Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты









soob.ru / Архив журналов / 2003 / Пространственное развитие / Практика

Опыт построения континентального пространства


Владимир Кузнецов
эксперт ЦСИ ПФО
kuznetsov@prometa.ru
Версия для печати
Послать по почте

Европа как объект пространственного развития.
Европа исторически отличалась разнообразием и сложностью территориального и культурного устройства, опытом (само)идентификации, развитой традицией философии и методологии пространства. С усилением интеграции локальные партнерские проекты, обустройство территорий на местах продолжают развиваться, но неминуемо соотносятся с общеевропейским пространственным измерением и видением.


ОТ ТЕРРИТОРИЙ К НАСЕЛЕННОМУ ПРОСТРАНСТВУ

Карта Европы – палимпсест [1] форм человеческой активности на территории: государства и сообщества, границы и центры, торговые и военные союзы, дороги и коммуникации, объединения и религиозные и культурные движения. И сегодня европейское пространство структурируется разномасштабными и разнонаправленными инициативами: от макрорегиональных конфигураций вроде Голубого (горячего) банана (ставшего прообразом новой послевоенной экономической регионализации) до последних проектов вроде тоннеля под Ла-Маншем и моста через Эресунн в программе Копенгаген—Мальмё.

С усилением европейской интеграции локальные партнерские (транспортные, промышленные, торговые) проекты, обустройство территорий на местах продолжают развиваться, но неминуемо соотносятся с общеевропейским пространственным измерением и видением. Основной вопрос – это вопрос о европейском пространстве и субъектах европейского пространственного развития и пространственной политики.

Европейское пространственное развитие началось с момента, когда наряду с локальными усилиями стало наполняться конкретным организационным и правовым содержанием европейское континентальное видение. То есть с появлением надгосударственных структур вроде Евросоюза, Совета Европы, одновременно с тенденцией к многосубъектности и полицентричности. Произошел переход к более сложной системе: не только государственные органы, но и местные сообщества, регионы, объединения становятся субъектами пространственных изменений.

Пространственное развитие появляется там, где с задачей не могут справиться отраслевые, региональные и административные инструменты, то есть оно работает со сложными комплексами и проблемными территориями, требующими специальной координации усилий. Поэтому политика пространственного развития – это всегда пересечение интересов и трактовок территории. Таким образом, для Европы оно стало способом системного, многоаспектного видения общего европейского континента, во всех внутренних и внешних взаимосвязях.

На макроуровне европейское пространственное развитие определяется активностью двух основных субъектов: Евросоюза, развивающего «Европейскую перспективу пространственного развития» (ESDP), и Совета Европы, разрабатывающего «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента».

СЕ — АВАНГАРД ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Этот процесс по линии Совета Европы начался на 20 лет раньше Евросоюза – с конца 60-х (фактически с брюссельского доклада «Региональное планирование – европейская проблема»). В 1970 г. в Бонне была проведена первая Европейская конференция министров пространственного планирования (CEMAT). На VI СЕМАТ в Торремолиносе (1983) была принята «Европейская хартия регионального / пространственного планирования» – ключевой документ пространственного развития вплоть до конца 90-х.

В дальнейшем вопросы обсуждались в Гааге, Валенсе, Лозанне (проект «Европейской стратегии регионального планирования» (1988)), Анкаре, Осло, Лимассоле. Наконец, на XII СЕМАТ в Ганновере (2000) был принят полный вариант «Основополагающих принципов». Помимо СЕМАТ в процессе участвовали Парламентская ассамблея и Конгресс местных и региональных властей Европы. Безусловно, Совет Европы имеет гораздо меньший, в сравнении с ЕС, набор структурных и экономических инструментов, поэтому его вклад состоит в введении в оборот темы пространственного развития, а также в организации обсуждения пространственных проблем. Эта линия дала и другие документы: «Европейскую ландшафтную конвенцию, Европейскую хартию местного самоуправления» и др.

ЕС — ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ИНТЕГРАТОР

Линия Евросоюза обозначилась к середине 90-х, по мере оформления структуры сообщества. В 1994 году в Лейпциге были приняты «Принципы европейской политики пространственного развития», в 1997 году в Нордвике – первый официальный проект «Европейской перспективы», а в Эхтернаке – концепция «Европейской сети обсерваторий пространственного планирования» (ESPON). Итоговая «Европейская перспектива» была подписана в 1999 г. в Потсдаме.

