Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/9/practics/0


Власть с нуля

Некоторое время назад в стране наметилась любопытная тенденция — выходцы из бизнесструктур стали приходить к власти в разных регионах страны. Что нового и полезного смог принести бизнес в государственное управление? На эту тему мы беседуем с Борисом Золотаревым, бывшим директором по развитию компании ЮКОС, а ныне губернатором Эвенкийского автономного округа.

Борис Николаевич, на ваш взгляд, может ли власть быть эффективной? Что для вас является критерием эффективности власти?

— Критерием эффективности власти являются социально–экономические показатели развития региона. Позитивные процессы в обществе происходят, когда руководящие структуры способны контролировать происходящее, мобильно реагировать на изменения и быть открытыми для всех жителей и подчиненных. Умение заставить людей работать в команде, выполнять общее дело и видеть конечную общую цель, к которой все стремятся, — это признаки грамотного и эффективного руководства.

— Могут ли принципы, используемые в бизнесе, быть задействованы в государственном управлении вообще и в управлении регионом в частности? Насколько они легко прививаются в госсекторе? С какими трудностями сопряжен этот процесс?

— Принципы делового менеджмента применимы в любой системе, где требуется развитие и управление, будь то руководство регионом или магазином. Управление вообще не имеет точного деления на государственное или коммерческое, например. Особенность нашего времени в том, что нам приходится ломать существовавшую до сих пор систему власти, руководящих отношений, практически с нуля создавать новую. Поэтому бизнес-управленцы, уже имеющие определенный опыт в развитии экономически успешных предприятий, оказываются востребованными на государственной службе. И сейчас уже мы можем оценивать те положительные тенденции, которые приходят в региональное управление из большого бизнеса. В первую очередь это стремление к корпоративности, к командной работе, когда чиновник перестает быть посредником между властью и народом, а становится эффективной работоспособной единицей и может самостоятельно принимать решения своего уровня. И второй момент, проявляющийся в современном управлении регионами, — это ориентация бизнес-управленцев на использование новейших технологий, различных ноу-хау, причем особенное внимание уделяется внедрению оперативной системы связи. Это один из ключевых моментов, потому что только при наличии развитых коммуникаций между работниками возможно быстрое продвижение дел.

— Может ли государственное управление, в принципе, быть эффективным? Что может являться критерием эффективности работы чиновника?

— Государственное управление должно быть эффективным, и для этого стране нужны подготовленные кадры. Сейчас, когда чиновничество из образа жизни превращается в профессию, вступают в силу общие законы, по которым оценивается профессионализм работника. Иными словами, чиновник должен работать быстро, качественно и с максимальной отдачей. Еще очень важно для сотрудника государственного аппарата умение видеть процесс, движение работы в общем, его способность проанализировать ситуацию и сделать справедливые выводы, принять точное и благоразумное решение.

— В Конституции говорится о том, что власть в стране принадлежит народу. Однако в действительности все обстоит иначе. Можно ли как–то приблизить народ к власти?

— Власть тогда будет реально принадлежать народу, когда люди окажутся способными принять на себя ответственность за все, что с ними происходит. Это вообще очень непростой вопрос. Казалось бы, нет ничего легче — взять все и поделить. Но у нас в стране уже случались такие эксперименты, и они только обозначали кризис власти. А демократия, провозглашающая право человека самостоятельно управлять своей судьбой, пока прижилась в России только в виде полезной идеи. На практике все обстоит иначе. Я столкнулся с этим странным состоянием, когда только начал заниматься политикой и пришел к власти в Эвенкии. К сожалению, я убедился, что налицо подмена понятий: большая часть людей, привыкшая мыслить и жить «по–советски», личное благосостояние воспринимает только как возможность получить бесплатную помощь от государства. Иными словами, русский человек будет считать себя богатым только тогда, когда богатство ему достанется бесплатно. Отсюда и потребительское отношение к власти: мы страдали, вы должны. Это и есть русская демократия. А о том, чтобы перестать ожидать подачек со стороны властей, встать с дивана и начать делать свое дело, строить свою жизнь, и говорить не приходится: ведь какая же тогда это свобода и демократия, если все равно работать надо?

— С приходом вас к власти в Эвенкии была проведена реформа местного самоуправления. Какие цели и задачи преследовала эта реформа? Каковы ее результаты?

