Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2004/1/op/1


Человек среди миров

Человек живет и действует так, как предписывают ему его представления о мире: о том, что хорошо и что плохо, что следует и не следует делать, к чему следует стремиться. Представления о мире могут привести человека на костер и в гущу сражения. Таким образом, так ли уж важно, каков мир ? Но что действительно важно - это (на самом деле) какова «картина мира».
Как известно, весь наш мир находится в медном чайнике Лю Дуй Бина, торгующего всякой мелочью на базаре в Чаньани.
Виктор Пелевин «СССР Тайчжоу Цюанъ»

МИР НА ЕГО КАРТИНАХ

Картина мира состоит из множества мифов о реальности. Мифов социальных — предлагающих те или иные образы и истории (рассказы), задающие оправдание (и объяснение) тому или иному типу жизни и деятельности.

Причем базовые мифы всегда так или иначе касаются возможного предназначения человека и вопроса о смысле жизни. Мифы могут давать возможность человеку найти свое предназначение (то есть содержать осознание и исполнение предназначения как необходимую часть), а могут этой возможности не давать, погружая его в пучину бессмысленности.

Все существующие картины мира можно свести к двум базовым мифам. Первый — о том, что человек и мир созданы и управляются неким высшим существом (или существами). Второй — о том, что человек и мир возникли и развиваются в силу случайного (или безлично закономерного) стечения обстоятельств.

В этой связи принято проводить деление на две картины мира — религиозную и атеистическую. Однако эта оппозиция не схватывает сути различия! Более подходящим является деление на целевую (связанную с некоей разумной деятельностью высшего существа) и причинную картину мира.

В этом смысле буддизм, например, скорее относится ко второму мифу.

Первый миф дает возможность истолковать существование мира и человека как условие или средство некоей деятельности Бога или других высших существ. Таким образом, любая деятельность человека может выбираться и оцениваться по отношению к «высшей деятельности» — и соотноситься с ней положительно либо отрицательно. Отсюда возникает осмысленная концепция предназначения как места каждого конкретного человека в системе «высшей деятельности».

У ПОРОГА ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Резонно предположить, что любая деятельность целесообразна и этим отличается от активности. Таким образом, в рамках «высшей деятельности» также должна быть некая цель, относительно которой могут существовать те или иные средства. Первый миф предполагает ответ на вопрос: зачем Бог и (или) другие высшие существа создали мир и человека?

Мировые религии, предполагающие наличие Творца (христианство, ислам, иудаизм), объявляют целью каждого отдельного человека «спасение», однако не всем и не всегда понятно, зачем Богу спасение человека и в чем оно, собственно, состоит. Ясно только одно: человек может спастись.

Обретение «жизни вечной» часто мыслится как прекращение деятельности. Однако это вызывало и вызывает вопросы. Например: если так, то зачем и кому нужны спасшиеся?

Вообще, следует отметить, что само по себе наличие Бога не делает картину мира целевой и деятельностной. Если Бог создал мир случайно или по недоразумению (или он спит и видит нас во сне), то такие представления ничем не отличаются от современной научной картины мира. Причина есть, а цели нет. Здесь, впрочем, интересно вспомнить, что средневековые «доказательства бытия Бога» в первую очередь основывались на заметной целесообразности мироустройства. Как если бы мы, наблюдая некую совокупность событий, аналитически вычленяли, что за ней стоит чей-то проект.

От того, к какому из базовых мифов склоняется человек, зависит многое в его жизни. Осмысленное существование, предполагающее осознание и реализацию собственного предназначения, возможно только в рамках первого мифа — мифа о деятельности высших существ. Либо человек участвует в реализации некоей цели в рамках высшей деятельности, либо его смертность и конечность делают любую деятельность бессмысленной. Люди и цивилизации гибнут, а материальное нельзя унести с собой в могилу.

Зачем же созданы и мир, и человек? Нет более важного вопроса для каждого, и в то же время нет вопроса, который бы настолько обходился вниманием в современной (даже религиозной!) культуре.

Можно ли ответить на этот вопрос? Или полной ясности не удастся достичь никогда? И само незнание человека о целях высших существ входит в их замысел?..

ПРИМЕРКА РОЛИ СОЗДАТЕЛЯ

Или всё же можно попытаться найти хотя бы некий набор возможных ответов, опираясь на данный в Писании намек, что человек создан «по образу и подобию».

Версии ответа (или намеки на них) присутствуют. Однако в весьма специфическом виде. Например, в виде продуктов массовой развлекательной культуры, которые, с одной стороны, вроде бы не заслуживают серьезного внимания, а с другой стороны, оказывают мощное воздействие на общественное сознание и могут использоваться для «обкатки» некоторых идей.

