Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/7-8/practics/6


Вызов безнадзорности

Проблема беспризорности и безнадзорности на сегодняшний день не перестает быть актуальной. Согласно статистике, в России в общей сложности около 33 000 детей, полностью или частично живущих на улице. Спрашивается: что же можно сделать, чтобы отвлечь подростков от улицы?

ИМ НЕ ИНТЕРЕСНО Причин, заставляющих детей уходить на улицу, множество: социальная незащищенность, плохие условия жизни в семье, жестокое обращение родителей, их пьянство, вооруженные конфликты. Кроме того, некоторые дети скрываются от следствия, будучи замешаны в какой-то криминальной деятельности. Несмотря на то что в стране очень много ведомств и центров, занимающихся проблемами детей, последние все равно предпочитают быть на улицах. Это очень хорошие центры, они имеют современное оснащение, но не хватает профессиональной, владеющей современными технологиями команды специалистов. К сожалению, те педагогические методики и технологии, которые были современны еще 10 лет назад, уже не действуют. Детям они просто неинтересны. Во всем мире существуют безнадзорные и беспризорные люди, которые выбирают такой образ жизни, — это их решение. Государство и общественные, благотворительные организации помогают им, стараясь хоть чем-то облегчить их жизнь. В России традиционно считается, что детям жить на улице нельзя. Да, безусловно, это так. Однако, если их насильно забрать с улицы, это не даст никакого результата. Они все равно вернутся в эту среду. Они привыкли к уличному образу жизни и уже не могут жить по-другому. В их сознании произошли серьезные изменения. Прежде чем помещать ребенка в какието программы, которые предлагает государство, его сначала нужно подготовить к восприятию нормального образа жизни. С ним нужно найти контакт, заручиться его доверием, убедить его в том, что есть взрослые, которые не причинят ему вреда и будут считаться с его желаниями и особенностями личности. Такие технологии есть. Они позволяют убедить детей покинуть улицу и вернуться к нормальному образу жизни. Одной из них является служба улично-социальной работы. Изначально этот проект был апробирован на территории Юго-Западного округа Москвы. Он осуществлялся на грантовые деньги и дал очень хорошие результаты. Когда же грант закончился, встал вопрос, каким образом эту программу можно внедрить в более широкую социальную практику. Очевидно, что денег в бюджете на эти цели не предусмотрено. И было не совсем понятно, как можно было продвигать эту технологию. Однако помог случай. Как раз в этот момент президент страны Владимир Путин обратил внимание на проблему безнадзорности и беспризорности детей, и чиновники вынуждены были зашевелиться. Была придумана схема, когда милиция забирала детей с улиц, направляя их сначала в органы здравоохранения, а затем в приют. Однако детей уводили с улицы силовым способом. Мы же предложили дополнить эту схему улично-социальной службой, сотрудники которой убедили бы детей добровольно уйти с улицы. То есть мы пытались достроить эту цепочку звеном, где есть место сознательному выбору ребенка. Городским бюджетом были выделены деньги на этот проект, и в апреле прошлого года наша схема заработала. ЗА ДЕТЬМИ, НА УЛИЦУ! Одна из задач московской милиции — отслеживать места скопления безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Эти данные постоянно обновляются. В зависимости от миграции группировок уличных детей центром совместно с сотрудниками внутренних дел разрабатываются маршруты патрулирования, которые регулярно обходят сотрудники улично-социальной службы. В каждом округе Москву число таких маршрутов составляет около двадцати. Задача, стоящая перед сотрудниками службы, на первый взгляд очень проста. Встретив подростка, надо попытаться вступить с ним в контакт. Если не получается, не настаивать, а попытаться наладить с ним диалог во второй, третий или четвертый раз. Вернувшись с маршрута, улично-социальные работники (это и штатные сотрудники, и студенты, психологи, педагоги) заполняют анкеты, в которых они указывают, каких детей они видели, с кем им удалось вступить в контакт. И по мере общения анкета на каждого ребенка уточняется. Цель этих переговоров на улице — попытаться понять проблемы ребенка и предложить ему помощь в их разрешении. Если