Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/9/oper/5


PR-ликбез для руководителей

Книга Александра Ольшевского «Антикризисный PR и консалтинг» представляет собой нечто среднее между сборником советов руководителю и рекламным извещением о том, какую неоценимую услугу может оказать своевременное привлечение PR-консультантов к делу разрешения кризисных ситуаций. Но книга эта не о том, что делать, когда грянул кризис, а скорее о том, как сделать так, чтобы он не случился вовсе. Если же кризис все-таки наступил, единственное, что вам остается, так это обратиться к PR-консультантам. Других рецептов нет.

ЖЕЛАННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Ведение бизнеса в России сопряжено с неожиданностями. Причем неприятности случаются гораздо чаще, чем приятные сюрпризы. По закону подлости кризис наступает в самое неподходящее время. Вот налоговая проверка вскрыла ряд нарушений, и теперь вам предстоит заплатить астрономическую сумму штрафа. А вот в научном институте, где вы за символическую плату снимали офис, сменилось руководство, и вам самое время нанимать грузчиков и машины для переезда. Партнеры, которые были с вами в доле, захотели выйти из дела и настойчиво требуют им причитающегося. В довершение всего сварливая уборщица грозится подать на вас суд за то, что вы ее уволили. В итоге у вас идет голова кругом, и вы не знаете, куда бежать. Такова ситуация, в которой может оказаться, а то и уже пребывает типичный российский руководитель бизнеса «ниже крупного». Проблем много, времени мало, а стабильность — это рай, о котором он может только мечтать. На самом деле стабильность — мечта не только руководителей, но и подчиненных. Многих нервирует необходимость каждый раз выдумывать велосипед и биться над разрешением то одной, то другой свалившейся проблемы. Все течет, все меняется. Будущее туманно. Неопределенность исхода тягостна вне зависимости от того, кто ты — президент России или маленький городской дворник. Гораздо легче планировать свои действия и выстраивать долгосрочные стратегии в предсказуемом мире. Но идеал, как говорится, недостижим. СИЛА МЕЛОЧЕЙ Большинство кризисов, с которыми сталкиваются компании, предсказуемы. В этом смысле господин Ольшевский неоригинален. Каждый пиарщик скажет вам, что для любой кампании можно составить целый перечень типичных кризисных ситуаций, которые угрожают ее благополу чию и репутации, и, соответственно, прописать соответствующие варианты реагирования на случай наступления одной из них. Однако книга «Антикризисный PR» не об этом. Антикризисный PR в трактовке Ольшевского равен постоянным усилиям по поддержанию имиджа. На протяжении всей книги автор советует читателям-руководителям, что им следует делать и чего не делать, чтобы не испортить свой имидж и имидж руководимой организации. В книге сообщается о массе банальных мелочей, пренебрежительное отношение к которым может обернуться печальными последствиями. Например, какой-то недоброжелатель сорвал букву с вашей вывески, и греющее вам сердце название превратилось в нечто невразумительное. Имидж магазина оказался под угрозой. Но еще больше он пострадал, после того как однажды одна продавщица отпустила некондиционный товар. И теперь все местные старушенции будут не только до гроба перемывать вам кости, но и, что более страшно, бойкотировать ваше детище в пользу лавчонки вашего злейшего врага и конкурента Петрова. Дьявол, так и хочет сказать автор, прячется в деталях. И единственная возможность ему противостоять — так организовать свой бизнес, чтобы подобные мелкие неурядицы либо обходили его стороной, либо оперативно разрешались на самых ранних стадиях своего возникновения. Вывески быстро чинились, а продавщицы вовремя списывали протухшую рыбу. ПРОТИВ ЛОМА Чем серьезнее бизнес, тем больше людей будут вам мешать им заниматься. Эта аксиома, на которой базируется все содержание книги. Если угроза проистекает не от злопамятных бабулек и сломанных вывесок, а от нападок конкурентов или, упаси Боже, от мэра или губернатора, вам предстоит битва не на жизнь, а на смерть. Не исключено, что вас обольют грязью с головы до ног. Самое ужасное, если ее количество будет настолько велико, что вы рискуете вместе со своим бизнесом окончательно и бесповоротно увязнуть в этой трясине. Тогда вам ничего не останется, как признать свое поражение и в добровольно-принудительном порядке распрощаться с бизнесом. В этом случае единственная возможность спастись — как можно скорее нанять PR-технологов, которые не только вытащат вас из этого болота и отмоют от всей тины, но и выведут ваш бизнес на более сильные позиции. «Против лома нет приема, — сожалеет автор, апеллируя к народной мудрости, — окромя другого лома». В PR действует то же правило, что и в медицине: чем быстрее вы обратитесь за помощью, тем больше вероятность, что выздоровеете с минимальными потерями. Так что, если кризис грянул, скорее бегите за пиарщиками. Они помогут. ДОРОГУ ПРОФЕССИОНАЛАМ Пожалуй, самая замечательная рекомендация этой книги содержится в главе «Чего не стоит делать ни при каких условиях». Ее пафос очень прозрачен: «Никогда не занимайтесь разработкой и воплощением PRстратегии фирмы сами, даже если вы неплохой специалист в области PR. PR-технологиями должны заниматься специалисты. Должности руководителя фирмы и ее главного пиарщика несовместимы». Так что руководителям если и имеет смысл ознакомиться с этой книгой, то только тем, кому таинственная аббревиатура PR совсем ни о чем не говорит или кто еще не понял, зачем ему нужен свой собственный пиарщик. Этим людям книга будет очень полезна. В ней содержится масса советов о том, как организовать у себя пресс-службу, как нужно общаться с журналистами, как не обмануться в выборе PR-консультанта и так далее. Профессиональным пиарщикам эта книга вряд ли будет интересна. Ведь они и так всё о себе знают. Юлия Наумова Книга любезно предоставлена интернет-магазином OZON www.ozon.ru

Дата публикации: 19:58 | 23.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.