Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / 1999—2004: ключевые тексты / Искусство

Социальная терапия: когда школа бессильна


Виктор Осипов
ГОСТ
panda7@mail.ru
Версия для печати
Послать по почте

Система образования ждёт субъектов развития.
Человек получает образование не в «образовательных институтах», а в других местах. С этим жёстким тезисом соглашаются многие эксперты. СМИ, семья, религиозные и профессиональные сообщества «по-настоящему» формируют картину мира человека, а школы и вузы выполняют малопонятные функции. Возможно ли изменить эту ситуацию?


ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИДЕОЛОГИИ

Слово «образование» происходит от слова «образ». «Образ» человека, описывающий то, каким он должен стать, лежит в основе любой образовательной системы. В этом смысле «образование» всегда имеет дело с целенаправленным изменением, точнее — с развитием, так как изменение происходит в заданном направлении. «Образы человека», определяющие характер образования, могут быть разными, но они обязательно являются составными частями достаточно развёрнутых идеологических систем. Например, «воспитание нового человека» было важной (пожалуй, ключевой) частью коммунистической идеологии.

Было бы наивно полагать, что «образование» человек получает только в рамках образовательных учреждений или что оно как-то относится к ведению Министерства образования. Особенно в нынешней ситуации, когда сколько-нибудь целостной государственной идеологии не существует и нет желаемого «образа человека». И вообще, тезис, что школа транслирует государственную идеологию, звучит довольно спорно. Сейчас наступило «множественное», «сетевое» время. Родители могут выбирать, в какую школу отдать ребёнка. Школы бывают разные — это зависит от идеологии конкретной школы, того образа человека, который в ней будет создаваться. Впрочем, это всё дело будущего. Пока в России всё по старинке. Сейчас подрастающее поколение воспитывают женщины-пенсионерки. Абсолютно серьёзно. И молодые девчонки, которым нечего делать.

Виктор Осипов. Лучший выпускник философского факультета Ростовского университета, в 95-м встречает Ефима Островского — своего Учителя. С того момента его развитие происходит в рамках идеологии нового поколения и Русского Мира. В составе корпорации ГОСТ участвует в продвижении в России и других странах ценностей нового поколения в рамках как избирательных кампаний, так и других ГТ-практик.

ГДЕ ЖИВЁТ ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательные практики смещаются сегодня в другие сферы деятельности. В первую очередь это сфера развлечений — кинематограф, компьютерные игры и т.д. Именно там создаются основные образцы (паттерны) психологии и поведения, именно там присутствуют «образы», которым стремятся подражать. Образовательную функцию выполняет и реклама. Фактически так называемая «социальная реклама», задающая нормы и правила поведения, является на сегодняшний день одним из наиболее эффективных образовательных инструментов. Собственно «социальной рекламы» не так много, чаще она выступает под видом рекламы коммерческой (достаточно вспомнить проект Анны Носенко «Герои новой страны», который является коммерческой рекламой сети фитнес-центров World Class). Впрочем, это ещё интереснее.

Вообще, переход страны в 90-е годы к новым формам жизни во многом не затронул глубинные психологические и поведенческие структуры населения. Исследования показывают (особенно в провинции) низкий уровень самостоятельности и социальной мобильности, надежду на государство как на единственный источник решения жизненных проблем, сохранение других стереотипов советского образа жизни. Это, конечно, характерно в первую очередь для старшего поколения, однако через институт семьи и школы эти качества передаются и молодёжи.

Стране необходима своего рода «образовательная революция», которая выполнит функцию социальной терапии, преодоления комплексов общественного сознания. Без этого человеческие качества, доставшиеся нам из прошлого, будут ещё долго тормозить процессы развития.

Эта революция может быть во многом подобна процессам, происходившим в США в 70-е годы, когда значительная часть населения прошла через разнообразные психологические тренинги (Life Spring и т.п.), целью которых было воспитание «мобильности и бесстрашия».

Социальная терапия может проводиться разнообразными средствами. Среди них и вышеупомянутые фильмы, и компьютерные игры, и социальная реклама, и художественная литература и др.

