Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / 1999—2004: ключевые тексты / Искусство

Искусство со-общения


Редакция «Со-Общения»
mail@soob.ru
Версия для печати
Послать по почте

Реклама, маркетинг, развитие общественных связей, брендинг, тренинги, избирательные технологии, индустрия восторга, интегрированные маркетинговые коммуникации, современное искусство etc. ...

Жизнь имитирует искусство.
Оскар Уайльд

Упоминая искусство, обычно вспоминают искусство. Упуская другой, изначальный смысл этого слова — дар, мастерство, владение... В греческом языке это называлось «технэ».

Применительно к гуманитарным технологиям «Со-Общение» использовало метафору боевых искусств холодной войны, искусств владения тонкими силами. В противовес силам грубым. Физическим. Или — натуральным.

Здесь мы выходим на базовые оппозиции Натуры и Культуры. Естественного и искусственного. Выросшего и сделанного.

Делание языков, делание рамок и правил поведения и деятельности. Делание себя. Так можно определить (с ударением на втором с конца слоге) разные ГТ-искусства. В том числе и искусство управления (см. «Дело»: 2004, № 10).

О рекламе и маркетинге, брендинге и дизайне, виртуальных искусствах, избирательных технологиях да ещё о «пиаре» журнал писал в первые годы своей деятельности (именно эти искусства, вернее — людей, владеющих этими искусствами, используют сегодня операторы смысло-проводящих товаропотоков для со-общения с пользователями и потребителями).

Постепенно акценты менялись. Образование (вместо имиджмейкинга)[1] как делание образов, маркетинг (рынкова-ние) как со-общение производителя и потребителя, литература, актуальное искусство — таковы лишь некоторые из появившихся мотивов.

Говоря о гуманитарных технологах, мастерах развития общественных связей, мастерах боевых искусств холодной войны, мы выходим на тему мастерства. Мастер, тот, кто искусен, — это ещё и хозяин, господин. Так переводится это слово с латинского языка — тот, кто владеет. Тот, для кого собственность — процесс.

Считается, что собственность можно отчуждать. А владение искусствами неотчуждаемо — они всегда с тобой, с мастером. Это — и про человеческий капитал[2].

Заметим, что и отчуждаемость физической собственности может быть неочевидной. Например, латинское familia (семья, род, династия) — это не только человеки и люди. Это ещё и res — имущество семьи, причём окрылённое мантией символов, со-означенных предназначению рода (см. апрельский номер этого года).

«Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим... Значение власти связано с тем положением, что права и интересы целого должны быть определённым образом представлены в отличие от частных прав и интересов, поскольку простая сумма сих последних ещё не составляет общественного целого», — писал Владимир Соловьёв. Тогда ещё не в «Со-Общении»[3]. Владение, управление — это удержание целого, целей, сверхцелей. И это в первую очередь управление собой.

У греческих философов космос управлялся Нусом, Логосом, Идеей, Формой — умом, словом, образом, образцом. А само слово «софос» — мудрый (см. номера «Фабрики мысли» в сентябрьских номерах 2003 и 2004), от которого произошла философия, означало и мастера. Искусного ремесленника. Непревзойдённого в своём искусстве. Того, в чьём творении присутствовало нечто сверх ремесла, нечто сверхъестественное. Мастерство, наверное, это одна из тем, ещё не освещённых «Со-Общением»[4]. Всё только начинается.

«К чему эти игры со словами, их корневыми значениями, языковым материалом?», — спросят некоторые читатели. А мы ответим вопросом: а что есть инструмент гуманитарного технолога, управленца, консультанта (или консалтера)? Не слово ли? А также знак, связанные в текст слова. Взять, к примеру, топ-менеджера. Или президента. Что он делает? Говорит. Слушает. Пишет (или подписывает) стратегическую литературу — указы, приказы, доктрины (см. июньский номер этого года под названием «Литература. Бренд-стратегии. Прикладная история»). Кстати, об искусстве. Медиа-арт — одно из слов, появившихся в постиндустриальном обществе, — в «Со-Общении» в номерах 1999—2001 годов «Время СМИ», «СМИ и ПР», «Немедийная трансляция» и др.

