Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2004 / 1999—2004: ключевые тексты / Дело

Дела со-общения


Редакция «Со-Общения»
Версия для печати
Послать по почте

Предпринимательство, инноватика, развитие общественной связности, консалтинг, управление.
1998 год. Группа «Мистер Кредо» выпускает альбом «Коза Ностра» с заглавной песней «Коза Ностра». «Коза Ностра, Коза Ностра, все дела решает просто, парни слова, парни дела, дело делают умело». 2004 год. Группа «Глюкоза» выпускает альбом «Глюкозаностра». Дельта = глю...


Sonna cosa nostra. Это наше дело. Сказал когда-то Дон Корлеоне. Его слова были услышаны. Через несколько десятилетий. Западными маркетологами. Создавшими концепцию cause-related marketing. Что было переведено на русский «причинно-обусловленный маркетинг» (ха-ха). Однако cause в этой концепции не переводится как «причина». Cause — общественное дело. На латыни — Res. А дальше — Res Publica. Общее дело. Вспомним выпуск «Президент. Семья. Русский Мир»...

Некрасивое английское «cause» ещё ищет себя на просторах русского языка. В том числе в виде словосочетания «социальная ответственность бизнеса» (см.: «Со-Общение», 2002, «Бизнес-сообщество как субъект развития общественных связей» и «Корпоративное государство», «Со-Об-щение», 2001). В английском языке дела в этом контексте также употребляются слова «mission», «destiny», «vision». А в русском? Предназначение, видение, цели, сверхцели.

Несколько лет назад наш президент однажды сказал, что вся страна живёт по понятиям и, к сожалению, лишь несколько процентов по философским. К чему это мы про коза ностру? К истории. К исторической памяти. Ведь одно из её предназначений в том, чтобы помогать бороться с дурной бесконечностью, с забвением уроков и опытов. Времена дикого капитализма прошли. Дикого — и тинейджерского. «Характерная черта «тинейджерского» капитализма — ощущение, что каждый делает бизнес для себя. Именно так казалось несколько лет назад. Но сейчас бизнес переходит в новую стадию: становится понятно, что есть интересы, важные для всего бизнеса в целом, поэтому формируется бизнес-сообщество» — так сказал Сергей Михайлов, управляющий партнёр агентства «Михайлов и партнёры». Мы повзрослели вместе с бизнесом. Нам исполнилось пять лет. Скоро — в первый класс.

Свободное общество свободных людей — одно из ключевых сообщений послания президента 2004 года. Что это как не сообщество владельцев, начальников владетельных родов, осваивающих ответственность за повышение конкурентоспособности и развитие своих корпораций — населённых капиталов. И своей Страны[1].

Конец (?) холодной войны. Американский язык находит брешь в советском языке и селевым потоком разметает слова, смыслы, культуры, нормы и рамки. Усилиями немногих русский язык начинает ремонтировать себя (от слова «ремонт» — новый подъём). Начинает разворачиваться сюжет барона Мюнхгаузена.

Предпринимательство, инноватика (см.: 2002, № 3, «Инновации»), развитие общественной связности, консалтинг, управление. К таковым делам проявляло интерес «Со-Общение». И к героям этих дел. Новому классу — осваивающему новые типы деятельности, появившиеся в новой России («Новый класс. Лёд тронулся», 2004, февраль).

«Обретая опыт, российские предприниматели, в частности, узнают, что тот вид деятельности, которым они занимаются, радикально отличается от любого другого бизнеса, где бы и кто бы им ни занимался, и в первую очередь от бизнеса западного. Отличается, прежде всего, тем, что с самой первой минуты своего легального существования в России предпринимательство стало полигоном, где создаются новые, совершенно отличные от западных, типы рациональности.

Деловая жизнь в России строится на том, что, едва только в поле зрения предпринимателя попадает некая возможность, он должен использовать её как можно скорее и с максимальным эффектом. И в результате оказывается, что он создал нечто абсолютно новое. Не переделал что-то, не освоил опыт предшественников, не синтезировал чужие данные и идеи, а создал нечто своё собственное.

В этом отличие предпринимателя от бизнесмена. Предприниматель в России — это не просто производитель, торговец, кредитодатель или фондовый банкир, а социальный инженер особого типа». (Январь 2003-го. Рифат Шайхутдинов. Генеральный директор Главного агентства воздушных сообщений).

Предприниматели шли, шли и пришли. К стратегиям. К длинному будущему. И крупномасштабным картам. К ставкам больше, чем жизнь. А «Со-Общение» подошло к теме наследников, семейного дела, династиям. Апрель и май 2004 года. Думается, что в следующие пять лет интерес к этим темам будет только возарастать.