В рамках пространственного подхода действия ЕС осознаются как обладающие пространственным эффектом. Они могут менять пространственную структуру и возможности экономики и общества, тип землепользования и ландшафтов, конкурентное положение либо пространственное значение городов и регионов в рамках европейской экономической системы и модели расселения. Так, по версии ЕС, наибольшим пространственным эффектом обладают конкурентная политика сообщества, сельскохозяйственная политика, защита окружающей среды, деятельность в области исследований и технологий. Особое значение приобретают так называемые трансъевропейские сети, еврокоридоры, экологические сети, природно-экологическое зонирование.

Приоритетами пространственной/региональной политики являются поддержка депрессивных и слабых в структурном отношении территорий, программы межрегионального взаимодействия (Interreg), программы развития городских ареалов, поддержка инновационной активности, а также специальные программы для вступающих стран и стран-кандидатов. Например, инициатива Interreg сфокусирована на создании долговременных и устойчивых структур для развития трансграничной, транснациональной и межрегиональной кооперации. Этим целям соответствует большой набор программ. Среди них «Альпийское пространство», «Архимед» (включает Грецию, Сицилию, Калабрию), «Атлантическая область», «Балтик регион», CADSES (Центральная Европа, Адриатика и Дунай), «Северная периферия», «Отдаленные области», «Средиземноморье» и др. Это инициативы, связанные с внешними интересами сообщества, например, в плане расширения союза: ISPA, MEDA, PHARE, TINA, TACIS, SAPARD и др. Это также и так называемые еврорегионы программы на приграничных территориях, ориентированные на стратегическое партнерство участников (всего около 100). Панъевропейские коридоры (особенно II и IX) и еврорегионы, в которых участвует Россия [2], являются примером программ, направленных на стыковку с европейской пространственной инфраструктурой.

Итак, Европа концептуально и институционально оформила пространственное развитие. Основной вопрос предыдущего периода о субъектах и содержании пространственной политики сменяется следующим вопросом: насколько эффективно, обладая такой структурой пространственного развития, Европа может отвечать на внутренние локальные (регионализация, субсидиарность) и глобальные вызовы завтрашнего дня?


[1] Палимпсест — исторический памятник письменности, в котором первоначальный текст стирался и заменялся новым, порой многократно.

[2] Еврорегион «Карелия» стал победителем конкурса «Еврорегион-2003» (наряду с Балеарскими островами, среди 23 регионов-конкурсантов).


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Пространственное развитие
Концепт
Время и место как зона обустройства
Дмитрий Петров
Вызов пространственного развития
Петр Щедровицкий
России мало одной столицы
Сергей Градировский
О новой региональной политике
Павел Лапшев
Капитализация регионов
Владимир Княгинин
Россия. Пространственное развитие?
Владимир Каганский
Пространственность в ритуально-игровом наклонении
Олег Генисаретский
Точка роста. Вектор развития. Инновация
Михаил Кутузов
Проблема ЖКХ: другое измерение
Павел Девятинин
Сообщения
Буревестник контрреволюции взлетел над Москвой. И гордо реет
Объединятся ли Москва и Санкт-Петербург с прилегающими областями? Возможно. И уже скоро
Духовные лидеры мусульман собрались в Москве. Потолковать о деньгах
«Хрустальный апельсин» идет в регионы
В Казани прошло обсуждение доклада центра стратегических исследований ПФО «государство. Антропоток»
Свежая рекламная концепция Sony. В старом свете
Новые избирательные технологии существуют. Их обсудят на особой конференции
Шаг от сырьевой действительности к инновационной
Подведены итоги второго тура чемпионата по боулингу. Среди банкиров
Банковские Pr-щики обсудили свои инструметы. И выбрали лучшие
Сколько стоит земля в Москве
Лондонская школа Pr снова в Москве
Турнир по картингу дорогого стоит
Практика
Новые города для новой жизни
Юрий Перелыгин
Дорога в большую Россию
Игорь Бабичев
Мал город, да дорог
Денис Визгалов
Схемы градостроительного планирования
Владимир Щитинский
Дилемма развития
Вячеслав Глазычев
Опыт построения континентального пространства
Владимир Кузнецов
Оперативный простор
Спонсорство и спонсоры
Мария Клименчук
Корпоративный тренинг как гуманитарная технология
Михаил Кларин
Часы еще идут
Ольга Поташникова
Матрица: философия
Когда мышление подобно дикому зверю
Путешествие из страны водки и бани...
Дорожите репутацией
Как править страной


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.