Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/9/oper/3


Выбор обреченности

Тот, кто, приняв решение, вместо «хайль любовь!» крикнул «хайль Гитлер!», надеялся, что одно другому не мешает. Более того, он, видимо, верил, что это — про одно и то же. Про любовь к поверженной родине, про любовь к народу, про любовь к вождю, который есть воплощение воли, и силы, и страсти, и верности, и… Он ошибся. И заплатил за это дорогую цену. Куда большую, чем собственная жизнь. Об этом — книга Елены Съяновой.

ФЕТИШИ Посмотрите на свастику. Вам известно, что означает этот символ? Вероятно, да. Быть может, вы знакомы с большинством его значений. И возможно, учитывая религиозную, культурную и философскую неоднозначность этого образа, вы тем не менее находите его сравнительно безобидным. Однако для миллионов людей свастика имеет только одно измерение. И аршином, которым ее продолжает измерять большинство, остается нацизм. И долго будет оставаться. И относиться к свастике без оглядки на эту меру вряд ли получится. Посмотрите на Гитлера. Скорее всего, вам известно, кто это. Вы видели его во множестве фильмов, читали о нем в книгах, помните карикатуры и фотографии. Подробно прописанный образ вечно орущего неврастеника, человеконенавистника в мундире, маньяка, строившего тысячелетний рейх на фундаменте из древнегерманской мистики и костей истребленных, хорошо знаком большинству телезрителей. Посмотрите на девушку. На обыкновенную симпатичную девушку, которая погожим днем прогуливается по улице или парку в компании родственников и друзей… Очень даже занятная компания. ЛИЦА Они румяны и веселы. Вот так прогуливаются себе. А вы внезапно их узнаете. Вот этот хохочущий ражий толстун — Герман Геринг, герой войны, спортсмен и охотник. Справа, высокий ирландского типа мужчина, — так это же Рудольф Гесс — историк, пилот, журналист, умница, ученик знаменитого профессора Карла Хаусхофера. А слева, слева — кто: вон тот плотный, с военной выправкой и взглядом, полным иронии и печали? Да это известный в недавнем прошлом химик, а ныне гауляйтер (то есть первый секретарь обкома), но все еще пьяница, пианист и ценитель живописи (а разве не может быть партийный функционер хорошим пианистом?) и любимец дам Роберт Лей. Ну а кто же это нежно, но крепко держит барышню за локоток, ласково улыбаясь и глядя поверх ее белокурой головки в неведомую даль странным, неподвижным взглядом? Не может быть, чтоб вы его не узнали! Это же Адольф Шикльгрубер — художник, оратор, вожак этих буйных нацистов, все время повсюду марширующих, горланящих песни в пивных и грозящихся подчистую вывести в Германии большевиков и евреев… То есть Гитлер это. Еще в гражданском пальто. Еще пьющий. Еще не канцлер. Уже фюрер. А кто же девушка? Да это же его племянница — Гели Раубаль, в которую он не так уж и тайно, и пока не так уж и безответно влюблен… Но книга — не про роман Гитлера с племянницей. Она про то, как невозможно, даже очень стараясь, сохранить человеческое, если, сознательно или нет, погружаешься в контрчеловеческое. Потому что прямо сейчас — когда они все идут гурьбой вокруг девушки — они же хотят семью, детей, любви, светских радостей, покоя хотят, наконец… И при этом чувствуют, как с абсолютной неизбежностью все сильнее впутываются в химерическую, бредовую мешанину жестко склепанных тоталитарных менеджерских конструкций и нордической эзотерики, ведущую их к вершине власти, а Германию — к высотам могущества. Что это за высоты и где они — знает фюрер. Непогрешимый. Тот самый, что для них — всё. А тех, для кого он не всё, следует ликвидировать. И здесь уже есть только предопределенность, выхода больше нет. Кроме одного — в смерть. Таков он — главный конфликт этой книги. ДЕКОРАЦИИ А любовь Гитлера к Гели. И любовь Гели к художнику Вальтеру Гейму. И тяжелая страсть вождя штурмовиков Эрнста Рема к секретарю фюрера Рудольфу Гессу, хранящему верность шефу и жене. И желание Эльзы Гесс иметь ребенка. И его потеря. И то, как Елена Ганфштенгль — жена малоизвестного в России нацистского деятеля, по прозвищу Пуци, — бывшая попеременно любовницей поэта-пропагандиста Геббельса и музыканта-администратора Лея, пила кровь из обоих и чуть было не вогнала мужа в петлю. И история жены Геринга, умирающей от чахотки. И склоки, и интриги, и дрязги, и ревность, и ненависть. Это всё — фон. Для рассказа о том, как несколько отважных, очень одаренных и умных людей сделали себя заложниками невероятной сверхполитической доктрины и обрекли и самих себя, и своих близких, и неисчислимое множество других на муки, проклятия и гибель. Впрочем, есть в книге и более широкий и отнюдь не безынтересный исторический бэкграунд, включающий, к примеру, сведения о том, как в НСДАП примерно в то же время, что и в ВКП(б), шли внутрипартийные дискуссии. Только не между сторонниками мировой революции, с одной стороны, и желающими строить социалистическое общество в одной стране, с другой, а между сторонниками социализма и, собственно, нацизма. При этом одни воплощали особого рода революционный романтизм, а другие — бюрократический прагматизм. И том, и в другом случае вторые победили, рьяно растоптав конкурирующую тенденцию. Вскоре созданные ими политико-административные системы столкнулись в бою. Нацизм был повержен. ПЕРЕКРЕСТОК? Но за этими событиями главный герой книги — Рудольф Гесс следил уже из британской камеры, куда угодил после того, как 10 мая 1941 года перелетел (очень многие из них были пилотами, с чего бы?) в Англию. И своего сына увидел только спустя двадцать восемь лет — на тюремном свидании. И с собой покончил при странных обстоятельствах уже после крушения Берлинской стены. А другой главный герой — Роберт Лей придумал «Фольксваген», первый супермаркет и первый профессиональный детский театр, возглавил «Трудовой фронт» и тоже покончил с собой. Только в Нюрнберге. И в 1945-м. И главная героиня — та самая румяная, что гордо шагала среди кавалеров, — Гели Раубаль — тоже покончит с собой… И ее возлюбленный Вальтер Гейм… А Гитлер. Но когда они шли по улице, залитой солнцем, ничего этого еще не случилось. И другой исход был возможен. Или все-таки нет? Прочитайте книгу. И быть может, не пожалеете. Кондратий Рылеев

Дата публикации: 12:56 | 23.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.