Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/7-8/practics/0


ЛСД и т.д.

C 1 июля 2003 года в России начал работу Государственный комитет по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ. Костяк нового ведомства составляют бывшие сотрудники налоговой полиции, а также влившиеся в систему офицеры МВД и ФСБ, имеющие уникальный опыт борьбы с наркоугрозой. Суть работы новой спецслужбы состоит в поиске преступников не только на «земле», но и «наверху». О целях и методах работы комитета рассказывает заместитель председателя Госкомитета Александр Михайлов.

РЕКОГНОСЦИРОВКА До 1985 года в России массово употребляли один «традиционный» вид наркотического вещества крепостью 40 градусов. После антиалкогольной кампании 1985 года жаждущие эйфории, не найдя ее на полках винных магазинов, открыли для себя мир «нетрадиционных» для России наркотических веществ. Сначала появились суррогаты — вещества, выделенные из бытовой химии, а потом героин, кокаин, ЛСД и т.д. Чуть позже, в начале 90-х, возникли еще несколько факторов, повлиявших на наркобизнес в стране: к «достижениям» антиалкогольной кампании добавилось введение на российском рынке свободно конвертируемой валюты, а потом среди молодежи появилась мода на наркотики как символ свободной жизни. И медленно, но верно Россия перешла от статуса транзитной страны в статус рынка наркотических веществ с многомиллиардным оборотом. Сегодня видна лишь вершина айсберга глобальной империи распространения наркотиков. Эта империя имеет свой социальный характер: некоторые страны с разрушенной экономикой существуют только за счет производства и реализации наркотиков. В большинстве стран это стало уже образом жизни. Например, Афганистан производит 75% героина в мире после наведения американцами «порядка» в этой стране. Причем у афганских наркобаронов даже нет двух мнений, куда поставлять наркотики: на Север или на Запад… Но существует дилерская сеть, организованная и скоординированная, которую тоже, безусловно, нужно уничтожать. Несмотря на то что во многих случаях борьба с ней — задача органов внутренних дел, мы намерены наносить удар по основным точкам. НОВАЯ МЕТЛА… Из сложившейся ситуации на незаконном рынке наркотических веществ вытекают цели и задачи, которые ставятся перед новым комитетом. Эти задачи и пути их решения отличаются от практики борьбы с распространением наркотиков Министерства внутренних дел, таможни и налоговой полиции. Хотя многое комитет позаимствовал из опыта этих ведомств. Первая задача — это организация работы по отслеживанию наркотрафика международного характера по всем линиям. Мы не собираемся ловить цыганок с таблетками на перекрестках, и, наверное, это не наша функция (для этого есть участковые, инспектора по делам несовер шеннолетних, управление на транспорте, структуры патрульно-постовых служб). Нас интересуют крупные поставки, нас интересует нанесение удара по глобальным центрам производства и распространения наркотиков. Комитет является ведущим ведомством, которое входит в Правительственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Эта позиция дает Госкомитету право решать вопросы на самом высоком уровне без проволочек. Работа в Госкомиссии — вторая, а стратегически, возможно, и первая по важности задача. Комитет должен стать координирующим органом, который осуществлял бы взаимодействие между правоохранительными органами, судебными органами, между государственными органами и органами исполнительной власти в лице министерств и ведомств, которые так или иначе связаны с этой проблемой. Еще одна задача, которую ставит перед собой комитет, — совершенствование нашего законодательства, включая уголовно-процессуальную его сторону. В известной степени это требует корректировки ряда положений закона. Например, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев ставит распространение наркотиков, терроризм и убийство на одну плоскость и призывает за эти злодеяния наказывать смертью. Лично я с Аманом Тулеевым согласен, хотя понимаю, что мы живем в цивилизованном обществе и принимаем международные конвенции. Но думаю, что ужесточение наказаний за распространение наркотиков — это требование нашего времени. Когда наши криминологи говорят, что смертная казнь не снижает количество преступников, меня по большому счету не интересует число преступников вообще. Меня интересует наказание конкретного преступника за конкретное преступление. И если, допустим, мы отменили смертную казнь, а преступник Радуев не «загнулся» бы в камере, если бы он еще жил, то для меня это уже было бы нанесением оскорбления. Меня как личность интересует наказание конкретного Радуева, который совершил преступления, убил огромное количество людей, и то, что мы сохраняем ему жизнь и кормим его за государственный счет, меня не устраивает. То же и с наркодилерами, которые, наживаясь на наркотиках, убивают наших детей. Кроме внутренних задач комитет предполагает взаимодействовать с международными организациями. Ведь преступность стала транснациональной. Даже в рамках бывшего Советского Союза можно увидеть, что границы повлияли лишь на усложнение взаимоотношений между правоохранительными органами, а для преступников границ не существует. Эти искусственно созданные преграды фактически привели к тому, что без создания эффективной системы взаимоотношений между спецслужбами мы будем проигрывать преступникам. На Госкомитет по наркоконтролю возложены