Главная  |  О журнале  |  Новости журнала  |  Открытая трибуна  |  Со-Общения  |  Мероприятия  |  Партнерство   Написать нам Карта сайта Поиск

О журнале
Новости журнала
Открытая трибуна
Со-Общения
Мероприятия
Литература
Партнерство


Архив номеров
Контакты





Узнайте сию секунду какой сегодня праздник и поделитесь с близкими.



soob.ru / Архив журналов / 2003 / Пространственное развитие / Практика

Мал город, да дорог


Денис Визгалов
кандидат географических наук, ведущий эксперт Фонда «Институт экономики города»
vizgalov@urbaneconomics.ru
Версия для печати
Послать по почте

Москва – провинция: новый маршрут.
Социально-экономическое развитие России в последнее десятилетие сопровождалось достаточно глубокими и разносторонними рыночными реформами. Реформаторские инициативы формировались преимущественно на «верхних этажах» государства, а затем «спускались» на места. Российские муниципальные образования по-разному отреагировали на внедрение этих преобразований...


Быть может, это покажется парадоксальным, но Великая Россия — это во многом и страна малых городов. Принято считать, что чем больше город, тем большее влияние он оказывает на развитие страны. А между тем малые города с населением менее 50 тыс. человек составляют примерно две трети всех городов России. И именно от того, как складывается ситуация там, зависит направление и скорость развития страны.

Для малых (1) городов переход к рынку стал особенно болезненным. В силу ограниченного доступа к ресурсам и особой пространственной и социальной организации они были наименее готовы к резким и во многом непоследовательным экономическим реформам.

Рыночные реформы в России оказались сопряжены с существенными изменениями в структуре городского расселения. Доля малых городов в системе российских городов в период с 1990 по 2001 год выросла как по их общему числу, так и по численности населения. Это произошло, во-первых, в результате объективного роста малых городов, а во-вторых, за счет присвоения статуса малого города поселкам городского типа, а также из-за сокращения населения средних городов.

Несмотря на разнообразие малых российских городов, все они объединены общностью социально-экономических проблем. Остановимся на наиболее существенных.

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ

Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.

Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город в неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1—2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы — это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов. Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономического развития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в области энергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошие возможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразия экономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Динамика населения в российских городах на протяжении последних десятилетий определялась во многом социальными издержками проводившихся рыночных реформ, которые сопровождались усилением экономического кризиса к концу 90-х годов. На малых городах, где условия жизни хуже и меньше возможностей для занятости, эти процессы отразились наиболее плачевно.

Начиная с середины 80-х годов население малых городов неуклонно сокращалось. Согласно статистическим данным на 2000 год, в более чем 50% малых муниципальных образований смертность превышает рождаемость почти в 2 раза. Основные причины — низкий уровень жизни, неуверенность в экономическом будущем, низкое качество городской среды (2). Незначительный миграционный прирост, наблюдающийся в последние 2—3 года за счет притока населения из сельских муниципалитетов, не компенсирует «естественных» потерь населения.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Создание местного самоуправления в России не сопровождалось реальным предоставлением городам финансовой автономии. Хотя органы местного самоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимость иллюзорна. В большинстве регионов львиная доля расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень (28 % консолидированного бюджета РФ, 53 % субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городских бюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет не только к финансовой, но и политической зависимости городов от региональных властей.

Другим и более серьезным негативным последствием является то, что местные власти практически не несут ответственности за формирование и исполнение бюджета, а в конечном счете — и за качество и количество предоставляемых населению бюджетных услуг. Ведь нормативы отчислений от регулирующих налогов меняются из года в год, и местные власти не имеют возможности прогнозировать свои бюджетные доходы, что делает бессмысленным весь бюджетный процесс.

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Проблемы данной сферы настолько глубоки и актуальны, что речь идет не просто об улучшении состояния отрасли, а о сохранении инфраструктуры городского жизнеобеспечения. Для большинства малых российских городов состояние жилищно-коммунального хозяйства — критический фактор их развития. Часто расходы на жилищно-коммунальное хозяйство являются основной статьей городских бюджетных расходов. Начиная с середины 90-х годов проблематика жилищно-коммунальной сферы становится главной темой в политической жизни десятков малых и средних городов, главным политическим лозунгом во время местных предвыборных кампаний.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды. Как следствие, для ЖКХ в целом характерна неэффективная работа предприятий, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.

ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Большинство проблем управления городом возникает из-за отсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город — это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города.

Переход российских городов к местному самоуправлению оставил открытыми множество вопросов, связанных с городским управлением. В чем состоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективности ее работы? По каким критериям измеряется качество управления территорией?

Отсутствие четких и однозначных ответов на данные вопросы создает серьезные препятствия на пути качественного муниципального управления и позволяет городским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые не всегда адекватны интересам города.

Один из критических факторов, определяющих эффективность городского управления в российских городах, — квалификация муниципального менеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно. Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа в большом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районного центра. Для многих из них участие в местных выборах — это не самоцель, а всего лишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящих государственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из малых городов.

