Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/9/oper/0


Жаркое дыхание политической кухни

Они всегда рядом. Они с нами всю жизнь. Когда-то это были понукания голосовать за нерушимый блок коммунистов и беспартийных. Потом, когда блок распался, — призывы отдать голос за «твоего кандидата», за тех, «кто достоин доверия», за «истинно народных представителей»…Так и звучат себе. Вот только работают ли? «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?..» — именно этот резонный вопрос приходит на ум при виде агитационного спичечного коробка, выпущенного «Народной партией»… Очевидно, рекламные спички — плохие игрушки для политических детей. Предлагаем читателю размышление о пропаганде. Размышляют дизайнер Петр Банков, главный «красный пиарщик» страны Илья Пономарев и российский политический монитор Сергей Митрофанов. Все материалы — подлинные. Победят ли на думских выборах бульонные кубики?

Петр Банков, артдиректор креативного бюро «Дизайн депо», главный редактор журнала «Как», piter@kak.ru Исходный тезис партийных наглядно-агитационных проектов, похоже, звучит так: чтоб народу было понятно. Это значит, чтобы были светлые образы, чтоб без перегруза, чтоб и слоганы, и тексты были читаемы. И чтоб как можно меньше дизайна. Но хочу предупредить: когда правила игры включают отсутствие дизайна, выигрывает самая агрессивная реклама. Апеллирующая не к важным для людей символам и понятиям, а к темным сторонам жизни. Так выигрывала реклама ультраправых, националистов, фашистов. Потому что по темпераменту была наиболее агрессивна, а по семантике — понятна большинству. Тем не менее есть политическая реклама (не фашистская), которая мне очень нравится. Хороша реклама КПРФ. Она знакома до боли. Эстетика привычных символов удобна. Испортить ее практически невозможно. Хочешь — делай рисующие линии серпа толще. А молота — уже. Или наоборот. При соблюдении пропорций все нормально. Линии могут пропадать, становиться элегантнее или грубее, но это всегда будет абсолютная знаковость, несущая в себе простую силу. На месте коммунистов я бы делал щиты максимального размера (наподобие тех, что с ковбоями «Мальборо», но с серпом и молотом) и размещал их на высотках в самых людных местах. И было бы ясно: здесь есть воля и уверенность, без заигрывания с электоратом через всякие личики. Занятен эксперимент с комиксами, запущенный «Народной партией» Геннадия Райкова. Но, как профессионал, я бы посоветовал ` народникам использовать в материалах эстетику японских манга и эними. Чтобы они стали менее дряблыми и более привлекательными, как бы пришедшими из подростковых эротических снов. Чтоб были там крепенькие девочки с косичками, в шапочках, тапочках, беленьких носочках, темненьких очочках… Комикс — универсальный язык, предполагающий максимальную открытость фантазии. Это же чудо, что произошло с классической стилистикой манга, где никакой эротики нет, но выглядят они крайне сексуально и призывно. От них ловят кайф и дети, и взрослые, и старички. Уверен: манга господину Райкову очень подошли бы. Что касается Партии возрождения России, то, думается, их лидеру пора пригласить приличного имидж-стилиста. Потому что сейчас Геннадий Селезнев нарочито нейтрален. А это не здорово для политика. Я бы посоветовал ему испанскую бородку и усы, чтобы он стал характерным героем. А еще надо бы ему заиметь лысину. Потому что лысых-то в нынешней рекламной кампании почти нет. А ему надо бы сделать стильную, красивую лысину. Тогда и лоб у него будет повыше. А вот — Иван Лапшин с товарищем в бане. Удачная находка аграриев — голые мужики с вениками и в шапках. Им бы колпаки подлиннее, как у веселых сказочников и звездочетов. Сказочники в бане… И еще не хватает им красивой, дородной молодки. Или двух. Тогда получился бы абсолютный хит, уверен. О нем бы все говорили. Русские женщины сразу отдали бы за них голоса. Теперь вот эти маленькие стикеры. Чьи они — неизвестно. Но у них есть будущее. На месте их создателей я бы на таких понятных частушках — типа «буржуйская мразь и так далее» и на этих маленьких наклейках, похожих на погончики, сделал бы всю рекламную кампанию. Оставил бы этот писанный пэтэушником шрифт и запустил