Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Пространственное развитие / Практика

Дорога в большую Россию


Игорь Бабичев
Секретарь Конгресса муниципальных образований Российской Федерации
komo@kmo.ru
Версия для печати
Послать по почте

Кто проложит ее?
Развитие малых городов зависит от общего экономического контекста. Поэтому, прежде чем затрагивать вопрос о малых городах как о возможных точках роста, имеет смысл сначала подумать о стратегии развития России в целом. Куда и как страна должна двигаться? Этот вопрос висит в воздухе. Ответов много, но единая концепция до сих пор не сформулирована.


МЫСЛИМ ГЛОБАЛЬНО

До революции в России много размышляли на тему дальнейшего развития страны и мира. В философии даже возникло целое направление — русский космизм, — которое было тесно связано с именами Вернадского и Циолковского. При всей утопичности многих идей мысль двигалась в правильном направлении.

В каком направлении развивается планета Земля?

Каковы место и роль России в этом развитии?

Глобальные российские пространства, помноженные на экстремальные климатические условия и огромные запасы всевозможных недр, создают совершенно уникальную социокультурную специфику, которая наложила отпечаток на российское мышление и философию.

С одной стороны, налицо постоянное стремление к глобальному мышлению. Ведь возникновение великих утопий (в частности, коммунизма) – это тоже порождение глобально-космического мышления.

С другой – хроническая неспособность выработать конкретные рецепты развития страны.

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ

Местное самоуправление нуждается в радикальном реформировании. Это движение в сторону расширения пула муниципалитетов и малых городов как самостоятельных муниципальных образований.

Сейчас малые и средние города в основном слиты с окружающим их пространством в единый конгломерат под названием «район». Реформа же призвана вычленить их оттуда, придав им определенную историко-географическую, политэкономическую специфику.

Сегодня страна находится перед серьезным вызовом. Он состоит в том, что национальные корпорации, реализуя свои бизнес-интересы, забывают вкладывать средства в комплексное социально-экономическое развитие городов. Напомнить им об этом должны государство или субгосударственные структуры.

Государство само по себе может способствовать развитию городов еще одним способом — с помощью бюджетов развития. На данный момент их нет.

Проводится реактивная экономическая политика. Если протекла труба, ее забивают. Точно так же поступают со второй и третьей. Средств же на то, чтобы заменить всю систему водопровода, канализации, теплоцентралей, нет.

За счет бюджетов развития также можно обеспечить развитие перспективных производств в том или ином муниципалитете.

Существуют технологии, при которых государство или муниципалитеты вкладывают средства в те или иные предприятия, которые в дальнейшем приватизируются и переходят в частные руки. Эта схема широко опробована на Западе и неплохо работает.

Кроме бюджетов развития можно задействовать аналогичные внебюджетные фонды, которые бы занимались развитием городской инфраструктуры и производства. В дальнейшем она также может быть передана бизнесу.

Такие подходы должны стоять на повестке дня.

О ДОРОГАХ

В 70—80-х годах ХХ века в России произошла дорожная революция. Европейская часть России была покрыта достаточно разветвленной сетью дорог.

Сначала дорогами связали столицу со всеми областями. Затем областные центры соединили со всеми районными центрами. А районные центры в свою очередь со всеми колхозами и совхозами. Без дорог ни о каком комплексном социально-экономическом развитии территорий страны речи быть не может.

Новой России от советской власти достались неевропейского, но удовлетворительного качества дороги. Что произошло дальше? Был создан Дорожный фонд – своего рода государственная корпорация с обязательными источниками финансирования. Сейчас Дорожный фонд упразднен. Строительство дорог финансируется из бюджетов соответствующего уровня: федеральное дорожное строительство – из федерального бюджета, региональное – из регионального, муниципальное – из муниципального. Рассчитывать, что в бюджете будет достаточно средств хотя бы для поддержки существующей инфраструктуры, не говоря уже о строительстве, не приходится.

Такой подход создает очень серьезную угрозу комплексному социально-экономическому развитию территории и поселений.

Дорожная сеть разрушается. Я абсолютно убежден, что показавшая свою эффективность система дорожных фондов должна быть возрождена. Дорожные фонды — это элемент бюджета развития, который должен действовать на всех уровнях власти.

О ЛЮДЯХ

Со времен Ломоносова существовала традиция отправлять талантливых молодых людей на обучение в столицу, где они и оседали. Особенно остро эта проблема стояла в 70—80-е годы XX века, когда шел массовый отток более или менее способной молодежи в города. Однако тогда государство обладало определенными рычагами, с помощью которых пыталось вернуть людей на места.

