Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/6/practice/2


Схемы градостроительного планирования

Опыт и перспективы их использования.
В области градостроительства в России сложилась непростая ситуация. Законодательство критически не успевает за жизнью. Ощущается острая нехватка необходимой градостроительной документации. Это приводит к конфликтам между различными ветвями власти, значительным финансовым потерям и произволу чиновников. Избежать же этих негативных последствий можно с помощью одного инструмента — схем территориального градостроительного планирования.

КРИК ДУШИ: ДАЁШЬ ДОКУМЕНТАЦИЮ!!!

В последнее время принят ряд федеральных законодательных актов в области градостроительства и землепользования, которые в обязательном порядке должны учитываться при составлении градостроительных проектов уровня субъекта федерации. Среди них: Градостроительный и Земельный кодексы РФ, законы РФ «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», указ Президента РФ «Об образовании федеральных округов», постановление Правительства РФ «О разработке и согласовании консолидированных схем градостроительного планирования и основных положений консолидированных схем градостроительного планирования».

Законы — это хорошо. Но нужна еще и конкретная градостроительная документация. Без нее законы носят во многом декларативный характер, так как не обеспечивают самого перехода от норм закона к практическим действиям на земле. В итоге пространство городов и регионов деформируется и используется неэффективно. А практически весь оборот от сделок с землей находится в тени. Градостроительный кодекс РФ предусматривает такой вид документации, как «Территориальная комплексная схема градостроительного планирования развития территории субъекта федерации», где определяются цели государственной политики в области градостроительства на территориях субъектов РФ, исходя из социально-экономических и природно-климатических условий.

Разработка таких схем позволяет обеспечить сетевое взаимодействие и учет интересов органов государственного управления различных уровней, частных компаний, населения, то есть федеральных, общественных и частных интересов. Эти документы также необходимы для реального управления территорией, проведения грамотной политики расселения, размещения производства и инвестиций.

Территориальные планы в российских регионах практически не разрабатывались уже более 10 лет, а те, что разрабатывались, были сделаны на старой методологической основе, под задачи и ресурсы прежней страны.

Сегодня, наконец, многие субъекты РФ приступили к такой работе: Чувашская Республика, Архангельская область, Тверская область, Ростовская область, Калининградская область, Ленинградская и Московская области, Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Сахалинская область и другие.

Ниже на примере Ленинградской области и Чувашской Республики описывается опыт разработки подобных схем.

ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА РОССИИ

Ленинградская область — один из самых динамично развивающихся регионов страны.

Существенную роль в этом сыграло руководство области, уделявшее на протяжении последних десяти лет большое внимание именно пространственному планированию территории. Его основой стала разработанная в 1998 году «Концепция социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года».

Значительная часть этой работы посвящена пространственной организации территории Ленинградской области, выявлению ее потенциальных возможностей по расселению людей, размещению промышленных и коммунальных предприятий, созданию природоохранного каркаса, развитию инженерно-транспортной инфраструктуры. Общим вопросам территориальной организации области был посвящен и ряд других проектов.

В области последовательно формируется законодательная и нормативная база территориального развития. Утвержден «Градостроительный кодекс Ленинградской области» (1998). Приняты законы «О Сводном плане градостроительного зонирования территории Ленинградской области» (1999) и «Об особом регулировании градостроительной деятельности на территории Ленинградской области» (2001). Утверждены «Порядок учета и регистрации градостроительной документации» (1998), «Порядок оформления градостроительных паспортов земельных участков» (2001).

Эти документы сыграли значительную положительную роль в упорядочении взаимоотношений органов власти и инвесторов при выделении земельных участков под капитальное строительство.

В области сложилась система авторского контроля за реализацией решений концепции. Институт РосНИПИУрбанистики, занимавшийся ее разработкой, является членом межведомственной комиссии по размещению производительных сил при губернаторе области. По каждому инвестиционному проекту он дает обоснованное заключение о его соответствии утвержденной градостроительной документации и градостроительному законодательству.

Международные организации — Совет Европы и Европейский Союз внимательно следят за программами развития Балтийского региона вообще и Ленинградской области в частности. Сотрудничество стран Балтии рассматривается в контексте выработки единой пространственной стратегии регионального развития этой зоны. Главная задача такого сотрудничества состоит в содействии сбалансированному устойчивому развитию и обеспечению территориальной интеграции этих стран. Отражением указанной стратегии стал ряд крупных международных проектов, разработанных под эгидой ЕС. В частности, только для территории Ленинградской области в последние годы были реализованы следующие проекты:

1. «Зона развития Южная Финляндия — Санкт-Петербург (Карельский перешеек)» (1997 год). В рамках этого проекта был проведен анализ современного состояния региональной структуры приграничных территорий, создан общий генеральный план, составлен перечень актуальных проектов с точки зрения региональной структуры и экономического развития, которые также уже начали разрабатываться.

2. «Коридор развития Центральный Север — Санкт-Петербург» (2000 год). Этот проект направлен на развитие контактов и сотрудничества с учетом общих стратегических интересов в различных видах деятельности на территории коридора, который тянется от Тронхейма (Норвегия), через Швецию, Финляндию до Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

3. «Усиление синергии. Единая стратегическая политика для Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте Северо-Западного региона России» (2000 год). Этот проект финансировался Tacis, и в нем внимание было уделено вопросам устойчивого пространственного развития региона, учитывающего интересы как Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области.