— Реформа местного самоуправления в Эвенкии была вызвана настоятельной необходимостью и ясна изначально. Ведь это ненормально, когда в округе с населением в 18 тысяч человек работает больше тысячи чиновников. Причем огромные расстояния, отсутствие связи и отлаженных рабочих контактов привели к небывалому бюрократическому застою, когда самая пустяковая бумажка «ходила» по инстанциям по полгода. Поэтому целью административного реформирования в округе изначально было наведение порядка в самой администрации, упорядочение ее работы, изменение ее структуры для более эффективной работы. Проанализировав ситуацию, мы приняли решение отказаться от трехуровневой системы административного устройства, которая досталась нам в наследство от социализма и сохраняется до сих пор в большинстве российских регионов. Но в условиях Крайнего Севера, где расстояния между населенными пунктами измеряются сотнями километров, наличие между администрациями округа и поселков посредника в лице районных подразделений — это лишняя трата времени и бюджетных средств. Сейчас судьбу любого эвенкийского поселка решает сход граждан, на котором принимается местный бюджет, избирается глава местного самоуправления, определяются основные направления работы. А окружная администрация выступает в этом процессе в качестве гаранта реализации этих планов, при условии, разумеется, их целесообразности и необходимости. В Эвенкии административное переустройство началось в начале 2001 года, и сейчас мы уже отмечаем его положительные последствия. Во-первых, более чем на треть в округе сократился чиновничий аппарат. Во-вторых, жители удаленных поселков, получив возможность самостоятельно управлять жизнью своего населенного пункта, становятся более ответственными и понимают свою значимость.

— Может ли модель, предложенная вами, взята на вооружение другими российскими регионами или же она действенна только в условиях такого специфического региона, как Эвенкия?

— Я уверен, что такая модель местного самоуправления точно работоспособна в северных регионах. Безусловно, здесь без специфики обойтись нельзя. Если прививать эвенкийский опыт в других, более климатически благополучных и густонаселенных регионах, все равно нужно будет учитывать местные особенности.

Что нужно для того, чтобы выстроить эффективную схему управления регионом? Каковы главные составляющие этого процесса?

— Есть три кита, на которых держится система управления регионом: связь, финансирование и материальное обеспечение. А на Севере эти моменты вовсе становятся бесценными. И первым нашим шагом было именно установление постоянной качественной связи в округе. Сейчас все поселки округа, рабочие места сотрудников администрации оснащены телефонной связью. Повсеместно внедряется интернет, вводится электронный документооборот, электронная почта из экзотики превращается в рядовое средство общения, в Туре появилась сотовая связь. Все это ускоряет работу административного аппарата да и всех жителей в сотни раз. Примерно так же к общему знаменателю была приведена финансовая система округа. Вместо привычных бухгалтеров на предприятиях, в бюджетных учреждениях мы ввели в округе казначейство, которое занимается финансовым обслуживанием всего населения округа и контролирует финансовые потоки в Эвенкии. Такая система обладает двумя неоспоримыми достоинствами: она экономична и прозрачна. То есть единая финансовая система позволяет четко проследить передвижение денежных выплат по округу, что исключает воровство. Что касается материального обеспечения, то это вечная проблема всех северных регионов: каждый россиянин слышал выражение «северный завоз». Это глобальный экономический прецедент, предполагающий полное оснащение целой территории на год. Процесс трудоемкий и хлопотный, но нашей задачей было поставить его на поток таким образом, чтобы больше никогда не слышать о такой проблеме. И в этом году мы с удовлетворением отмечаем, что караван прошел тихо, незаметно, в срок, без каких–либо происшествий и лишней суеты. И это опять же результат реформирования: управление материально-технического снабжения ЭАО, которое занимается отправкой и продвижением каравана, принимает заявки от бюджетных учреждений с заказами необходимых товаров и затем исполняет их. Кроме того, нам удалось подобрать себе постоянных поставщиков товаров и продуктов, с которыми есть намерение работать и в дальнейшем.

— На ваш взгляд, может ли чиновник быть хорошим менеджером? Что нужно сделать для того, чтобы он эффективно работал? Можно ли чиновника превратить в государственного менеджера?

— Превращение рядового чиновника в государственного деятеля зависит в первую очередь от него самого. Если человек озабочен только тем, как отсидеть рабочий день с девяти до шести, особо при этом не напрягаясь, то вряд ли из него выйдет хороший управленец. У государственного менеджера должен быть государственный взгляд на ситуацию, он должен смотреть на свои текущие дела так, чтобы точно знать, для чего они делаются и к чему приведут. В работе должен быть смысл, менеджер должен видеть общую цель и ставить себе и своим подчиненным такие задачи, чтобы их разрешение было максимально эффективным и полезным. Я двигаюсь именно в этом направлении. Насколько это получается — судить жителям округа.

Интервью провела Майя Соколова

Дата публикации: 17:31 | 27.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.