Постоянный адрес сатьи http://soob.ru/n/2003/6/op/4


Матрица: философия

Мир «Матрицы» выходит из-под контроля создателей фильма.
Рекомендовать смотреть или не смотреть «Матрицу» бессмысленно. Ее уже посмотрели. И неважно, понравилось нам продолжение («Матрица: перезагрузка») или нет. «Матрица», в отличие от остальных блокбастеров, побуждает всех и каждого к практической философии. В этом ее фишка. Продолжение же (на мой взгляд) никого ни к чему не побуждает, однако является событием. Событием, доказывающим, что создать другой мир с помощью киносредств не так уж просто, ибо он стремится выйти из-под контроля. В результате может возникнуть убеждение, что мир этот ничем не отличается от реальности. А значит, незачем было и фильм снимать.

Матрица. Перезагрузка. Боевик. Режиссер: Энди Вачовски, Лари Вачовски. В ролях: Киану Ривз, Лоуренс Фишборн, Кэрри Энн Мосс. Warner Bros., США, 2003.

МАШИНЫ / ЛЮДИ: НЕ ВОЙНА, А…?

По ходу фильма несколько раз ловишь себя на мысли, что погони, выстрелы и головокружительные трюки раздражают. В «Матрице» герои уровня Нео, Морфеуса и Тринити могут делать что угодно. Потому что ложки нет. Потому что они осознают условность законов мира Матрицы. То же самое относится и к агенту Смиту, порождению «Матрицы». Поэтому смертельные схватки на крыше несущейся по шоссе машины выглядят как-то неуместно. Впрочем, другого-то выхода нет: кино требует визуализации любого конфликта.

Так что будем рассматривать «Матрицу» как боевик с «глубокой философской основой» (цитата с официального сайта). На ней и сосредоточимся.

Сначала мир Матрицы приобретает зримые очертания: во всей красе показан подземный город Сион, цитадель повстанцев. Выясняется, что их тысячелетняя борьба за выживание продвигается вполне успешно. Подземный город, кстати, тоже представляет собой технологическую цивилизацию (видимо, ничего другого люди строить не умеют). В связи с этим у самых дальновидных его обитателей возникает вопрос: даже если мы победим, не завершится ли история в итоге тем же самым — созданием превосходящих человека машин, войной и поражением человечества? Кстати, Главный Архитектор Матрицы, говоря о «программе создания избранных», прозрачно на это намекает. В этой связи создателей фильма хочется предостеречь: когда каждый новый уровень познания оказывается иллюзией, интерес к игре теряется. А вместе с ним и драматическое напряжение.

В «Перезагрузке» часто уже непонятно, где происходит действие: в «реальном мире», в мире Матрицы или на грани между ними. Создатели фильма, критики и зрители постепенно путаются — каждый в собственной рефлексии. «Перезагрузка» вызывает недоумение. И все-таки…

Так чем же все-таки объяснить странное очарование мира Матрицы? Возможно, тем, что главные вопросы: «Кто победит — машины или люди?» и «Можно ли считать, что мир, окружающий нас, реален?» — действительно являются важными для западной цивилизации. Поэтому неудивительно, что философские эссе на сайте «Матрицы» (www.thematrix.com) смотрятся вполне органично.

МАТРИЦА НУЖНА НАМ

Матрица — это зло? Интересно, кому первому в голову пришла мысль, что в «постъядерном», жутковатом реальном мире, в общем-то, нельзя жить? Особенно если машины тебе не подчиняются. Машины поступают по отношению к людям довольно милосердно (хотя это странно звучит). Люди больше не свободны? Да, но и в реальном мире в прошлом их жизнь была ограничена множеством физических и социальных законов. Кстати, в одном из упомянутых выше философских эссе на сайте «Матрицы» обсуждается интересный вопрос: а взаимодействуют ли между собой люди на самом деле? Не физически, а на уровне сознания? Сохраняются ли у людей воспоминания о встрече, которая произошла в «Матрице»? Или так: Матрица — одна на всех или для каждого своя? Если одна на всех, то это и есть реальность. И значит, человечество, собственно, ничего не потеряло. Напротив, получило гарантию от повторного самоуничтожения.

Реальность мира Матрицы представляется ужасной только потому, что мы смотрим на него как бы со стороны, «с позиции Бога», сохраняя при этом человеческие представления о хорошем и плохом. А поскольку «взгляд со стороны» доступен только зрителям, только им и может быть интересно все происходящее в реальном мире.

Впрочем, там почти ничего не происходит. Следить за событиями в «Матрице» намного более увлекательно. Согласитесь, жизненные драмы обитателей Сиона могут вызывать симпатию или раздражение, но почти никак не влияют на судьбу мира. А приключения главных героев практически полностью разворачиваются в «Матрице».

Матрица не может не вызывать того невольного уважения или даже восхищения, которое вызывает у человека эпохи постмодерна любое сложное устройство. Поразительно, с каким упорством герои стремятся его разрушить.

Чтобы сделать — что? В чем он — их образ будущего?

Невольно возникает гипотеза, что после взлома Главного Компьютера герои получат возможность управлять Матрицей. Но она не подтверждается. А потом понимаешь, что никакого взлома тоже не будет. Просто, если Нео выполнит пророчество, война остановится. Как? Почему? Никто не знает. Чем выше уровень развития технологий, тем живее слепая вера.

Есть в «Перезагрузке» персонаж по имени Меровингин, который говорит как раз об этом. Когда герои приходят к нему, он спрашивает: «А что вы хотите сделать? У вас есть цель? Почему вы полагаетесь на ваши пророчества?» Меровингин выглядит комично и к тому же все время говорит по-французски. Похоже, здесь содержится намек на взаимодействие «США — Европа» и по поводу войны в Ираке. Да и по всем прочим поводам.

КАКАЯ МАТРИЦА НАМ НУЖНА?

Матрица — метафора социального устройства мира. Матрица — другое слово для обозначения непрерывно функционирующей самоподдерживающейся системы. Матрицу, похоже, все-таки не разрушить (не потому, что невозможно, а потому, что самоубийственно).

Но можно посмотреть и с другой стороны. Матрице всегда нужен свой Сион — место, где компактно собраны те, кто способен осознать условность, нереальность мира. Как только Сион становится опасным, его уничтожают. Но при этом нужно сразу же основать новый Сион, и уже пятеро «избранных» делали это.

А вот Нео выбрал другой путь — бессмысленный, нелогичный и нерациональный. Главный Архитектор сказал ему: «Если ты сделаешь это, погибнет все». И тем не менее.

Кстати, по-настоящему интересно, а что будет дальше. Впрочем, подозреваю, что создатели фильма решили преодолеть все возможные конфликты и увязать неувязки при помощи чудес (см., например, воскрешение Нео в первой части фильма и Тринити во второй).

P.S. Не знаю, как вы, а я жду, когда на экраны выйдет «Матрица: революция». Потому что «Перезагрузка» оставила у меня ощущение, что это был рекламный ролик, посвященный финальной части трилогии. Кинокомпания Warner Brothers похоже реализовала мечту корпораций всего мира: за просмотр рекламного ролика потребители платят столько же денег, сколько за сам продукт.

Анна Федорова

Дата публикации: 05:04 | 09.10


Copyright © Журнал "Со - Общение".
При полном или частичном использовании материалов ссылка на Журнал "Со - Общение" обязательна.