функции и эпидемиологического характера. Потому что ВИЧ-инфекция, которая распространяется через инфицированные иглы наркоманов, — это тоже функция Госкомитета. Важную роль комитет отводит профилактике, которая включает в себя работу с общественными организациями, учебными заведениями. В рамках нового ведомства будет Управление межведомственной координации и профилактики. Его роль будет заключаться в работе с молодежью, использовании очень мощных рычагов для работы с родителями. Ведь в конечном итоге всё закладывается в семье. МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ Что касается методов, на которых комитет собирается основывать свою работу, то, как сказано выше, мы намерены совмещать оперативно-розыскную работу с работой в общественном секторе, поскольку проблема борьбы с наркотиками и распространением их — это вопрос, наверное, не столько криминальный, сколько социальный. Только репрессивными методами здесь не обойдешься. Хотя если обратиться к международному историческому опыту, то многие мусульманские страны имеют в своем законодательстве высшую меру наказания за распространение наркотиков. В самом Коране содержится категорическое запрещение любой формы одурманивания человека. Это относится как к спиртным напиткам, так и к тяжелым видам наркотиков. И за сам факт распространения как наркотика в жесткой форме, так и алкогольных напитков человек подлежит жестокому наказанию. Поэтому мы сегодня должны найти компромисс между цивилизованными методами борьбы с наркотиками в условиях либерально-демократического государства и в то же время взять на вооружение опыт стран, которые давно и успешно борются с этим. Правда, существуют и иные методы борьбы с наркотиками. В таких странах, как Голландия, Канада, с незаконным распространением наркотиков решили бороться, узаконив это самое распространение. Это, конечно, относится не ко всем наркотикам, а лишь к так называемым легким наркотикам: марихуане, гашишу. Я считаю, что такой метод нам не подходит. Русские люди не знают меры, и, легализовав легкие наркотики, мы очень быстро придем к тому, что на улице можно будет легально купить героин. НУЖНЫ ЭКСПЕРТЫ-ПРАКТИКИ Важную роль в своей работе комитет отводит сотрудничеству с экспертами. Но тут возникают «но». В комитет приходит огромное количество различного рода предложений от самых разных организаций. Очень часто эти предложения базируются на недостаточной информации о государственных программах. Некоторые сводятся исключительно к предложениям о проведении исследований. А проще — мы усматриваем в этом лишь выколачивание денег под не всегда понятную задачу. Нас, как комитет, больше интересует практическое преломление или применение уже проведенных и достаточно глубоких исследований. Среди своих экспертов комитет может назвать членов Государственной комиссии работающих во главе с Михаилом Касьяновым. Ими разработана и осуществляется целевая государственная программа, в которой содержатся очень конкретные пункты, направленные на изменение общественно-политического климата в среде, склонной к наркомании. В программе прописаны конкретные поручения Министерству образования, Госкомспорту, Министерству культуры, радио и телевидению и т. д. Для того чтобы очень эффективно пользоваться исследованиями, нужно, прежде всего, очень хорошо представлять специфику регионов, имеющих собственные закономерности. Допустим, для Дагестана закономерности одни, для Самары — другие, а для Калмыкии — третьи. Тут без оперативных экспертных советов будет очень сложно. Экспертный совет самого Госкомитета должен стать мозговым центром, который должен вырабатывать не только рекомендации, но и технологию реализации наших планов. ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БОЛЬНО… Сложности у комитета возникают с оценкой его работы и с общественным мнением, сложившимся о государственных органах, которые борются с наркобизнесом и с преступностью вообще. Говорить о каких-то абсолютных критериях оценки работы сегодня сложно. Если мы говорим, что мы уничтожили столько-то тонн наркотиков, мы должны знать, сколько их всего в России, в мире и каким процентом мы нанесли удар по наркотрафику. Однако есть разные системы подсчета, по которым мы можем судить об эффективности работы. Например, было проведено мероприятие, которое позволило изъять 400 килограмм героина. 400 килограмм героина, — это 400 тыс. граммов. Если разделить на «дозу» — 0,8 грамма, то получится 500 тыс. «доз». Наркозависимость наступает у человека от приема приблизительно трех доз. Разделив на три, получаем 166 666. Это 166 666 человек, которые не стали зависимыми наркоманами. Это, если говорить о точке отсчета. Для меня же в работе существуют два постулата. Я считаю, наркотики в нынешних условиях для всего мира — это оружие массового поражения. И если мы говорим о них, то должны понимать, что они направлены против наших детей, против наших внуков. Существует двойной стандарт в оценке деятельности дилеров, дескать, им нечем зарабатывать на жизнь, кроме наркоторговли. Его нужно искоренять. Почему преступник должен кормить своих детей детьми чужими? Если нам удастся создать атмосферу такой общественно-политической непримиримости на всех уровнях, что очень сложно, то мы можем говорить об эффективности нашего комитета. И значит, жизнь прожита не зря.

Дата публикации: 14:02 | 23.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.