Полномочия местного самоуправления позволяют городским властям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города, используя при этом разнообразные управленческие технологии. Двумя приоритетными направлениями деятельности городских администраций являются, во-первых, развитие новых, внутригородских источников пополнения доходной базы бюджета, а во-вторых, эффективное использование уже имеющихся финансовых и других ресурсов.

БУДУЩЕЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Прогноз развития любой территории начинается с оценки ее потенциала. В России почти весь потенциал развития (финансовый, экономический, демографический, интеллектуальный, культурный) сосредоточен в городах. И если по крупным городам оценивается скорость экономического развития окружающей территории, то малые города являются индикатором здоровья территории, не столько экономического, сколько социального, нравственного, определяющего состояние местных сообществ. Малые города в России — это не только средоточие проблем.

Малые города имеют преимущества перед большими городами в построении моделей устойчивого развития. В частности, там сильнее предпосылки к организации публичного самоуправления — одной из основ гражданского общества. Коммуникативные связи в малых городских сообществах сильнее, местная власть ближе к горожанам, и потому личная ответственность городских руководителей выше. Со своей стороны граждане не столь равнодушны к проблемам своего местожительства. В таких условиях легче решать проблемы «всем миром», как это и предполагается при идеальной модели местного самоуправления.

Во многих малых городах уже сформировалась социокультурная среда с новыми типами общественного поведения и личного потребления. Она уже значительно отошла от «советской» социально-экономической системы, но еще не стала «рыночной» системой с ее жесткими требованиями к профессионализму и корпоративным интересам.

Изменения социально-экономической среды не только необходимы, но и неизбежны. Возможно, именно для малых городов этот процесс будет наиболее трудным. И это требует относиться к органам местного самоуправления как к тому звену публичной власти, которому придется в основном взять на себя ответственность за явно непопулярные меры регулирования этого процесса.

Ссылки:

1. Согласно принятой количественной градации городов (см., например, Градостроительный кодекс, 1998), к числу малых городов относятся городские населенные пункты с населением до 50 тыс. человек.

2. Под качеством городской средой подразумевается совокупность благоприятных условий для комфортного проживания горожан и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории города.


Добавить комментарий

Текст:*
Ваше имя:*
Ваш e-mail:*
Запомнить меня

Комментарии публикуются без какой-либо предварительной проверки и отражают точку зрения их авторов. Ответственность за информацию, которую публикует автор комментария, целиком лежит на нем самом.

Однако администрация Soob.ru оставляет за собой право удалять комментарии, содержащие оскорбления в адрес редакции или авторов материалов, других участников, нецензурные, заведомо ложные, призывающие к насилию, нарушающие законы или общепринятые морально-этические нормы, а также информацию рекламного характера.






Пространственное развитие
Концепт
Время и место как зона обустройства
Дмитрий Петров
Вызов пространственного развития
Петр Щедровицкий
России мало одной столицы
Сергей Градировский
О новой региональной политике
Павел Лапшев
Капитализация регионов
Владимир Княгинин
Россия. Пространственное развитие?
Владимир Каганский
Пространственность в ритуально-игровом наклонении
Олег Генисаретский
Точка роста. Вектор развития. Инновация
Михаил Кутузов
Проблема ЖКХ: другое измерение
Павел Девятинин
Сообщения
Буревестник контрреволюции взлетел над Москвой. И гордо реет
Объединятся ли Москва и Санкт-Петербург с прилегающими областями? Возможно. И уже скоро
Духовные лидеры мусульман собрались в Москве. Потолковать о деньгах
«Хрустальный апельсин» идет в регионы
В Казани прошло обсуждение доклада центра стратегических исследований ПФО «государство. Антропоток»
Свежая рекламная концепция Sony. В старом свете
Новые избирательные технологии существуют. Их обсудят на особой конференции
Шаг от сырьевой действительности к инновационной
Подведены итоги второго тура чемпионата по боулингу. Среди банкиров
Банковские Pr-щики обсудили свои инструметы. И выбрали лучшие
Сколько стоит земля в Москве
Лондонская школа Pr снова в Москве
Турнир по картингу дорогого стоит
Практика
Новые города для новой жизни
Юрий Перелыгин
Дорога в большую Россию
Игорь Бабичев
Мал город, да дорог
Денис Визгалов
Схемы градостроительного планирования
Владимир Щитинский
Дилемма развития
Вячеслав Глазычев
Опыт построения континентального пространства
Владимир Кузнецов
Оперативный простор
Спонсорство и спонсоры
Мария Клименчук
Корпоративный тренинг как гуманитарная технология
Михаил Кларин
Часы еще идут
Ольга Поташникова
Матрица: философия
Когда мышление подобно дикому зверю
Путешествие из страны водки и бани...
Дорожите репутацией
Как править страной


e-mail: info@soob.ru
© Со-общение. 1999-2018
Запрещается перепечатка, воспроизведение, распространение, в том числе в переводе, любых статей с сайта www.soob.ru без письменного разрешения редакции журнала "Со-общение", кроме тех случаев, когда в статье прямо указано разрешение на копирование.