Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/7-8/oper/4


С мифом по жизни

Когда электорат в едином порыве готов поддержать какую-нибудь внешне простую идею (например, грабь награбленное!), то не нужно приписывать этот массовый психоз проискам неких таинственных пиарщиков. На самом деле в такие исторические моменты народ одержим мифом, непреодолимым желанием сделать сказку былью и никаким PR его не прошибешь. О том, какими мифами будут пичкать россиян на предстоящих парламентских выборах, можно узнать из книги Автандила Цуладзе «Политическая мифология».

ПУДРИМ МОЗГИ? Задача политических элит — использовать народный энтузиазм в своих интересах, заставить миф работать на себя, приватизировать его. Еще совсем недавно этим неблагодарным делом занимались сами политики. Но в наши дни почетная обязанность пудрить избирателям мозги возложена на PR-профессионалов. Поэтому мифотворчество и мифоборчество уже не есть результат мистических озарений, которые нисходили на всевозможных вождей прошлого, а продукт современных политических технологий. Другими словами, политическое мифотворчество — это высокотехнологичная индустрия, которая в эпоху бурного развития средств массовой коммуникации переживает настоящий Ренессанс. Они представляют своего рода бесперебойно работающие мифопроизводящие машины, постоянно атакующие не только сознание, что гораздо важнее, подсознание. Чтобы бедному, затюканному мифами индивиду хоть как-то уцелеть в этом информационном кошмаре, ему необходимо иметь хотя бы приблизительное представление о том, что такое политические мифы. Как элиты и обслуживающие их политтехнологи манипулируют избирателями? Можно ли распознать миф и как-то бороться с ним? На эти и многие другие не менее жгучие и каверзные вопросы попытался ответить известный политолог Автандил Цуладзе в своей новой книге «Политическая мифология» КОЛЬЦО ВЛАСТИ В хорошей книге жизнь бьет ключом. Благодаря огромному количеству исторических, литературных и современных примеров и энергичному стилю изложения «Политическая мифология» довольно занимательное чтиво. С самого начала автор настраивает читателя на серьезный лад, предлагая рассматривать миф не просто как байку, на сон грядущий сочиненную экспертами в области сказкотерапии, а как политическую технологию, эффективный инструмент конструирования реальности. Если следовать логике рассуждений автора, то овладение искусством работы с мифами почти равнозначно обладанию кольцом власти. Мифологическое мышление неистребимо. Оно характерно как для какого-нибудь африканского племени шиллуков, так и для граждан современных демократий. Например, в книге сравнивается отношение американцев и шиллуков к такому частному вопросу, как здоровье их политических лидеров. При всей несопоставимости уровня развития полудикого африканского племени со сверхдержавой выясняется, что мифологическое мышление никуда не делось. Болезнь или физическая немощь вождя трактовалась шиллуками как предвестник неурожая, засухи и других неприятностей. Возрастной кандидат в президенты США Роберт Доул утратил все шансы на победу над моложавым Биллом Клинтоном, когда упал во время одного из своих выступлений. Это лишь один из примеров, иллюстрирующий простую мысль, что современным компьютеризированным и механизированным обществом правит пещерная архаика. Тот, кто умеет сквозь шелуху современности проникнуть в пещеру подсознания и распознать таящиеся в ней мифы, тот может претендовать на то, чтобы заполучить кольцо власти. ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ? В России вот-вот начнется избирательная кампания в Госдуму. Возникает закономерно вопрос: какими мифами будут потчевать жителей России в этот раз? Автор книги считает, что Россия в данный момент не одержима каким-то одним мифом. Или, другими словами, лишена пресловутой национальной идеи. Однако успокаиваться рано. Такое положение продлится недолго. Свято место, как говорят, пусто не бывает. Хотя применительно к России точнее было бы сказать: место поверженного идола долго не пустует. Его место занимает другой идол. Поэтому Цуладзе мрачно предрекает масштабную войну мифов, которая кончится разгромом потерявших свою энергетику мифов горбачевско-ельцинской эпохи и воцарением новых, энергетически мощных мифов. Какой же набор мифологических альтернатив есть в арсенале? Следуя размышлениям автора, существует три варианта развития событий. Первый предполагает встраивание России в систему западной мифологии. Основная идея этого мифа — жить в России, как в Европе. Этот проект пытался реализовать Горбачев, провозгласивший приоритет общечеловеческих ценностей, стремившийся построить общеевропейский дом, призывавший к разоружению и так далее. Проект этот потерпел полное фиаско. Возродить его в ближайшей перспективе не представляется возможным. Второй вариант, под условным названием «Русский Пиночет», подразумевает построение национального государства. Этот проект выгоден олигархам, ориентированным на закрытость экономики от внешнего влияния. Мифология особого российского пути здесь придется как раз кстати. Третий вариант — игра на имперских архетипах и попытка позиционирования России как региональной империи. Опереться можно как на багаж образов российской и советской империй. Пока власть предпочитает играть на советских архетипах, эксплуатируя ностальгические чувства электората. Реализуются ли эти невеселые прогнозы или все же где-то в тайниках загадочной русской души пылятся еще не использованные либеральные мифы, которые спасут страну от олигархических и имперских замашек, пока трудно сказать. Многое будет зависеть от того, в чьих руках окажется кольцо власти. Будем надеяться, что найдется Фродо, который спасет всех от происков сил тьмы. Вера Васильева

Дата публикации: 14:34 | 23.06


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.