В первую очередь (по степени влияния) я имею в виду первую серию фильма «Матрица». Не зря на его официальном сайте даже оказался раздел «Философия» (см. whatisthematrix.warnerbros.com).

Люди думают, что живут в реальном мире 1999 года, а на самом деле их сознания находятся внутри компьютерной матрицы, а тела — под властью злобных машин, получающих из них энергию на безжизненной планете.

Что здесь интересно относительно нашей темы?

Во-первых, мы не можем знать достоверно, что наш (так называемый реальный) мир не является «матрицей» по отношению к реальности высших существ. Более того, религиозные представления на что-то такое и намекают.

Во-вторых, возникает вопрос о характере намерений высших существ. А если бы машины в «Матрице» были не злобными, а благорасположенными к людям? Если бы «матрица» была создана для обеспечения сносного существования людей на Земле после глобальной катастрофы? Очевидно, поводов для возмущения не оставалось бы.

Но эта тема подводит нас к проблеме целесообразности мира и человека. Люди и мир зачем-то созданы высшими существами, которые могут быть злокозненными, благорасположенными или равнодушными к людям. Тему «злокозненности» высших существ «Матрица» подхватывает у гностицизма через почти 2 тысячи лет. Гностики учили, что мир и человек созданы злым демиургом в результате рокового стечения обстоятельств...

Гурджиев намекает, что высшие существа «питаются» энергией людей (подобно машинам в «Матрице»). Может быть, люди живут в мире в наказание (оптимистическая версия) или в награду (версия пессимистическая). Но за что? В каких таких делах могли мы провиниться или отличиться? Иэн Бэнкс в «Шагах по стеклу» упоминает о «терапевтических войнах», которые, по всей видимости, ведутся высшими существами. «Рай» — это «огород», огороженное место. Может быть, его надо от кого-то защищать?

Но ведь может статься (подумать только!), что высшие существа сами имеют предназначение в рамках целей еще более высших существ. Строить догадок об их целях сейчас не станем, однако эта гипотеза выводит нас на другую, а именно: возможно, мы не в самом низу пирамиды и тоже можем создавать миры и низших существ. Или сможем через некоторое время? Когда-нибудь?

Зачем мы будем это делать? Как станем относиться к существам, населившим созданные нами миры? Поможет ли такой мыслительный эксперимент что-то понять о целях тех, кто нас создал? Впрочем, такие эксперименты уже проводились —снова в массовой культуре, в первую очередь в фантастике и футурологии.

То есть обсуждается два основных типа создания миров людьми — создание компьютерных виртуальных реальностей и художественная литература (создание миров в fantasy).

Ефим Островский. «Реванш в холодной войне»

Компьютер позволил построить гомоморфный прообраз человеческого мышления — и обнаружилось, что он позволяет человеку всё глубже проникать внутрь себя, в глубь себя. Человек обнаружил, что еще несколько лет или десятилетий — и он сможет создавать практически любые, самые детализированные совокупности ощущений лишь усилием мысли. Станислав Лем писал о «фантоматике» в фантастическо-футурологической «Сумме технологий»: сегодня в продажу поступили первые шлемы виртуальной реальности, подобно водолазным шлемам позволяющие проникать в глубь океана. Седьмого океана.

Человеческая мысль может порождать любые креатуры, до сих немыслимые для воплощения нигде, кроме как в словах. Погрузившись в виртуальное (знакотканое) пространство, люди найдут возможность и коммуницировать внутри него, а личности с художественным даром смогут, наверное, получить новые версии «PaintBrush», чтобы создавать... «из ничего» разных гомункулусов и прочую нежить; знание же сложных сочетаний команд — «заклинаний» — поможет вызывать из «потустороннего мира» компьютерных архивов уже сотворенных духов и призраков.

История замкнется. Мифы обретут реальность. Беллетристика жанра «fantasy» окажется путеводителем по тому сложному новому миру, в который переселится человек.

КТО ЗАПЛАТИТ

ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО?

Первую тему затронул еще в 60-е годы Станислав Лем в своих рассказах и эссе.

В одном из рассказов про Йиона Тихого Лем пишет о «машинах профессора Кор-корана» — компьютерах, в которых содержится целая цивилизация со своей культурой, моралью, религиозными представлениями. Профессор Коркоран создал ее в целях эксперимента, однако вскоре отключил компьютеры от питания, потому что не смог платить за электричество...

ПЕРЕСЕЛИТСЯ ЛИ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ЗНАКОТКАНУЮ (ВИРТУАЛЬНУЮ) РЕАЛЬНОСТЬ?

Конечно же нет. Люди никогда «все» никуда не переселялись.