Система государственного распределения в какой-то степени оправдывала себя. За три года, которые выпускники должны были отработать, определенный их процент (порой довольно значительный) оседал на местах. Сейчас такой системы нет. Это, конечно, создает дополнительную угрозу, что талантливая молодежь покинет провинцию и осядет в университетских городах, откуда ее уже никакой силой не заставишь вернуться обратно.

На самом деле решение этой проблемы скрывается в динамизме развития страны. Сумеем ли мы выработать такую стратегию и такую систему пространственного развития, когда производство и инфраструктура будут развиваться не только в центре, но и на местах.

Высокотехнологичное производство гарантирует значительный заработок. Это может оказаться стимулом, который привлечет квалифицированные кадры на места. Прецеденты уже имеются. Так, например, Владимир Потанин привел в «Норильский Никель» целую команду менеджеров из «Онэксимбанка».

Таких примеров на сегодня можно привести достаточно много. Молодежь можно привлечь туда, где есть возможность приличных заработков, профессионального роста, определенная инфраструктура, гарантирующая приемлемое качество жизни.

Существует несколько высокотехнологичных отраслей, например космическая, оборонная промышленность, которые могут развиваться вне столицы и на которых можно неплохо зарабатывать. Это может быть стимулом для того, чтобы творческая молодежь там работала. Что касается жизни в малых городах, то там вполне могут развиваться сельское хозяйство, агропромышленная инфраструктура, переработка сельхозпродукции и сопутствующее производство (пищевая, косметологическая, фармацевтическая промышленность). В этих отраслях также может быть внедрено высокотехнологичное производство. Их развитие открывает хорошую перспективу для ведения личного и частного бизнеса.

МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ МОСТ

Скажу банальную вещь: Россия обладает колоссальными запасами полезных ископаемых.

В Восточной Сибири есть всё, в том числе нефть. Однако с точки зрения геологии там еще многое не разведано. Если не будет транспортной инфраструктуры, этими ресурсами невозможно будет воспользоваться. Конечно, можно что-то добывать и на Луне, но это будет безумно дорого. Поэтому рано или поздно в Западной Сибири придется создавать транспортную инфраструктуру, которая в дальнейшем может стать межконтинентальным коридором между Европой, Японией и Америкой (через Берингов пролив). Прорыли же под Ла-Маншем двадцатикилометровый тоннель. Почему на следующем этапе не пробить девяностокилометровый тоннель под Беринговым проливом?

Естественно, это потребует колоссальных затрат. Однако каков может быть экономический эффект от эксплуатирования такой железнодорожной магистрали! Потребность в тихоокеанском транспортном флоте резко снизится. Соединить Японию с материком – на сегодняшний день решаемая технологическая задача. Россия в этом случае станет мостом между Европой, Америкой и Японией. Это одна из перспектив развития страны.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Пространственное развитие
Концепт
Время и место как зона обустройства
Дмитрий Петров
Вызов пространственного развития
Петр Щедровицкий
России мало одной столицы
Сергей Градировский
О новой региональной политике
Павел Лапшев
Капитализация регионов
Владимир Княгинин
Россия. Пространственное развитие?
Владимир Каганский
Пространственность в ритуально-игровом наклонении
Олег Генисаретский
Точка роста. Вектор развития. Инновация
Михаил Кутузов
Проблема ЖКХ: другое измерение
Павел Девятинин
Сообщения
Буревестник контрреволюции взлетел над Москвой. И гордо реет
Объединятся ли Москва и Санкт-Петербург с прилегающими областями? Возможно. И уже скоро
Духовные лидеры мусульман собрались в Москве. Потолковать о деньгах
«Хрустальный апельсин» идет в регионы
В Казани прошло обсуждение доклада центра стратегических исследований ПФО «государство. Антропоток»
Свежая рекламная концепция Sony. В старом свете
Новые избирательные технологии существуют. Их обсудят на особой конференции
Шаг от сырьевой действительности к инновационной
Подведены итоги второго тура чемпионата по боулингу. Среди банкиров
Банковские Pr-щики обсудили свои инструметы. И выбрали лучшие
Сколько стоит земля в Москве
Лондонская школа Pr снова в Москве
Турнир по картингу дорогого стоит
Практика
Новые города для новой жизни
Юрий Перелыгин
Дорога в большую Россию
Игорь Бабичев
Мал город, да дорог
Денис Визгалов
Схемы градостроительного планирования
Владимир Щитинский
Дилемма развития
Вячеслав Глазычев
Опыт построения континентального пространства
Владимир Кузнецов
Оперативный простор
Спонсорство и спонсоры
Мария Клименчук
Корпоративный тренинг как гуманитарная технология
Михаил Кларин
Часы еще идут
Ольга Поташникова
Матрица: философия
Когда мышление подобно дикому зверю
Путешествие из страны водки и бани...
Дорожите репутацией
Как править страной


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.