Всё, что естественно, — не безобразно, говорит нам обыденный язык. А мы — и наши авторы — отвечают: безобразно. Лишено образа. И то, что наиболее естественно, наименее подобает человеку. Надеемся, наши читатели используют столовые приборы. Даже когда очень голодны. Хотя ложки, вилки, ножи — весьма искусственное образование. А иногда даже и предметы искусства. Сделанные мастером. Мастером своего дела.

«Лучшие формы самовыражения капитала даёт современное искусство. Так почему не сделать произведением искусства жизнь, превратив её в непрерывный хэп-пенинг[5]?», — писал деятель современного российского искусства Виктор Пелевин, создавший образ русского креатора, рекламщика и пиарщика. «Инвестиция. Ставка. Капитал» — вероятная тема следующего номера «Со-Общения». А тема современного искусства продолжается. На наших страницах и вокруг. В жизни. Ведь в ней всегда есть место искусству. А если нет, она становится объектом искусства других. Объекты, которым во взрослом состоянии естественно не нести ответственности за свою жизнь, называются «зомби».

Vita brevis, ars longa[6]. О долгосрочных стратегиях, оперативном искусстве, людях длинной воли и героях России — страны, которой не было, — мы намерены не только писать. Но и читать. Делать. Принимая на себя. Применяя к себе. Осваивая. Овладевая искусствами, необходимыми для повышения конкурентоспособности в условиях Нового Мира. Конкурируя, в первую очередь, с самим собой[7].


[1] Об образовании, как ни странно — выпуск «Образование» (2002, №7-8).

[2] Этой теме посвящены два номера с перерывом в два года (2002, №6; 2004, №5).

[3] См. номера «Гражданское общество» (2003, №11), «Государство и Власть» (2003, №9).

[4] Вернее, освещённая не полно: см. «Детали совершенства», (2001, № 11); хотя он и не совсем про это, — наверное, тогда мастера ещё непроявились для нас.

[5] Англ. — «случай как процесс», «случаение» — прим. ред..

[6] «Искусство — вечно, жизнь — бренна» (лат.).

[7] Читайте журнал. Читайте.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






1999—2004: ключевые тексты
Дело
«Со-Общение» 2010: Модель для сборки
Редакция «Со-Общения»
Пять лет в пути
Дмитрий Петров
Пять. С плюсом...
Редакция «Со-Общения»
Гаммельнский крысолов. Продолжение
Армрестлинг с невидимой рукой
Сергей Чернышёв
Гуманитарная инноватика
Алексей Тупицын
Вас танцуют
Анна Носенко
Дела со-общения
Редакция «Со-Общения»
Путь
Пути со-общения
Редакция «Со-Общения»
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
Ожидание неожиданного
Александр Пятигорский
Новый класс и семантическая реконструкция России
Александр Неклесса
Месторождение
Месторождения
Редакция «Со-Общения»
Хорошо забытые технологии
Вячеслав Глазычев
В мире без утопий и антиутопий
Валерий Подорога
Мир: семь размышлений в мае 2003 года
субкоманданте Маркос
Искусство
Искусство со-общения
Редакция «Со-Общения»
Пространственность в ритуально-игровом наклонении
Олег Генисаретский
Развитие общественных связей (РОС) — профессия мира
Пётр Щедровицкий
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Со-общники
Со-общники
Редакция «Со-Общения»
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
В сетях
Сергей Зуев
Меж двух времён
Михаил Дубровский
Как мы делали этот номер...
Редакция «Со-Общения»
Письма читателей
Письма "Со-Общению"
"Со-Общение" 1999-2004 в событиях
"Со-Общение" 1999-2004 в событиях


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.