ребенок согласился пойти с нашим сотрудником, то сначала его ведут в милицию, где он оформляется по стандартной схеме. На этом, по идее, формальная задача сотрудников улично-социальной службы заканчивается. Однако зачастую они берутся сопровождать ребенка до того, как он будет оформлен в больницу или же в приют. На бумаге эта схема выглядит красиво, но на практике очень часто возникают разные сложности как объективного, так и субъективного плана. Например, ребенку нужна медицинская помощь, а в больнице в данный момент нет мест. В таких случаях приходится подключать дополнительные рычаги, чтобы этого ребенка приняли. Ребенок не может ждать, когда сцепятся какие-то бюрократические шестеренки. Основной костяк улично-социальной службы составляют волонтеры, студенты психолого-педагогических специальностей. И хотя многие имеют по диплому подобную специализацию, не все люди готовы к такой работе. Когда мы только начинали реализацию программы «Дети улиц», центром была проведена работа по рекрутированию студентов. Из ста человек после написания эссе, где они должны были мотивировать свое желание работать по этой программе, осталось только 30. Из них после индивидуального собеседования в центр пришло работать 18 человек. По результатам первого года осталось только 12. Поэтому центру все время приходится подбирать кадры. Для того чтобы сотрудники были заметны в толпе, на маршрут они надевают молодежную униформу. Зимой это удобные синие куртки с карманами, куда можно положить информационную литературу и какой-то подручный материал. Летом — футболки, в межсезонье — толстовки. Дети по-разному реагируют на сотрудников службы. Подростки с длительной уличностью очень часто спекулируют своим положением, пытаясь вымогать деньги, бесплатную еду, какие-то вещи, которые им раздают в рамках гуманитарных акций. Некоторые дети относятся к ним с недоверием, так как многие взрослые, обещавшие им помочь, обманули их. И они уже не доверяют никому. А есть и те, которые видят в студентах руку помощи. И обращаются к ним как к последней надежде. Надо видеть глаза этих детей. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СТРЕССА Убедить ребенка поменять социальнонегативный образ жизни — крайне сложная задача. Ребенок не воспринимает его таковым. Это для него естественный образ жизни. Окунувшись в неправильно организованный мир взрослых, дети естественно перенимают его недостатки. Они не знают, что такое полноценное, сбалансированное питание. Когда они оказываются в приюте, то требуют гамбургеры и копченую колбасу. Они не готовы к восприятию нормальной жизни. Прежде чем социализировать ребенка, нужно сначала помочь ему выйти из стрессового состояния. Потому что уход из семьи и жизнь на улице — стресс, после которого ребенок не готов воспринимать позитив. В данном случае мы имеем дело с детьми с отклонениями. То, что они научились жить на улице, — это отклонение. В обычной жизни не нужны социальные навыки, которым они обучились: как спать в коллекторе, как раздобыть пищу, как обрабатывать пьяных прохожих, чтобы набрать денег, и так далее. Вытеснить из памяти ребенка накопившийся в его сознании негатив можно с помощью игровых технологий. За 10, максимум 25 сеансов его можно подвести к нулевой отметке, после которой возможна его социализация по традиционной схеме. Что она из себя представляет? Первым делом выясняются потребности ребенка. Если у него проблемы со здоровьем, то его помещают в клинику. Практически у всех уличных детей есть аномалии в физическом развитии. И прежде чем их чему-то учить, их нужно пролечить, чтобы затраты организма на преодоление недугов не мешали восприятию знаний. Далее решается проблема, связанная с их обучением. Ведь, как правило, они все достаточно взрослые, а образование у них — 1—2 класса, реже — 5—6 классов, но тем не менее знаний у них практически никаких нет. В среднюю школу таких детей не отправишь, так как они сильно отстают по программе. С младшими же детьми они не станут учиться из-за психологического дискомфорта. В данный момент в каждом округе Москвы сейчас создаются специализированные школы, куда будут набираться такие дети. Если ребенок — москвич, то решается проблема, связанная с его семьей. Это наименее отработанное звено. Потому что войти в семью можно, однако отсутствует технология