Мы живём в несомненно интересной стране. И управление у нас — по большей части антикризисное. Или транскризисное: кризис — это новые возможности. Под таким слоганом выходили два номера: «Кризис. Предназначение. Человеческий капитал» (2004, № 5) и «Управление кризисными ситуациями» (2002, № 11). А ещё был номер, который так и назывался: «Кризисы» (сентябрь 2001). Сентябрь — безбашенный месяц. Месяц, в который мы сняли головные уборы. «Победа разума над хаосом» — так называлась одна из статей, посвящённая корпоративному управлению. Война порядка и хаоса — дело управления. Чтобы увидеть явление энтропии и законов термодинамики, достаточно оставить что-нибудь без управления.

Делу — время, потехе — час. О-ля-ля. Про праздники, радость и индустрию восторга — в другом обзоре. А также в декабре прошлого и настоящего годов.

Предпринимательство, инноватика, консалтинг, управление. Что можно увидеть за этими словами? Развитие. «Властные структуры сегодняшнего дня, будучи продуктом и следом прошлого этапа Развития всегда не готовы к новым вызовам и решению новых задач, подобно тому как генералы всегда готовятся к прошлой войне. Они никогда не готовы уступить место «новым, молодым, грамотным, энергичным». Да и последние не очень-то рвутся взять на себя ответственность, предпочитая личные проекты работе по созданию Общих Благ. Историческая пауза может длиться долго... Пока в сферу управления не придёт новое поколение. Не столько новое поколение людей, сколько новое поколение идей, способов думать и делать. Хотим ли мы ускорить этот процесс?..

Так называемая экономика — это способ измерять эффективность ДЕЛ. Самый главный вопрос: какое ДЕЛО сегодня в России перспективно и для отдельного человека, и для страны? Чем можно и нужно заниматься в России в новом веке?» Вопросы — или вызовы?[2]

Экономика — способ измерения эфективности. Деньги — кровь проектов. Успех — обратная связь. Консалтинг — совместный танец и прыжок[3]. За общее дело мы поднимали тост в прошлом номере. Раньше это называлось «на посошок». Делов-то. Встать на путь. И пойти.

За общее дело мы поднимали тост в прошлом номере. Раньше это называлось «на посошок». Делов-то. Встать на путь. И пойти.


[1] См. статью Анны Носенко и Дмитрия Петрова «Вам послание. От президента Российской Федерации» (2004, № 5).

[2] См. статью Петра Щедровицкого «Новое дело» (2003, №11).

[3] Читайте номера «Консалтинг. Управление выбором» (2004, №4), а также «Политическое консультиролвание» (2003, №4).


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






1999—2004: ключевые тексты
Дело
«Со-Общение» 2010: Модель для сборки
Редакция «Со-Общения»
Пять лет в пути
Дмитрий Петров
Пять. С плюсом...
Редакция «Со-Общения»
Гаммельнский крысолов. Продолжение
Армрестлинг с невидимой рукой
Сергей Чернышёв
Гуманитарная инноватика
Алексей Тупицын
Вас танцуют
Анна Носенко
Дела со-общения
Редакция «Со-Общения»
Путь
Пути со-общения
Редакция «Со-Общения»
Говорите с общественностью по-русски
Петр Шихарев
Связность социальных систем как мера развития инновационных процессов
Сергей Переслегин
Ожидание неожиданного
Александр Пятигорский
Новый класс и семантическая реконструкция России
Александр Неклесса
Месторождение
Месторождения
Редакция «Со-Общения»
Хорошо забытые технологии
Вячеслав Глазычев
В мире без утопий и антиутопий
Валерий Подорога
Мир: семь размышлений в мае 2003 года
субкоманданте Маркос
Искусство
Искусство со-общения
Редакция «Со-Общения»
Пространственность в ритуально-игровом наклонении
Олег Генисаретский
Развитие общественных связей (РОС) — профессия мира
Пётр Щедровицкий
Социальная терапия: когда школа бессильна
Виктор Осипов
Со-общники
Со-общники
Редакция «Со-Общения»
Общественная связность и развитие личности
Елена Русская
В сетях
Сергей Зуев
Меж двух времён
Михаил Дубровский
Как мы делали этот номер...
Редакция «Со-Общения»
Письма читателей
Письма "Со-Общению"
"Со-Общение" 1999-2004 в событиях
"Со-Общение" 1999-2004 в событиях


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.