4. «Совместный проект Е-18» (2001 год). Его целью стало обеспечение комплексного развития международной транспортной магистрали Е-18 Осло — Стокгольм — Хельсинки — Санкт-Петербург за счет развития методов совмещения функционирующей транспортной магистрали и устойчивого экологического, социального и экономического прогресса, поддерживающего уравновешенную региональную структуру.

5. «Реализация основополагающих принципов устойчивого развития на европейском континенте в российских пилотных регионах — Московской и Ленинградской областях» (2003). Главной целью проекта является выработка политики устойчивого пространственного развития территории. Основные задачи — достижение приемлемого уровня жизни населения за счет усиления конкурентных преимуществ Ленинградской области, увеличение эффективности использования ресурсов и сокращение деградации окружающей среды.

Опыт Ленинградской области говорит о том, что следование международным принципам устойчивого развития и современному российскому законодательству помогает создавать проектные документы нового поколения.

Упорная работа по проектному формированию пространства области способствует ее экономическому развитию и повышению инвестиционной привлекательности. Она позволяет властям и инвесторам принимать решения, опирающиеся на знание нынешних и потенциальных возможностей и перспектив развития территории, на законодательно установленные правила и процедуры.

ЧУВАШИЯ. РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА

Начало проектным работам по градостроительному планированию в Чувашской Республике положил указ президента Чувашской Республики Николая Фёдорова «О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике» от 21 мая 2001 года. В соответствии с ним предусматривалась разработка территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории республики и территорий районов, а также проектов генеральных планов городов.

Основные задачи этой работы сводились к следующему:

  1. формирование в краткосрочной перспективе эффективной общественной инфраструктуры и концентрация всех имеющихся финансовых ресурсов для ее развития;
  2. рациональное использование инвестиционных и интеллектуальных возможностей при размещении производственных и инфраструктурных объектов;
  3. создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, а также формирование взаимосвязи уровня благоустроенности населенных пунктов с возможностями самореализации человека и уровня общественной деятельности;
  4. привлечение частных инвестиций в базовую инфраструктуру жизнедеятельности при поддержке из бюджетов всех уровней, с одновременной реализацией принципов адресности и ориентации на инвестиционную составляющую;
  5. обеспечение условий для быстрого доступа населения к общественным и культурным центрам, месту работы и учебы, в первую очередь в сельской местности.

В разработанной схеме дается обоснование места региона в общественном и территориальном разделении труда, определяется оптимальная структура экономики с обоснованием приоритетных отраслей, выявляются траектории развития городских поселений, рациональное размещение основных объектов производства, особенности бюджетной сферы, структуры занятости, ресурсов пополнения бюджета, имущественно-правовых проблем. Также в документе определены наиболее рациональные направления реструктуризации экономики, разработана система мероприятий по повышению эффективности использования социальноэкономического потенциала региона, выявлены приоритетные направления повышения конкурентоспособности отраслей и производств региона и так далее.

Разработанная РосНИПИУрбанистики документация будет способствовать максимально эффективному использованию внутреннего потенциала Чувашии и укреплению ее позиции среди других субъектов РФ при одновременном улучшении качества жизни.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ СХЕМЫ

В современной России пока нет опыта разработки таких проектов, как консолидированные схемы градостроительного планирования развития территорий двух или более субъектов федерации. Однако, судя по всему, их разработка неизбежна. Во всяком случае применительно к федеральным округам.

В качестве примера можно привести Северо-Запад. В новом геополитическом пространстве этот федеральный округ занимает особое место — это западные ворота России, единственный регион страны, напрямую граничащий с ЕС. Округ обладает огромным потенциалом для развития: выгодное транспортно-географическое положение, богатейшие запасы природных ресурсов, наличие высококвалифицированной рабочей силы, мощный научный и культурный потенциал.

Использование этих возможностей отвечает интересам не только самого округа, но и Российской Федерации в целом.

Некоторые предложения по пространственному планированию Северо-Западного федерального округа уже сделаны. Силами Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» подготовлены «Доктрина развития Северо-Запада РФ» и «Система расселения на Северо-Западе РФ».

В рамках уже упоминавшегося проекта «Усиление синергии» был сделан ряд предложений по разработке консолидированной схемы Северо-Западного федерального округа. Однако они пока не нашли поддержки ни у федеральных органов власти, ни в регионах.

Практическое бездействие государства грозит тем, что его территориальные интересы просто не будут учитываться. Страны Европейского Союза дают пример прямо противоположного подхода. Они организуют специальные программы и фонды для изучения территориальных проблем развития Европы, ее отдельных регионов, что позволяет им отслеживать свои специфические интересы в условиях рыночной экономики.

И еще один момент. Очень важный. Отечественное градостроительство еще с советских времен прекрасно владело методологией и практикой пространственного планирования. Сейчас же, будучи практически лишенной серьезной и актуальной проектной практики, Россия может полностью утратить свою градостроительную школу.

Между тем нет никаких сомнений в том, что необходимость в такой школе неизбежно возникнет, причем скорее рано, чем поздно. И тогда на ее воссоздание будут затрачены усилия и ресурсы несоизмеримо большие, чем на разработку конкретных проектов.

Дата публикации: 11:39 | 09.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.