В то же время наиболее акцентуированный относительно образования вид — социальная терапия — приобретает в различных психотехнических и тренинговых практиках. Они существуют сегодня и уже достаточно распространены в крупных центрах, однако у населения до сих пор есть по отношению к ним определённое предубеждение. Здесь и страх перед приставкой «психо», и распространённая в обществе истерия относительно «манипуляций» и «зомбирования». Эзотерические и религиозные институты, занимающиеся подобными практиками, зачастую сталкиваются с опасливым и откровенно враждебным отношением. (С этим связана и грандиозная кампания по шельмованию так называемых «тоталитарных сект».)

По всей видимости, требуется проведение специальной предварительной кампании по преодолению подобных настроений общественного сознания. Тренинги необходимо ввести в моду. Ведущие тренеры должны стать такими же звёздами, как певцы и актёры, они должны появиться на обложках глянцевых журналов. Люди должны начать копить деньги на тренинги, хвастаться пройденными тренингами перед друзьями и знакомыми и т.п.

ОТКУДА ВОЗЬМУТСЯ СУБЪЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЙ

Система образования — эффективная инфраструктура для изменения общества, внедрения новых смыслов и ценностей. Вопрос в том, откуда возьмутся субъекты изменений. Кто захочет браться за всё это? Дело в том, что, как только ты хочешь за это взяться и пытаешься использовать для этого существующую школу, у тебя вдруг возникает куча проблем. Материальных проблем. Содержать школу дорого. Поэтому я и утверждаю, что у нас будут разные школьные системы. Никто не в состоянии содержать эту огромную махину для всей страны. Какой-то субъект изменений может создать пару-тройку своих школ, в которых он будет воспитывать детей с какого-то возраста так, как он хочет. А кто всю эту систему возьмёт? Государство не сможет. Оно очень консервативно и занимается не развитием, а функционированием.

Где находятся точки развития? В религиозной сфере, в коммерческой. Возможно, на эту роль могут претендовать политические сообщества. Но нет таких субъектов, которые действительно были бы заинтересованы в развитии. Субъектов, строящих стратегии не локальные, связанные с какими-то небольшими территориями или группами населения, а охватывающие всю территорию страны. Даже те, кто себя так позиционирует, ограничиваются разговорами. Развитием иногда занимается государство. Вернее, занималось в период революций, когда надо было создавать новое. То, что произошло в 90-е годы, тоже вроде бы революция, резкое изменение всего происходящего, но это всё-таки не сопровождалось такой ломкой старого. Поэтому и стимулом развития образования общественные перемены в 90-х не стали. 2002, №7--8


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






1999—2004: ключевые тексты
Дело
«Со-Общение» 2010: Модель для сборки
Редакция «Со-Общения»
Пять лет в пути
Дмитрий Петров
Пять. С плюсом...
Редакция «Со-Общения»
Гаммельнский крысолов. Продолжение
Армрестлинг с невидимой рукой
Сергей Чернышёв
Гуманитарная инноватика
Алексей Тупицын
Вас танцуют
Анна Носенко
Дела со-общения
Редакция «Со-Общения»
Путь
Пути со-общения
Редакция «Со-Общения»
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
Ожидание неожиданного
Александр Пятигорский
Новый класс и семантическая реконструкция России
Александр Неклесса
Месторождение
Месторождения
Редакция «Со-Общения»
Хорошо забытые технологии
Вячеслав Глазычев
В мире без утопий и антиутопий
Валерий Подорога
Мир: семь размышлений в мае 2003 года
субкоманданте Маркос
Искусство
Искусство со-общения
Редакция «Со-Общения»
Пространственность в ритуально-игровом наклонении
Олег Генисаретский
Развитие общественных связей (РОС) — профессия мира
Пётр Щедровицкий
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Со-общники
Со-общники
Редакция «Со-Общения»
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
В сетях
Сергей Зуев
Меж двух времён
Михаил Дубровский
Как мы делали этот номер...
Редакция «Со-Общения»
Письма читателей
Письма "Со-Общению"
"Со-Общение" 1999-2004 в событиях
"Со-Общение" 1999-2004 в событиях


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.