бы тираж миллионов в пятьсот. Чтобы по всей стране всё было оклеено — дома, автомобили, электрички — всё. Это была бы победа. Посмотрите: вот маленькая звездочка. Она держит красное знамя. На фоне цвета хаки. В чем прелесть? В том, что догадаться, какая это организация, в принципе, нельзя. Может, какие-нибудь борцы за включение Вьетнама в состав России? Или экстремисты — сторонники военной диктатуры? Загадка! Просто чудо. Теперь — мой самый милый. Владимир Жириновский! Герой былин. Он настолько сам собой хорош, что... Но всё же я бы одел его в понятную русскому народу одежду. Возьмем Нельсона Манделу. Он в последние годы одевался для политика очень странно — в цветастые рубашки, кеды, широкие штаны с шестью карманами и для трех мобильников, в цепочки, веревки, феньки … А когда его спрашивали почему, отвечал, что взял в одевалки собственную внучку. Она и делала его близким и понятным ее друзьям — молодым и черным. И он выглядел по-африкански очень современным, хоть и был в приличном возрасте. А вот Жириновский. Его тоже надо одеть подходяще — в цветастые, лимонные пиджаки, например, в косоворотки с пышными жабо, в огромные бабочки. Он ведь это делал! И перестал. И почему — понятно. Но ведь серый костюм превращает его в рядового функционера! И задумчивая мина не помогает. Я его любил, потому что он был интересен: выдавал сюрные тексты, пэтэушников собирал в автобусы, поил пивом. Он был добрый герой! Но — сменил образ и сильно потерял. А надо, чтобы в имидже еще лет на пять он стал вот таким очумелым барином. Во фраках. В зеленых, с длинными — в полметра — носами ботинках. Чтоб он в три секунды стал вне всех функционерских мелочишек. Но остался на плакатах и в печатных текстах кратким, четким, внятным. О миссии, о программе, о будущем. Пока она добрая, в основном, наша политическая реклама. Но хотелось бы, чтоб в ней был виден ум. Это важно. Казалось бы, самый надежный путь — поставить на плакате доброе лицо лидера, а к нему прилепить какой-нибудь удачный образ. Например, небо. Или Рабочего с Колхозницей… Но проблема в том, что поколения людей, живущих в России, выросли на картошке, хлебе и консервах — почти без витаминов — и желают видеть в партийных лидерах здоровых, энергичных, жизнерадостных людей. А при взгляде на «лица партий» понятно, что у них было не слишком изобильное детство и не очень правильный рацион питания. И когда их портреты оказываются рядом с плакатами фитнесс-центров, где красуются классные девчонки и мальчишки, то ясно: сограждане с куда большим удовольствием отдадут голос за вот такого мускулистого красавца или за девицу с этаким бюстом, чем за слабовитаминизированного партийца. То есть у коммерческой рекламы есть установка на дизайн. А у политической — на то, чтоб его не было. Поэтому голосовать будут за фитнесс-клубы, бульонные кубики, парфюм, ботинки и мороженое. Потому что продавцы этих товаров используют главную функцию дизайна — максимально эффективное донесение сообщения до целевой группы. А лица лидеров я бы из партийных обращений убрал. Кстати, подобные обезличенные постеры популярны за рубежом. Отчасти потому что не ведут к потере голосов из-за неосознанных предпочтений той или иной группы избирателей. Скажем, многим людям определенного психического типа присуща скрытая, но сильная антипатия к лицам такой формы, как у Сергея Шойгу. А вот носы, схожие с носом Сергея Миронова, наоборот, привлекают их. Не говоря уже о губах, подобных губам Сергея Глазьева. А кому-то вообще ненавистно имя Сергей… А у обширной группы, представляющей другой тип, отторжение вызывают, скажем, бородавки. Но зато курчавые волосы им милее других. Не нужны на партийных плакатах эти рожицы. Илья Пономарев, руководитель Информационно-технологического центра КПРФ, iponomarev@kprf.ru Я глубоко убежден, что в ходе этой избирательной кампании роль наглядной агитации существенно изменится, по сравнению с предыдущими годами. Дело в том, что за последние пять лет российская власть добилась того, что в глазах избирателей абсолютно все политические течения перестали различаться с точки зрения того, что они предлагают. Фактически избиратели оперируют только сложившимися в их сознании