выхода из нее. Очень часто семья садится на шею. Взрослые люди не хотят меняться, не хотят вести социально активный образ жизни, они просто желают по максимуму получить от государства, не прикладывая к работе над собой никаких усилий. Поэтому эта работа крайне затруднена, она идет очень медленно. Когда ребенок уже более или менее устроен, встает проблема организации его досуга. Мы предлагаем ему возможность выбора: спортреабилитация, артреабилитация, участие в социально значимых проектах. Дети, не совсем успешные в школе, имеют возможность проявить себя в спорте. У них есть также возможность обучиться технологии скалолазания, техническим видам спорта — автомобильному, мотоциклетному. Однако проблема в том, что многие не хотят тренироваться. Ведь спорт — это же труд, который требует преодоления себя. Многие же подростки привыкли только потреблять. Артреабилитация предполагает развитие творческих способностей у ребенка через театр — актерскую работу, рисование декораций, шитье костюмов. Дети также могут принять участие в социально значимых проектах. Например, в марте этого года наш центр провел вместе с Информационным центром ООН акцию, посвященную Всемирному году чистой воды. В Москве существуют малые реки, которые загрязнены. Ребята занимались как очисткой их от мусора, так и пропагандой бережного отношения к воде. Вода, как известно, это жизнь. Участвуя в этом проекте, ребята, не успевающие в школе, могли проявить себя и почувствовать, что они востребованы обществом. Еще одна из проблем, которая тесно связана с темой беспризорности, — это занятость подростков. Им очень сложно найти интересную работу за более или менее конкурентоспособную зарплату. 400 рублей в месяц — вот те деньги, на которые они могут рассчитывать. Беспризорники зарабатывают такую сумму и даже больше всего лишь за день. Торговля цветами приносит около 700 рублей в день, а занятие проституцией — до 1,5 тыс. рублей. Поэтому перед центром встает задача создания альтернативных рабочих мест для подростков. Например, мы финансируем ремонтные работы, к которым привлекаются подростки, — покупаем доски, гвозди, фанеру, обои. Обычно это косметический ремонт помещений, где собираются сами подростки, — клубы, секции и так далее. Для безнадзорных детей очень важно, чтобы у них было место, куда они могли бы прийти. Эти дети уже вкусили прелести уличной жизни, и вышиванием крестиком или выжиганием на фанерке их уже не зацепишь. Им нужны какие-то адекватные формы досуга: игра в ансамбле, современные танцы и так далее. Подростки готовы участвовать в ремонтных работах, чтобы у них было помещение, где они всем этим могли заниматься. Таким образом, для того чтобы переключить внимание ребенка с уличного образа жизни, нужно довести его до некоторого стандарта, снять с души «налет уличности», а далее предложить ему что-то, что зацепило бы его внимание, что-то, что отвечает его склонностям и, главное, психофизическим возможностям, чтобы он стал развиваться. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В России принято апеллировать к валовым показателям. Однако четких параметров эффективности применительно к социальной сфере нет. Центр «Дети улиц» разработал для себя качественный критерий оценки эффективности. Основной принцип нашей работы — это помощь каждому конкретному ребенку, а не стремление к массовости. Если ты работаешь на всех — ты не работаешь ни на кого. Чем больше отдельных детей мы сумеем охватить своим вниманием, помощью, заботой, консультацией, информацией, тем большему количеству людей мы поможем в целом. Это более затяжная по времени работа, но она и более качественная. Эффективность программы «Дети улиц» составляет от 50 до 65%. Во многом она зависит от того, насколько долго ребенок находится на улице. Чем дольше, тем сложнее вернуть его к нормальному образу жизни. Поэтому одна из задач социальных работников — узнавать появлении на улицах новых детей, что позволит быстро задействовать наши службы по оказанию помощи этим детям. Когда такая работа носит персональный характер, из этого небольшого множества людей рано или поздно формируется та критическая масса, которая способна переломить ситуацию в сторону позитива. Только так можно оздоровить общество.

Дата публикации: 14:16 | 23.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.