Кроме того, во-первых, нужно будет поддерживать в порядке гигантскую компьютерную сеть. Во-вторых, им придется (во всяком случае первое время) «выходить на землю», в первичную среду обитания, чтобы продолжать свой род, кстати, придется создать специальные идеологе-мы, чтобы заставить людей делать это, во всяком случае сексуальное наслаждение перестанет быть стимулом к размножению. В-третьих, осуществлять биологическое питание их тел, обеспечивающих деятельность мозга (вторая и третья проблемы сохранятся, во всяком случае до тех пор, пока не станет возможным переписать содержание мозга целиком, переведя его на двоичный код, в компьютерную память).

Вряд ли стоит говорить, что это создаст этаких «виртуализованных эксплуататоров», допущенных в знакотканый мир и не пускающих туда всех остальных.

Повторюсь: люди никогда не переселялись «все» на новые пространства — некоторым было хорошо «и здесь». Произойдет иное: постепенно сложится симбиоз двух видов. Земные люди будут поддерживать существование нового мира. Станут ли земные люди относиться к ушедшим в знакотканый мир как к своим умершим предкам, сохраняя их «царство мертвых»? Или, может быть, примут на себя иную роль? Будут ли они вмешиваться в судьбы виртуального пространства средствами своего, реального, мира? Будет ли Земной Мир порождать личности, желающие разрушить знакотканую реальность, например, путем обесточива-ния? И будут ли у них противники? Не выберут ли земные (наземные) люди в конечном счете после всех этих конфликтов Главного Хранителя виртуального мира или он, может быть, будет называться куда более прозаично — Заведующим БКС (большой компьютерной сети)? Будет ли Главный Хранитель ссылать туда, в знакотканое пространство, своих провинившихся подчиненных, условия ссылки которых будут предопределены специальными программами? Будут ли земные люди посылать в виртуальный мир посланников — когда вход туда будет открыт для всех? И будет ли пытаться Главный Хранитель отправлять туда своих посланников? А тот, кто через несколько поколений окажется Зав. БКС? Будут ли их посланники отличаться друг от друга? Будут ли они пытаться объяснить знакотканым людям, как был создан их виртуальный мир? Будут ли пытаться его улучшать, слишком поздно поняв, что зло, выселенное в мир знакотканый из мира Земного, не становится там менее злым? И сколько будет таких виртуальных миров? Масса подобных сценариев, и, наверное, в разное время все они будут проигрываться на Земле.

Были проиграны, будут проиграны... Все это было в истории — или не только в истории: но было... или будет? Sapient! sat...

Переселенцы были всегда. Это потом они вспоминают о ностальгии, забывают, как и зачем они пришли сюда, начинают тосковать о Потерянном Рае.

В «Сумме технологий» — футурологиче-ском трактате — Лем пошел еще дальше и рассказал о «конструировании трансцен-денции»: о технологическом создании мира и общества не только с религиозными представлениями, но и с их реализацией в «реальных» аде и рае, которые будут ожидать жителей этого мира после смерти в зависимости от их поведения. (Интересно, что эта глава была убрана цензурой из первого — советского — издания кни-ги.)

Да и сама литература fantasy может рассматриваться как создание «вторичных миров». Толкин, создавая мир Средизе-мья, пришел к соображениям, изложенным в книге «Дерево и лист». Коротко говоря: существуют особые существа — Эльфы, силой фантазии создающие Вторичные миры. В эти миры могут войти и создатель, и зритель. Находясь внутри такого мира, нельзя ощутить его выдуман-ность. А совокупность полученных там впечатлений столь полноценна, согласованна и замкнута, что сам по себе мир воспринимается как реально существующий.

А кто нам мешает думать, что в каком-то смысле герои живут в мирах fantasy? И кто мешает нам думать, что мы, живущие здесь и сейчас, — герои некоей Повести?

Среди существующих версий создания высшими существами мира — эксперимент, тренировочный лагерь (подготовка кадров для некой деятельности), развлечение... Список может быть продолжен.

Разные версии накладывают на нас разные ограничения и разные представления о возможном предназначении. Мы не обладаем и, скорее всего, не будем обладать очевидными доказательствами, позволяющими сделать выбор из этих версий, не сомневаясь.

В то же время без такого выбора невозможны ни осмысленная жизнь, ни реализация собственного предназначения.

Любые другие подходы к проблеме — помещающие предназначение человека в пределы нашего уровня реальности (связанные с продолжением рода, с поддержанием существования и благополучия тех или иных сообществ и т. п.) — всё еще требуют ответа на вопрос «Зачем?». Окончательный (в пределах нашей жизни) ответ может быть найден только на следующем уровне реальности.

Но, выбирая, полезно помнить, что уровни реальности могут быть связаны между собой более причудливо, чем кажется.

А вдруг низшие уровни не только создаются и определяются высшими, но создают и определяют их? Создают и определяют себе пространство предназначения, создавая мифы о высших существах и их целях. А потом живут и умирают за них.

Дата публикации: 02:02 | 15.02


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.