образами этих движений: коммунисты — это один стереотип, «Единая Россия», точнее — «партия власти», — другой, СПС — третий и так далее. Соответственно, производство агитационной продукции, столь популярной прежде (например, листовок), призывающих что-то делать или, наоборот, чего-то не делать, по большому счету утрачивает смысл. Потому что попробуй отличи «Единую Россию», протестующую против законов по ЖКХ, от КПРФ, протестующей в точности против того же самого. Ведь слова-то пишутся одинаковые. Пропагандистские программные брошюры единороссов почти дословно совпадают с такими же брошюрами коммунистов. Они похожи, как близнецы (разве что единоросские подороже выглядят). А значит, толку в них крайне мало, и подействуют они только на уже и так завоеванный электорат. По той же причине возрастает роль имиджевой рекламы, той, что можно разместить на улице, в метро, в магазине или в офисе. Производство таких материалов началось в этом году раньше, чем в прошлом избирательном цикле, и в гораздо больших количествах. Недавно я оказался в абсолютной Тмутаракани, где плотность населения — один человек на квадратный километр. И там, среди дремучего леса, стоял билборд «Народной партии»… Возрастает и роль материалов, содержащих информацию, например, о том, как, кто и по какому поводу голосовал в Госдуме. Потому что по сообщениям телевидения понять, кто есть кто, на самом деле невозможно. А люди хотят знать, кто за что выступает и кто как действует. Так что ряд партий будет подобные вещи выпускать. Хотя, как и остальные материалы «по существу», они тоже будут действовать более как образы, нежели как носители определенного смысла. Естественно, «Яблоко» будет разоблачать действия СПС. СПС будет разоблачать «Яблоко» и «ЕР». КПРФ будет разоблачать «ЕР» и происки Кремля в отношении Сергея Глазьева. Это приведет к особой популярности жанра анонимных листовок. КПРФ их, разумеется, не собирается производить, но подозреваю, что в регионах их и без нас будет море. Нам важно привлечь на свою сторону людей, находящихся вне границ влияния компартии. Это можно сделать только качественной газетной продукцией и нетрадиционными массовыми акциями. Полагаю, мы сможем довести тираж прессы до десяти миллионов, и это будет реальная сила. А для листовок создан специальный креативный банк, к которому будет открыт доступ региональных организаций через интернет, и они сами решат, что им использовать. Сергей Митрофанов, главный редактор интернет-службы «Российский политический мониторинг», s.mitrofanov@online.fr К сожалению, полиграфические пропагандистские продукты российских партий феноменально убоги. Буклеты нельзя читать, а на плакаты нельзя смотреть без слез. Видимо, партии всерьез решили отказаться от услуг черных пиарщиков и взялись пользоваться опытом «дядей Вась и тетей Маш» от сохи. Если это газета, то почему-то «на коленке» сверстанный пятиколонник. Если программа, то на принтере отпечатанное ТО и ТУ. Трудно представить себе «рядового избирателя», который бы в свободное от работы время взялся разбираться в служебных документах чуждых ему коммерческих структур. А то, что партии — это в том числе коммерческие структуры, не будем доказывать, не маленькие. Пожалуй, самая приятная для глаза реклама — плакат Аграрной партии. Его я сразу прикрепил к серванту и рекомендовал друзьям для релакса. По замыслу политдизайнера, она (партия, конечно — а кто же еще?) выступает прямо из массива колосящихся хлебов в образе дородной сексапильной девицы, у которой от обилия тела отлетают пуговки от кофточки… Как бы то ни было, а пропагандистские материалы партий, стремящихся в Думу, познавательны и поучительны. Говорю без иронии. Ибо они свидетельствуют о том, что и в 2003 году наши партии находятся как бы в неявном подполье — большинство избирателей до сих пор реагируют на бренды, не зная, ни где штабы, ни как вступить. И любая обналичка партийной жизни, пусть даже порой и в анекдотичной форме, есть благо, поскольку приучает к мысли, что отныне и дальше система будет функционировать через многопартийность. Материал подготовил Аркадий Болотов

Дата публикации: 12:50 | 23.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.