новые профессии (врач, адвокат, например), появившиеся в Новом времени, новые иерархии и идеологии требовали новых подходов к воспитанию и образованию. Новых образов человека. Новых аристократов. Так появился образовательный проект джентльмена. И одним из его главных авторов стал Локк.

Что было до него? Система воспитания рыцарей. В её основе программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. 0-7 лет: домашнее воспитание; 7-14 лет: паж при супруге сюзерена и её придворных, приобретение круга знаний, умений и опыта придворной жизни; 14-21: переход на мужскую половину, оруженосец при рыцарях двора сюзерена, освоение «начал любви, войны и религии»; 21 год: посвящение в рыцари, испытания в турнирах, поединках, пирах.

Чтобы воспитать рабочих, придумал Локк, нужны рабочие школы и обучение рабочим навыкам. Чтобы воспитать джентльмена, нужно воспитать джентльмена. Ингредиенты воспитания джентльмена по Локку: выработка твёрдой воли, обучение хорошим манерам, умение человека управлять собой. А как без этого управлять? Джентльмен — высокообразованный и деловой человек. В набор дисциплин Джон Локк включил: латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремёсла (садоводство, путешествия (!)), музыку, хорошие манеры.

Быть софистикэйтид — одно из главных качеств джентльмена. А в корне этого слова — греческий софос — мудрость, мастерство. А в плодах — рефлексия. Причём чувственная. Концепт чувственной или опытной рефлексии Локк придумал для прокладывания пути очеловечивания чистой или выскобленной доски, tabula rasa, с которой рождается ребёнок. Сознание которого пусто и немо. Чисто досочно.

Между плодами и корнями — стебель. Позвоночник, статус, стать, осанка, gentle, gens. На котором держится доска, уже исчерченная письменами образования и опыта.

РОЖДЕНИЕ НАЦИИ ИЗ СЛОВАРЯ И ПАЛАТЫ МЕР

А как обстоят дела в Париже? По Елисейским полям шагает солдат. Его видно издалека: он держит голову прямо, плечи развёрнуты, живот подобран. Он весь — знак власти суверена, выражающий гордость и силу. Тот же солдат, но в XVIII веке, совсем другой. Это выдавленный из крестьянина автомат по исполнению многостраничных пошаговых инструкций и примитивных команд, продукт механистической муштры и дрессуры плоти.

Как это случилось? А просто интеллектуалы увлеклись разного рода таблицами и классификациями. В чьё прокрустово ложе сначала размещались слова, а затем и тела. В резонанс интеллектуальной моде развивалась индустрия. Мастера уходили в небытиё, а мануфактуры, фабрики, заводы требовали биороботов. Классифицированных по видам выполняемых действий.

В эпоху Французской революции начинает реализовываться проект Парижской Академии по созданию единой системы мер и весов. Таким образом централизованная абсолютистская власть с помощью парижского мыслетанка одерживает победу над сеньорами, которые в старой Франции были хранителями стандартов мер, принятых в данной местности, и гарантами их соблюдения.

Этот же мыслетанк по заказу властей создаёт словарь французского языка и грамматику, внося свой вклад в формирование единого французского языка и национального стэйта Франция.

Подобными методами создавались и другие национальные стэйты — Германия, например. Чтобы избавиться от власти католической Церкви, Лютер переводит Библию на немецкий язык. Война языков заканчивается победой только что созданных национальных над латинским.

Бывший язык знания, как сакрального, так и светского, остаётся лишь в пространстве ужавшегося католичества, медицины и юриспруденции. Французский язык усилиями тандема власти-знания завоёвывает научные сообщества, добавляя Франции очки на международной арене.

Новый искусственный язык оестествляется, а воображаемое сообщество-нация начинает верить в реальность себя. Так осуществилась ГТ-операция по глобализации районного масштаба.

Философы Французского Просвещения в борьбе за власть против Церкви и старой аристократии сознательно атакуют идеальное, продвигая идеологию материализма. Нет, герцогов и священников они не убивают. Но издают «Энциклопедию», где в статье «Причастие» пишут: «см. Антропофагия (Людоедство)». Чем это закончилось, мы все знаем.

Идеальное полностью поражено в правах. Детская болезнь левизны не даёт встать с кровати старушке Европе, а её подсознательное выходит наружу, пытаясь разбудить её бомбами-будильниками. Моргают последние люди.

Инфляция идеального будоражит рынки. Ждущие спасения. Со стороны. И с чьей же? А с той, откуда встанут человеки. Т-с-с...

И напоследок, закрывая всемирную историю гуманитарных технологий, мы публикуем одно из средневековых посланий от неизвестного гуманитарного технолога, жившего в золотой середине европейской истории. Предназначенное к прочтению в начале XXI века.

ГЕНИТАЛИИ VS НАТУРАЛИИ

А н т и н а ц и о н а л и с т и ч е с к и й Moneyфест Самосбывшееся предсказание

Размывание политтехнологами Возрождения и Просвещения иерархичности общества вызовет к жизни нацию. «Нацию, которая столь же искусственна, как и Панамский канал» — к такому выводу придёт Людвиг Шнайдер в книге «Varietis of Nationalizm». Нация будет «придумываться» особыми элитарными группами в борьбе против теократии, аристократии и монархии Средневековья. «Придумываться» и подкидываться массам. Которые уже на следующий день забудут об искусственности национальности. Как говорил Заратустра, «созидателями были те, кто создали народы и дали им веру и любовь; так служили они жизни». И «разрушители есть те, кто ставит ловушки для многих и называет их Staat». Нациестроительство — это убийство государей. «В Великобритании и Франции нация внушительно заявила о себе, осуществив суд над монархом и его казнь от имени народа. Произошло не случайное убийство Карла I и Людовика XVI, а именно казнь по форме, т.е. полное ниспровержение принципов взаимоотношений между сувереном и народом», — напишет Иммануил Кант в «Метафизике нравов». Национализация — это natura-лизация gen-италий. Gens — это потомок Рода, Семьи, связанной узами чести и предназначения. Благородный. В отличие от natio, рождения в том смысле, в котором мы говорим о рождении животных. Nativus — это внебрачный, безродный, плебс. Исчезновение верхнего слоя вертикальной иерархии привело к огоризонталиванию и натурализации (naturalia — физиологические детородные органы, genitalia — аристократические, родовые органы) общества.

Идеология national state’а будет тесно связана с физиологической кровью, физическим местом (мы ещё услышим Blud und Boden), арифметикой и механикой. Отсюда возникнет система демократических выборов, т.е. приложение к обществу примитивных арифметических приёмов суммирования атомарных индивидов.

Национализация — это переход от Государства к State. State-Штат — это провинция. Сословие без иерархии сословий. Провинция без метрополии. Рабы без рабовладельцев. Чернь без аристократии. Стадо без пастыря. Долго ли будет продолжаться этот беспредел — «пережёвывание state’ами людских множеств», «недостойное поведение скопища граждан, исключающих себя из целого», «администрация тела и расчётливое управление жизнью на уровне биологического вида», о котором напишут мыслители Европы? Нет, не долго. Придут человеки и встанут. И пойдут сквозь тернии к звёздам, прокладывая новые пути и ведя людей к сдвигающимся горизонтам. Viva la gens!

Дата публикации: 22:37 | 09.12


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.